Файл: Министерство просвещения российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА»
направленность (профиль) «Менеджмент организации»
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
(уч. степень, звание, должность)
(практику по получению профессиональных умений
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ стратегических целей и задач
2.2. Анализ оргструктуры управления
2.3. Анализ систем планирования и принятия решений
2.4. Анализ бизнес-процессов и координации
2.5. Анализ мотивации персонала
2.6. Анализ кадрового потенциала
2.7. Анализ организационной культуры
2.8. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
организация рабочих мест; оптимизация трудового процесса путем внедрения рациональных методов и приемов труда; создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализация режимов труда и отдыха, анализ фотографии рабочего места; аттестация, оценка и рационализация рабочих мест; оплата труда. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (28), 2018 69 В рамках исследования были определены слабые стороны системы управления персоналом ресторана «Хачапури и Вино» по функциям [10- 19]. В результате проведенных оценки элементов существующей системы управления персоналом в ресторане было выявлено, что основными «проблемными зонами» системы управления персоналом исследуемого предприятия являются: не достаточно эффективные мотивация и стимулирование персонала, неэффективность функций нормирования, регулирования и координации кадровой политики. Для оценки влияния вышеуказанных проблем на текучесть кадров предприятия был проведен анализ состояния и использования трудовых ресурсов в ресторане. В процессе анализа трудовых ресурсов была изучена динамика структуры персонала ресторана «Хачапури и вино» за 2015–2017 гг. (табл. 2). Таблица 2 - Динамика структуры персонала ресторана «Хачапури и вино» Категории персонала Структура персонала Изменения 2015 год 2016 год 2017 год 2017 г. к 2015г. 2017 г. к 2016г. чел % чел % чел % Персонал основной деятельности 47 100,0 50 100,0 54 100,0 114,8 108,0 В том числе: рабочие 40 85,1 43 86,0 47 87,0 117,5 109,3 Руководители 3 6,4 3 6,0 3 5,6 100,0 100,0 Специалисты 4 8,5 4 8,0 4 7,4 100,0 100,0 Данные таблицы 2 показывают, что на предприятии увеличивается производственный потенциал (удельный вес рабочих растет). По итогам анализа использования трудовых ресурсов можно сказать, что на предприятии создаются рабочие места, но и одновременно сокращается численность рабочих за счет полной автоматизации и механизации производства. В период с 2015–2017 гг. значительно возрос коэффициент текучести кадров, это произошло в основном за счет увеличение работников, уволившихся по собственному желанию. Высокий уровень текучести, особенно группы рабочих и специалистов негативно отражается на деятельности предприятия. Среди причин, вызывающих текучесть кадров, основными являются: неудовлетворенность работников условиями труда (тяжелые и вредные, режим работы); невозможность повышения образования и квалификации. По данным проведённого анализа существующей системы управления персоналом в ресторане «Хачапури и вино» можно сделать следующий вывод: на предприятии уделяется недостаточно внимания в разработке и реализации целей и стратегий управления персоналом. Отсутствует кон- 70 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (28), 2018 троль проектирования и планирования потребности в персонале, участие руководства в решении задач, связанных с удовлетворенностью каждого сотрудника условиями, содержанием и характером труда. Ключевыми проблемами кадрового менеджмента ресторана «Хачапури и Вино» являются: высокая текучесть кадров; отставание профессиональных знаний сотрудников от требований производства; отсутствие системы мотивации и оценки персонала; отсутствие системы формирования кадрового резерва. Для решения вышеперечисленных проблемы можно рекомендовать следующие направления совершенствования кадрового менеджмента на предприятии: анализ текучести кадров; разработка эффективной программы адаптации новых сотрудников; внедрение функций наставничества; предоставление сотрудникам возможности обучения и повышения квалификации; разработка системы мотивации и оценки персонала; подготовка кадрового резерва предприятия. Исследована внешняя среда ресторана «Хачапури и Вино».
