Файл: Анализ структуры торгового ассортимента: на примере ООО «Валентина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, напротив, увеличивается с 1,5 до 5,6 в 2018 г. и 5,8 руб./руб. в 2019 г., что связано с более высокими темпами прироста выручки, чем оборотных активов.

Анализ рентабельности продаж, рассчитанный по прибыли от продаж как отношение данного показателя в выручке, умноженного на 100% показывает, что в 2017 г. она составила 12,6%, в 2018 г. имеет максимальное значение – 17,5 %, но в 2019 г. сокращается до 12,9% в связи с увеличением доли себестоимости в выручке.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) ООО «Валентина» специализируется на розничных продажах лекарственных средств и иных фармацевтических препаратов. Это прибыльное и рентабельное предприятие, что связано, прежде всего, со спецификой рынка лекарственных препаратов, отличающегося стабильным ростом.

2) ООО «Валентина» отличают высокие темпы роста выручки и растущая эффективность использования всех ресурсов: возрастает производительность труда, увеличивается коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Единственный снижающийся в течение исследуемого периода показатель – фондоотдача, что связано с высокими темпами прироста основных средств: ремонта и достройки собственного здания аптеки, приобретения транспорта.

3) Рентабельность предприятия за период увеличивается с 12,6% в 2017 г. до 17,5% в 2018 г., но снижается в 2019 г. до 12,9%. Наиболее высокий показатель рентабельности был достигнут в 2018 г., таким образом, в период с 2018 по 2019 гг. для ООО «Валентина» характерна тенденция к снижению рентабельности, что свидетельствует о необходимости более эффективного управления товарными запасами предприятия.

ГЛАВА 3. Совершенствование управления торговым ассортиментом

3.1. Анализ ассортимента предприятия, размера, состава и оборачиваемости товарных запасов

Прежде чем перейти к рассмотрению аналитических показателей ассортимента и оборачиваемости отдельных его групп, рассмотрим их структуру. В общем ассортименте предприятия можно выделить следующие группы:


  • лекарственные препараты, в том числе импортного производства и отечественного производства;
  • биологически-активные добавки (импортные и отечественные);
  • косметика (импортная и отечественная),
  • парафармацевтическая продукция (средства гигиены, специализированная продукция медицинского назначения и др.)

В фармацевтической практике в отдельную группу товарных запасов выделяют также «дорогостоящие препараты», подразумевая, в данном случае наиболее редкие, чаще всего, получаемые под заказ препараты, стоимостью свыше 10 тыс. руб. за единицу, но в ООО «Валентина» таких поставок нет.

В таблице 2 представлена динамика реализуемых ООО «Валентина» товаров и их состав. Из таблицы видно, что ранее ООО «Валентина» ориентировалось на предоставление покупателям максимально широкого ассортимента, но основной объем товаров составляли лекарственные препараты (75,9%).

К концу исследуемого периода лекарственные препараты составляют 65,9%, но более разнообразны иные группы представляемых товаров. Еще одна ярко выраженная тенденция – рост доли товаров отечественного производства. Если в 2017 г. общая доля отечественных товаров составляла всего 27,6%, то в 2018 г. она составила уже 39,7% от общего объема, а если учесть тот факт, что отечественная продукция, как правило, значительно дешевле импортных аналогов, то очевидно, что в абсолютном выражении (единицах реализации), доля отечественных товаров еще выше.

Таблица 2

Состав и структура ассортимента и товарных запасов по группам товаров

Показатель

2017

2018

2019

Отклонение, +/-

Отклонение, %

2018

/2017

2019

/2018

2018

/2017

2019

/2018

Общий объем товаров, реализованных за период, в том числе

5718

26592

49791

20874

23199

465,1

187,2

Лекарственные препараты отечественного производства

1214

6789

10456

5575

3667

559,2

154,0

Лекарственные средства импортного производства

3124

12567

22345

9443

9778

402,2

177,8

БАД отечественные

216

808

1783

592

975

374,1

220,7

БАД импортные

518

1002

2120

484

1118

193,4

211,6

Косметика отечественная

128

1340

2418

1212

1070

В 10,5 р.

180,4

Косметика импортная

416

2345

4312

1929

1967

563,7

183,8

Парафармацевтика отечественная

23

955

5112

932

4157

В 41,5 р.

