Файл: Анализ структуры торгового ассортимента: на примере ООО «Валентина».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления торговым ассортиментом
1.1 Сущность понятия «торговый ассортимент»
1.2 Классификация методов и моделей управления ассортиментом
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Валентина»
2.1. Анализ организационной структуры управления предприятием
2.2. Анализ основных экономических показателей
ГЛАВА 3. Совершенствование управления торговым ассортиментом
3.1. Анализ ассортимента предприятия, размера, состава и оборачиваемости товарных запасов
3.2. Основные направления совершенствования системы управления ассортиментом ООО «Валентина»
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, напротив, увеличивается с 1,5 до 5,6 в 2018 г. и 5,8 руб./руб. в 2019 г., что связано с более высокими темпами прироста выручки, чем оборотных активов.
Анализ рентабельности продаж, рассчитанный по прибыли от продаж как отношение данного показателя в выручке, умноженного на 100% показывает, что в 2017 г. она составила 12,6%, в 2018 г. имеет максимальное значение – 17,5 %, но в 2019 г. сокращается до 12,9% в связи с увеличением доли себестоимости в выручке.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) ООО «Валентина» специализируется на розничных продажах лекарственных средств и иных фармацевтических препаратов. Это прибыльное и рентабельное предприятие, что связано, прежде всего, со спецификой рынка лекарственных препаратов, отличающегося стабильным ростом.
2) ООО «Валентина» отличают высокие темпы роста выручки и растущая эффективность использования всех ресурсов: возрастает производительность труда, увеличивается коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Единственный снижающийся в течение исследуемого периода показатель – фондоотдача, что связано с высокими темпами прироста основных средств: ремонта и достройки собственного здания аптеки, приобретения транспорта.
3) Рентабельность предприятия за период увеличивается с 12,6% в 2017 г. до 17,5% в 2018 г., но снижается в 2019 г. до 12,9%. Наиболее высокий показатель рентабельности был достигнут в 2018 г., таким образом, в период с 2018 по 2019 гг. для ООО «Валентина» характерна тенденция к снижению рентабельности, что свидетельствует о необходимости более эффективного управления товарными запасами предприятия.
ГЛАВА 3. Совершенствование управления торговым ассортиментом
3.1. Анализ ассортимента предприятия, размера, состава и оборачиваемости товарных запасов
Прежде чем перейти к рассмотрению аналитических показателей ассортимента и оборачиваемости отдельных его групп, рассмотрим их структуру. В общем ассортименте предприятия можно выделить следующие группы:
- лекарственные препараты, в том числе импортного производства и отечественного производства;
- биологически-активные добавки (импортные и отечественные);
- косметика (импортная и отечественная),
- парафармацевтическая продукция (средства гигиены, специализированная продукция медицинского назначения и др.)
В фармацевтической практике в отдельную группу товарных запасов выделяют также «дорогостоящие препараты», подразумевая, в данном случае наиболее редкие, чаще всего, получаемые под заказ препараты, стоимостью свыше 10 тыс. руб. за единицу, но в ООО «Валентина» таких поставок нет.
В таблице 2 представлена динамика реализуемых ООО «Валентина» товаров и их состав. Из таблицы видно, что ранее ООО «Валентина» ориентировалось на предоставление покупателям максимально широкого ассортимента, но основной объем товаров составляли лекарственные препараты (75,9%).
К концу исследуемого периода лекарственные препараты составляют 65,9%, но более разнообразны иные группы представляемых товаров. Еще одна ярко выраженная тенденция – рост доли товаров отечественного производства. Если в 2017 г. общая доля отечественных товаров составляла всего 27,6%, то в 2018 г. она составила уже 39,7% от общего объема, а если учесть тот факт, что отечественная продукция, как правило, значительно дешевле импортных аналогов, то очевидно, что в абсолютном выражении (единицах реализации), доля отечественных товаров еще выше.
Таблица 2
Состав и структура ассортимента и товарных запасов по группам товаров
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Отклонение, +/- |
Отклонение, % |
||
2018 /2017 |
2019 /2018 |
2018 /2017 |
2019 /2018 |
||||
Общий объем товаров, реализованных за период, в том числе |
5718 |
26592 |
49791 |
20874 |
23199 |
465,1 |
187,2 |
Лекарственные препараты отечественного производства |
1214 |
6789 |
10456 |
5575 |
3667 |
559,2 |
154,0 |
Лекарственные средства импортного производства |
3124 |
12567 |
22345 |
9443 |
9778 |
402,2 |
177,8 |
БАД отечественные |
216 |
808 |
1783 |
592 |
975 |
374,1 |
220,7 |
БАД импортные |
518 |
1002 |
2120 |
484 |
1118 |
193,4 |
211,6 |
Косметика отечественная |
128 |
1340 |
2418 |
1212 |
1070 |
В 10,5 р. |
180,4 |
Косметика импортная |
416 |
2345 |
4312 |
1929 |
1967 |
563,7 |
183,8 |
Парафармацевтика отечественная |
23 |
955 |
5112 |
932 |
4157 |
В 41,5 р. |
535,3 |
Парафармацевтика импортная |
79 |
786 |
1245 |
707 |
459 |
994,9 |
158,4 |
Если сравнивать долю отечественных препаратов с аналогичными общероссийскими данными, то, необходимо отметить, что в среднем по РФ доля отечественных препаратов составила в 2019 г. в стоимостном выражении 45%, а по ассортименту – 47%, а это значит, что ООО «Валентина» может ориентироваться именно на эти показатели (рисунок 3).