Основными субъектами внешней среды, которые постоянно взаимодействуют с предприятием и влияют на результаты хозяйственной деятельности, являются поставщики, потребители и конкуренты [20-29]. Поставщики. Ресторан имеет группу надежных, хорошо зарекомендовавших себя поставщиков, у которых периодически заказывает определенный набор продукции. Это, прежде всего, продукция, которой непосредственно торгует предприятие (алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, хлеб, хлебобулочные изделия и другие готовые продукты), а также сырье и полуфабрикаты для приготовления блюд и напитков (продукция собственного производства). Потребители. Потребитель – это лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. Сегментирование – деление рынка на однородные группы потребителей (сегменты), для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты и комплексы маркетинга. Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков. Характеристика потребителей ресторана представлены (табл. 3). Конкуренты. Основными конкурентами ресторана «Хачапури и Вино» являются: рестораны «Чито Гврито», «Бахрома», «Веселидзе», «Хочу Харчо». В рамках исследования была определена доля ресторана «Хачапури и вино» и его основных конкурентов на рынке (рис.1). ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (28), 2018 71 Таблица 3 - Характеристика потребителей ресторана «Хачапури и вино» Социально-демографический показатель Характеристика Пол Мужчины – 75%, женщины – 25% Возраст 36–54 лет – 57% Размер и состав семьи 3-4 чел. (семьи с детьми) Уровень дохода 50–75 тыс. руб. / мес. Занятость Индивидуальный бизнес Род занятий Руководитель Образование Среднее специальное, высшее Этническая (расовая) принадлежность Русские Место проживания и мобильность Санкт-Петербург, мобильность Рисунок 1 - Доля ресторана «Хачапури и вино» и его основных конкурентов на рынке Анализ рисунка показывает, что наибольшую долю на рынке имеют рестораны «Чито Гврито» (31,7%) и «Хачапури и Вино» (26,9%), а наименьшую – ресторан «Хочу Харчо». Оценка конкурентоспособности ресторана «Хачапури и Вино» и его основных конкурентов представлена далее. (табл. 5). Анализ таблицы 5 показывает, что наибольшая оценка конкурентоспособности присвоена ресторанам «Чито Гврито» (8,11), а наименьшая – ресторану «Хачапури и Вино» (6,9). В результате проведенного анализа конкурентной среды ресторана «ХиВ» было выявлено, что рестораны «Чито Гврито» и «Бахрома» – отличаются широким ассортиментом продукции и услуг, эффективной организацией технологического процесса и высоким качеством продукции. Таким образом, основной проблемой ресторана «Хачапури и Вино» являются конкуренты, так как предприятия общественного питания на глазах распространяются по стране. На сегодняшний день рынок аналогичных продуктов и услуг уже развит, насыщен, и разделен примерно в одинаковом объеме. Поскольку у ресторана «Хачапури и вино» уже существует 72 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (28), 2018 довольно широкий круг потенциальных клиентов и потребителей, а также предприятие реализует свою продукции по более низкой цене, чем у конкурентов, то применяемые конкурентами стратегии не приведут к ухудшению статуса фирмы на рынке. Стратегия конкурентов агрессивна и в охвате рынка они используют маркетинговые методы, включая рекламу, ценообразование и др. Таблица 5 - Оценка конкурентоспособности ресторана «Хачапури и Вино» и его основных конкурентов Коэффициент факторов успеха (КФУ) Вес (Р) «Чито Гврито» «Хачапури и вино» «Бахрома» Q Q×P Q Q×P Q Q×P Широта ассортимента 0,2 9 1,8 6 1,2 7 1,4 Квалификация персонала 0,12 7 0,84 8 0,96 5 0,6 Качество обслуживания 0,1 7 0,7 6 0,6 7 0,7 Уровень цен 0,25 9 2,25 9 2,25 8 2,0 Уровень рекламной активности 0,09 8 0,72 5 0,45 7 0,63 Качество продукции 0,12 9 1,08 7 0,84 8 0,96 Качество обслуживания 0,12 6 0,72 5 0,6 9 1,08 Итого: 1 55 8,11 46 6,9 51 7,37 Q – вес, присвоенный КФУ; Q×P – взвешенная оценка На основе проведенных исследований, можно сделать следующие заключения [30-33]. 1. Основной вид деятельности ресторана «Хачапури и вино» достаточно эффективен. Предприятию присущи высокие показатели развития, включая качество продукции и ассортимент. В результате анализа динамики основных показателей деятельности ресторана «Хачапури и вино» было выявлено, что в 2017 году по сравнению с показателями 2015 года выручка от реализации услуг возросла на 38,17%; себестоимость возросла на 33%; чистая прибыль увеличилась более, чем в 3 раза – с 21 180, 3 тыс. руб. Среднегодовая численность работников предприятия увеличилась за рассматриваемый период почти на 15% и составила в 2017 г. 54 человека. За анализируемый период объем затрат увеличился более, чем на 30%. 