535,3

Парафармацевтика импортная

79

786

1245

707

459

994,9

158,4


Если сравнивать долю отечественных препаратов с аналогичными общероссийскими данными, то, необходимо отметить, что в среднем по РФ доля отечественных препаратов составила в 2019 г. в стоимостном выражении 45%, а по ассортименту – 47%, а это значит, что ООО «Валентина» может ориентироваться именно на эти показатели (рисунок 3).

Около 36% суммарных продаж ООО «Валентина» приходятся на 100 лидирующих наименований лекарственных средств: поливитаминные препараты Компливит, Ревит, Ундевит, анальгетики (Баралгин и Анальгин), комбинированные парацетамолсодержащие препараты (Цитрамон П, Пенталгин-ICN, Седальгин-Нео), сердечно-сосудистые и противомикробные средства, а также препараты, влияющие на пищеварительную систему. Лидерами по розничным продажам в группе сердечно-сосудистых средств выступают Кавинтон, Капотен, Энап, Винпоцетин-Акри, среди противомикробных средств – Бисептол и Сумамед. Кроме того, стабильным спросом пользуются Но-шпа, Дротаверин, противовирусные препараты, активированный уголь, препараты валерианы, нафтизин, корвалол и др.

Рисунок 3. Структура аптечных товаров в РФ, по данным на 01.01.20 и в ООО «Валентина»

На рисунке 4 представлена структура реализованных в течение 2019 г. товаров по группам. Основную долю в общей структуре товаров составляют импортные лекарственные препараты (44,9%). Также велика доля отечественных лекарственных средств – 21%. Сокращается в течение периода доля БАД – отечественных 3,6%, а импортных 4,3%. Стабильным спросом пользуется косметика, более того, можно отметить некоторый рост ее доли в общем объеме продаж. Это связано с тем, что большинство покупателей все чаще приобретают такие товары именно в аптеках, где продукция, как правило, сертифицирована.

Рисунок 4. Структура товаров, реализованных в 2019 г.

ООО «Валентина»

Существенно возросла доля парафармацевтики в общем объеме продаж. ООО «Валентина» изначально ориентировалась на продажу ортопедических товаров, но спрос и на другие медицинские товары был чрезвычайно высоким, что привело к увеличению доли парафармацевтики в общем объеме реализуемых товаров.

Основными поставщиками товаров являются компании:

– Протек (лекарственные препараты),

– СИА (лекарственные препараты),

– Катрен (лекарственные препараты),

– Фора-фарм (парафармацевтика).

Кроме этого, ООО «Валентина» работает еще с 18 поставщиками, доли которых в общих поставках существенно ниже – Аптека-холдинг, Биотек, Русская тройка, Русский стиль и др.


Сотрудничество с этими компаниями руководство оценивает по-разному. Так, наиболее выгодными, по мнению руководства, являются поставки компаний «Катрен» и «СИА», тогда как существенно ухудшились условия сотрудничества с «Протек». «Протек» – один из крупнейших поставщиков фармацевтической продукции, длительное время доминировавший на рынке, в том числе и за счет наиболее выгодных цен. В последние два года его основные конкуренты – «СИА» и «Катрен» существенно улучшили качество обслуживания по таким параметрам, как:

– ассортимент;

– наличие отсрочек платежа и скидок,

– работа коммерческой службы,

– работа склада.

Данные компании увеличили свой маркетинговый бюджет, проводят интересные программы продвижения и т.п. Немаловажным фактором является скорость выполнения заказов и качество работы по претензиям. В результате коммерческое партнерство с этими контрагентами представляется на сегодняшний день более выгодным.

Анализ товарооборачиваемости был проведен за 2018 и 2019 гг. Анализ проводился в целом по аптеке и по различным ассортиментным группам (таблица 3). Кроме того, на основании данных по поставкам медикаментов и их остаткам, мы провели расчет рентабельности продаж за первый квартал 2020 г. по ведущим поставщикам.

Из приведенных данных видно, что число оборотов всех товарных запасов ООО «Валентина» за период с 2018 по 2019 г. несколько сократилось – с 9,3 до 8,4 оборота. Как следствие увеличился и период оборота до 41,6 дней. Но внутри товарных групп мы видим иную динамику (рис. 5, 6).

Таблица 3

Динамика товарооборачиваемости различных ассортиментных групп в ООО «Валентина»

Показатель

2018 г.