Около 36% суммарных продаж ООО «Валентина» приходятся на 100 лидирующих наименований лекарственных средств: поливитаминные препараты Компливит, Ревит, Ундевит, анальгетики (Баралгин и Анальгин), комбинированные парацетамолсодержащие препараты (Цитрамон П, Пенталгин-ICN, Седальгин-Нео), сердечно-сосудистые и противомикробные средства, а также препараты, влияющие на пищеварительную систему. Лидерами по розничным продажам в группе сердечно-сосудистых средств выступают Кавинтон, Капотен, Энап, Винпоцетин-Акри, среди противомикробных средств – Бисептол и Сумамед. Кроме того, стабильным спросом пользуются Но-шпа, Дротаверин, противовирусные препараты, активированный уголь, препараты валерианы, нафтизин, корвалол и др.
Рисунок 3. Структура аптечных товаров в РФ, по данным на 01.01.20 и в ООО «Валентина»
На рисунке 4 представлена структура реализованных в течение 2019 г. товаров по группам. Основную долю в общей структуре товаров составляют импортные лекарственные препараты (44,9%). Также велика доля отечественных лекарственных средств – 21%. Сокращается в течение периода доля БАД – отечественных 3,6%, а импортных 4,3%. Стабильным спросом пользуется косметика, более того, можно отметить некоторый рост ее доли в общем объеме продаж. Это связано с тем, что большинство покупателей все чаще приобретают такие товары именно в аптеках, где продукция, как правило, сертифицирована.
Рисунок 4. Структура товаров, реализованных в 2019 г.
ООО «Валентина»
Существенно возросла доля парафармацевтики в общем объеме продаж. ООО «Валентина» изначально ориентировалась на продажу ортопедических товаров, но спрос и на другие медицинские товары был чрезвычайно высоким, что привело к увеличению доли парафармацевтики в общем объеме реализуемых товаров.
Основными поставщиками товаров являются компании:
– Протек (лекарственные препараты),
– СИА (лекарственные препараты),
– Катрен (лекарственные препараты),
– Фора-фарм (парафармацевтика).
Кроме этого, ООО «Валентина» работает еще с 18 поставщиками, доли которых в общих поставках существенно ниже – Аптека-холдинг, Биотек, Русская тройка, Русский стиль и др.
Сотрудничество с этими компаниями руководство оценивает по-разному. Так, наиболее выгодными, по мнению руководства, являются поставки компаний «Катрен» и «СИА», тогда как существенно ухудшились условия сотрудничества с «Протек». «Протек» – один из крупнейших поставщиков фармацевтической продукции, длительное время доминировавший на рынке, в том числе и за счет наиболее выгодных цен. В последние два года его основные конкуренты – «СИА» и «Катрен» существенно улучшили качество обслуживания по таким параметрам, как:
– ассортимент;
– наличие отсрочек платежа и скидок,
– работа коммерческой службы,
– работа склада.
Данные компании увеличили свой маркетинговый бюджет, проводят интересные программы продвижения и т.п. Немаловажным фактором является скорость выполнения заказов и качество работы по претензиям. В результате коммерческое партнерство с этими контрагентами представляется на сегодняшний день более выгодным.
Анализ товарооборачиваемости был проведен за 2018 и 2019 гг. Анализ проводился в целом по аптеке и по различным ассортиментным группам (таблица 3). Кроме того, на основании данных по поставкам медикаментов и их остаткам, мы провели расчет рентабельности продаж за первый квартал 2020 г. по ведущим поставщикам.
Из приведенных данных видно, что число оборотов всех товарных запасов ООО «Валентина» за период с 2018 по 2019 г. несколько сократилось – с 9,3 до 8,4 оборота. Как следствие увеличился и период оборота до 41,6 дней. Но внутри товарных групп мы видим иную динамику (рис. 5, 6).