2. В результате проведенного исследования кадровой политики ресторана «Хачапури и вино» были выявлены факторы, препятствующие росту производительности труда и приводящие к снижению эффективности деятельности предприятия. Ключевыми проблемами кадрового менеджмента на предприятии являются: высокая текучесть кадров; отставание профес- ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (28), 2018 73 сиональных знаний сотрудников от требований производства; отсутствие системы мотивации и оценки персонала; отсутствие системы формирования кадрового резерва. Эти недостатки существенно влияют на уровень текучести кадров и снижают эффективность работы предприятия. 3. Исследование маркетинговой деятельности ресторана «Хачапури и вино» позволил сделать вывод о том, что данная организация применяет концепцию сбытового маркетинга. В современных условиях рынка наиболее эффективной маркетинговой концепции для
ресторана является концепция маркетинга взаимоотношений, акцентирующая на коммуникации, направленные на установление долгосрочных отношений с потребителями и партнерами. 4. На основании проведенного анализа были выявлены неэффективные места, связанные с недостаточно результативной организацией маркетинговой деятельности и недостаточно высокой конкурентоспособностью ресторана в условиях кризиса. 5. В качестве последующих стратегий предприятию рационально использовать более глубокое проникновение на рынок с помощью маркетинговых мероприятий. На основе результатов проведенного анализа основных показателей деятельности и оценки эффективности менеджмента ресторана «Хачапури и вино», а также изучения опыта по совершенствованию менеджмента в организации и по повышению эффективности маркетинговой деятельности ресторана, были рекомендованы следующие мероприятия, улучшающие стратегическое положение компании. Развитие до необходимого уровня и поддержание контроля кадрового и производственного менеджмента. В системе управления персоналом полнее использовать мотивацию и стимулирование персонала. Создание отдела маркетинга и проведение комплексного маркетингового исследования. Привлечение квалифицированных сотрудников службы маркетинга. Данные меры уже в среднесрочной перспективе должны усилить позицию исследуемой организации.
2.2. Анализ оргструктуры управления
Режим работы предприятия.
Рабочий день руководителей и персонала длится с 12: 00 до 01: 00. Обслуживающий персонал работает в две смены три через три.
Перечень руководящего состава и обслуживающего персонала.
Общее количество работающих на данном предприятии на 24 апреля 2008г составляет 25 человек.
Основные руководители выполняют следующие функциональные обязанности:
Директор (1 чел). Подписывает приказы о назначении на ту или иную должность или освобождении от нее. Осуществляет организационное руководство всем предприятием в целом.
Заместитель директора (1 чел). Подчинятся непосредственно директору. В отсутствии директора выполняет все его обязательства.
Управляющий (1чел) Подчиняется директору, в его отсутствие заместителю директора. Разрабатывает стратегию предприятия, контролирует работу персонала закусочной, качество обслуживания. Обеспечивает взаимодействие подразделений. Занимается маркетингом предприятия.
Бухгалтер (1 чел). Непосредственно подчиняется директору и выполняет все его распоряжения, касающиеся работы общества. Свою деятельность осуществляет на основании требований нормативных документов правительства России. В пределах утверждённых должностных обязанностей взаимодействует с государственными предприятиями, учреждениями и общественными организациями.
Менеджер (2 чел) Подчиняется заместителю директора, управляющему. Является непосредственным начальником заведения для обслуживающего персонала в отсутствии вышестоящего руководства. Следит за работой персонала, производит кассовые операции.
Бармен (2 чел) Находится в подчинении у менеджера. Готовит заказы, направленные на бар, непосредственно обслуживает посетителей, находящихся за барной стойкой.
Официант (6 чел) Находится в подчинении у менеджера. Принимает заказы, обслуживает гостей, следит за чистотой зала.
Шеф-повар (1 чел) Находится в подчинении у управляющего. Контролирует работу персонала кухни, делает заявки поставщикам, разрабатывает рецептуры блюд, составляет технологические карты, делает отработки блюд.
Су-шеф (1 чел) Подчиняется Шеф-повару. В отсутствии Шеф-повара выполняет его обязанности.
Повар (4чел) Подчиняется Шеф повару, в его отсутствие Су-шефу. Занимается непосредственным приготовлением блюд.