2019 г.

Отклонение, 2019/2018

+/-

%

1

3

4

5

6

Общий объем выручки от продаж

26592

49791

23199

187,2

Среднегодовой объем товарных запасов

2869

5670,5

2801,5

197.6

Однодневная выручка

72,9

136,4

63,5

187,1

Товарооборачиваемость, дн.

39,4

41,6

22

105,6

Товарооборот, об

9,3

8,4

-0,9

90,3

Лекарственные препараты отечественного производства

6789

10456

9242

861,3

Среднегодовой объем товарных запасов

576

712,5

152,5

123,6

Однодневная выручка

18,6

28,6

10

153,4

Товарооборачиваемость, дн.

31,0

24,9

-6,1

80,3

Товарооборачиваемость, об.

11,8

14,7

2,9

124,6

Лекарственные средства импортного производства

12567

22345

19221

715,3

Среднегодовой объем товарных запасов

917

1645,5

728,5

179,4

Однодневная выручка

34,7

61,2

26,5

176,4

Товарооборачиваемость, дн.

26,4

26,9

0,5

101,9

Товарооборачиваемость, об.

13,7

13,6

-0,1

99,3

БАД (всего)

1810

3903

2093

215,6

Среднегодовой объем товарных запасов

412

1218

806

295,6

Однодневная выручка

5,0

10,7

5,7

214,0

Товарооборачиваемость, дн.

82,4

113.8

31,4

138,1

Товарооборачиваемость, об.

4,4

3,2

-1,2

72,7

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

Косметика (всего)

3685

6730

3045

182,6

Среднегодовой объем товарных запасов

718

1096

378

152,6

Однодневная выручка

10,1

18,4

8,3

182,2

Товарооборачиваемость, дн.

71,1

59,6

-11,5

83,8

Товарооборачиваемость, об.

5,1

6,1

1,0

119,6

Парафармацевтика (всего)

1741

6357

4616

365,1

Среднегодовой объем товарных запасов

246

998,5

752,5

405,9

Однодневная выручка

4,7

17,4

12,7

370,2

Товарооборачиваемость, дн.

52,3

57,4

5,1

109,8

Товарооборачиваемость, об.

7,1

6,3

-0,8

88,7


Рисунок 5. Динамика числа оборотов по ассортиментным группам ООО «Валентина» в 2018–2029 гг.

Рисунок 6. Динамика показателей товаророборачиваемости в дн. в 2018–2019 гг.

Наибольшим спросом и максимально высокой оборачиваемостью отличаются лекарственные средства, причем, обращает на себя внимание растущая популярность отечественных препаратов. Стабильно высок спрос и на импортные препараты. Что же касается других ассортиментных групп, то наименьшее число оборотов демонстрируют БАД, причем спрос на них несколько сокращается. Небольшое сокращение числа оборотов по парафармацевтике свидетельствует о максимально возможном расширении ассортимента.

Кроме того, парафармацевтика относится к той группе товаров, которые могут закупаться более крупными партиями, так как она отличается большими сроками годности.

Возрастает и оборачиваемость косметики. ООО «Валентина» следует обратить внимание на эту группу товаров и по наиболее популярным среди покупателей позициям расширить ассортимент, тем более, что многие поставщики косметики работают с аптеками напрямую, предоставляя достаточно гибкие условия поставки и реализации.

На рисунке 7 приведена динамика рентабельности по основным поставщикам ООО «Валентина».

Рисунок 7. Динамика рентабельности продаж по

ведущим поставщикам ООО «Валентина» в 2018–2019 гг.

Как видно из приведенных данных при общем сокращении рентабельности с 17,5 до 12,9%, наиболее резко сократилась прибыльность сотрудничества с компанией Протек, а наиболее выгодными оказались поставки и маркетинговые программы Фора-фарм. Данная компания поставляет в основном парафармацевтику и косметику отечественных производителей и ООО «Валентина» следует максимально расширить сотрудничество именно с этой компанией. Что касается ведущих поставщиков лекарственных средств, то здесь максимально выгодным представляется сотрудничество с компанией СИА, так как рентабельность продаж, закупаемых у СИА товаров возрастает за счет постоянно проводимых акций (при покупке нескольких единиц, дарится подарок, или еще одна единица товара предоставляется бесплатно и т.п.).