Таблица 3
Динамика товарооборачиваемости различных ассортиментных групп в ООО «Валентина»
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение, 2019/2018 |
|
+/- |
% |
|||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общий объем выручки от продаж |
26592 |
49791 |
23199 |
187,2 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
2869 |
5670,5 |
2801,5 |
197.6 |
Однодневная выручка |
72,9 |
136,4 |
63,5 |
187,1 |
Товарооборачиваемость, дн. |
39,4 |
41,6 |
22 |
105,6 |
Товарооборот, об |
9,3 |
8,4 |
-0,9 |
90,3 |
Лекарственные препараты отечественного производства |
6789 |
10456 |
9242 |
861,3 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
576 |
712,5 |
152,5 |
123,6 |
Однодневная выручка |
18,6 |
28,6 |
10 |
153,4 |
Товарооборачиваемость, дн. |
31,0 |
24,9 |
-6,1 |
80,3 |
Товарооборачиваемость, об. |
11,8 |
14,7 |
2,9 |
124,6 |
Лекарственные средства импортного производства |
12567 |
22345 |
19221 |
715,3 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
917 |
1645,5 |
728,5 |
179,4 |
Однодневная выручка |
34,7 |
61,2 |
26,5 |
176,4 |
Товарооборачиваемость, дн. |
26,4 |
26,9 |
0,5 |
101,9 |
Товарооборачиваемость, об. |
13,7 |
13,6 |
-0,1 |
99,3 |
БАД (всего) |
1810 |
3903 |
2093 |
215,6 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
412 |
1218 |
806 |
295,6 |
Однодневная выручка |
5,0 |
10,7 |
5,7 |
214,0 |
Товарооборачиваемость, дн. |
82,4 |
113.8 |
31,4 |
138,1 |
Товарооборачиваемость, об. |
4,4 |
3,2 |
-1,2 |
72,7 |
Продолжение таблицы 5 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Косметика (всего) |
3685 |
6730 |
3045 |
182,6 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
718 |
1096 |
378 |
152,6 |
Однодневная выручка |
10,1 |
18,4 |
8,3 |
182,2 |
Товарооборачиваемость, дн. |
71,1 |
59,6 |
-11,5 |
83,8 |
Товарооборачиваемость, об. |
5,1 |
6,1 |
1,0 |
119,6 |
Парафармацевтика (всего) |
1741 |
6357 |
4616 |
365,1 |
Среднегодовой объем товарных запасов |
246 |
998,5 |
752,5 |
405,9 |
Однодневная выручка |
4,7 |
17,4 |
12,7 |
370,2 |
Товарооборачиваемость, дн. |
52,3 |
57,4 |
5,1 |
109,8 |
Товарооборачиваемость, об. |
7,1 |
6,3 |
-0,8 |
88,7 |
Рисунок 5. Динамика числа оборотов по ассортиментным группам ООО «Валентина» в 2018–2029 гг.
Рисунок 6. Динамика показателей товаророборачиваемости в дн. в 2018–2019 гг.
Наибольшим спросом и максимально высокой оборачиваемостью отличаются лекарственные средства, причем, обращает на себя внимание растущая популярность отечественных препаратов. Стабильно высок спрос и на импортные препараты. Что же касается других ассортиментных групп, то наименьшее число оборотов демонстрируют БАД, причем спрос на них несколько сокращается. Небольшое сокращение числа оборотов по парафармацевтике свидетельствует о максимально возможном расширении ассортимента.
Кроме того, парафармацевтика относится к той группе товаров, которые могут закупаться более крупными партиями, так как она отличается большими сроками годности.
Возрастает и оборачиваемость косметики. ООО «Валентина» следует обратить внимание на эту группу товаров и по наиболее популярным среди покупателей позициям расширить ассортимент, тем более, что многие поставщики косметики работают с аптеками напрямую, предоставляя достаточно гибкие условия поставки и реализации.
На рисунке 7 приведена динамика рентабельности по основным поставщикам ООО «Валентина».
Рисунок 7. Динамика рентабельности продаж по
ведущим поставщикам ООО «Валентина» в 2018–2019 гг.
Как видно из приведенных данных при общем сокращении рентабельности с 17,5 до 12,9%, наиболее резко сократилась прибыльность сотрудничества с компанией Протек, а наиболее выгодными оказались поставки и маркетинговые программы Фора-фарм. Данная компания поставляет в основном парафармацевтику и косметику отечественных производителей и ООО «Валентина» следует максимально расширить сотрудничество именно с этой компанией. Что касается ведущих поставщиков лекарственных средств, то здесь максимально выгодным представляется сотрудничество с компанией СИА, так как рентабельность продаж, закупаемых у СИА товаров возрастает за счет постоянно проводимых акций (при покупке нескольких единиц, дарится подарок, или еще одна единица товара предоставляется бесплатно и т.п.).