Файл: Анализ структуры торгового ассортимента: на примере ООО «Валентина».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления торговым ассортиментом
1.1 Сущность понятия «торговый ассортимент»
1.2 Классификация методов и моделей управления ассортиментом
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Валентина»
2.1. Анализ организационной структуры управления предприятием
2.2. Анализ основных экономических показателей
ГЛАВА 3. Совершенствование управления торговым ассортиментом
3.1. Анализ ассортимента предприятия, размера, состава и оборачиваемости товарных запасов
3.2. Основные направления совершенствования системы управления ассортиментом ООО «Валентина»
Анализ товарных запасов – важный элемент управления. Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия [21].
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:
Ут.з. = ТЗ : Вдн
где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Вдн. – однодневная выручка от продаж за анализируемый период (руб.);
Выручка от продаж однодневная определяется путем деления всего объема выручки на количество дней в периоде (за месяц – 30 дней, за квартал – 90 дней, за год – 360 дней) [6].
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается как отношение средних товарных запасов за период к однодневному обороту за этот же период.
Товарооборачиваемость, рассчитанная по данной формуле, показывает, за сколько дней реализован средний товарный запас. Как правило, оборачиваемость товаров сложного ассортимента несколько ниже, чем оборачиваемость товаров простого ассортимента.
Время одного оборота (товарооборачиваемость «в разах») характеризует число дней, в течение которых товар находился в форме запаса с момента его поступления в сферу товарного обращения и до момента продажи. Этот показатель может быть рассчитан как отношение товарооборота к средним товарным запасам [6].
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.
Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос, уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль,
улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.
Для поддержания достаточного уровня товарооборачиваемости размер товарных запасов должен быть оптимизирован. Перед оптимизацией товарного запаса должны ставиться две основные цели: минимизация издержек и максимизация удовлетворения спроса.
При анализе оптимального размера товарных запасов фактические товарные запасы в днях сравниваются с нормой и определяется отклонение в днях и в сумме:
– отклонение по запасам (в днях) = фактические запасы (в днях) – норма запасов (в днях);
– отклонение по запасам (в сумме) = однодневный товарооборот * отклонение по запасам (в днях) [18].
Отклонение со знаком «–» показывает, что товарные запасы необходимо пополнить, иначе объем товарооборота в следующем периоде может быть уменьшен. И, напротив, отклонение со знаком «+» свидетельствует о том, что имеются сверхнормативные товарные запасы. В этом случае необходимо выяснить почему они возникли. Если данные товары поступили в последние дни месяца и их просто не успели реализовать, то из этого следует, что они будут способствовать увеличению товарооборота в следующем периоде. Если же эти товары не реализуются длительное время, то они занимают торговую площадь и увеличивают издержки обращения. Тогда необходимо принять меры для их реализации (например, установив скидки).
Вышерассмотренный анализ может проводиться только по запасам текущего хранения. Если у предприятия имеются товарные запасы сезонного накопления, их объем необходимо вычесть из общей суммы фактических товарных запасов. Следует отметить, что оценку оптимального размера товарных запасов имеет смысл производить не по всем видам товаров. Так, нет необходимости прибегать к расчету данного показателя по товарам, оборачиваемость которых в среднем составляет один день.
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Валентина»
2.1. Анализ организационной структуры управления предприятием
Анализ управления товарными запасами проводился в курсовой работе на примере ООО «Валентина». Данное предприятие действует в соответствии с уставом. Утвержденным общим собранием учредителей 16.11.2007 г. (новая редакция действует с 7.08.2009 г.).
Юридический адрес Общества: 352750, Россия, Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Октябрьская, 12.
Учредителями общества являются физические лица – 3 человека, которыми полностью сформирован и оплачен уставный капитал общества – 11540 тыс. руб. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Целью деятельности ООО «Валентина» является формирование рыночной экономики Российской Федерации, насыщение рынка товарами и услугами, получение прибыли, реализация социальных и экономических интересов Учредителя. Основные виды деятельности:
– сдача внаем собственного нежилого имущества;
– розничная торговля фармацевтическими товарами;
– розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
– любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональную форму. Высшим органом управления Обществом является Общее собрание учредителей (рисунок 2).
Рисунок 2. Организационно-производственная структура
Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным органом – заведующей аптекой. Назначение заведующей и досрочное прекращение ее полномочий осуществляется по решению общего собрания.
Управленческий аппарат предприятия представлен заместителем директора, курирующим административную и хозяйственную работу, и главным бухгалтером, руководящим учетным и финансовым направлениями. В составе организации представлены склад, фасовочный отдел, где происходит фасовка препаратов, а также торговым залом в котором работают консультанты и фармацевты.
В соответствии с законодательством Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2] и иными правовыми актам РФ. Финансовый год общества совпадает с календарным. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление годового отчета и другой финансовой отчетности, а также сведений о деятельности, предоставляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет директор в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. В составе бухгалтерии работают три человека – главный бухгалтер, бухгалтер и кассир.
Общая численность персонала компании составляет 17 человек. Подавляющее большинство работников имеет достаточно большой трудовой стаж, по данным на 01.01.2020 г. средний стаж работы сотрудников составляет 15,1 год. Средний возраст работников предприятия – 40,5 лет,
В целом, можно констатировать, что сложившаяся организационная структура ООО «Валентина» позволяет максимально эффективно решать задачи, стоящие перед предприятием.
2.2. Анализ основных экономических показателей
Основные технико-экономические показатели ООО «Валентина» за последние три года представлены в таблице 1 и составлены на основании данных финансовой отчетности предприятия. Как видно из данных таблицы, коммерческая деятельность предприятия достаточно стабильна. Показатели выручки от продаж возрастают в течение всего периода, причем темпы роста достаточно высоки: в 2018 г. – в 4,7 раза, в 2019 г. – в 1,9 раза. Предприятие на протяжении всего исследуемого периода сохраняет прибыльность. Во многом это обусловлено высоким качеством работы. Вместе с тем, можно отметить и некоторые негативные тенденции. Так, доля себестоимости в выручке увеличивается с 82,5% в 2018 г. до 87,0% в 2019 г.
Анализ ресурсов компании показывает, что численность персонала достаточно стабильна, она увеличивается с 15 до 17 человек. Быстрыми темпами растет производительность труда: с 381,2 тыс. руб./чел. в начале периода до 1662 тыс. руб./чел в 2018 г. и 2928,9 тыс. руб./чел. в 2019 г. Это связано с более высокими темпами прироста выручки по сравнению с численностью персонала.
Таблица 1
Технико-экономические показатели ООО «Валентина» за 2017-2019 гг.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Отклонение, +/- |
Отклонение, % |
||
2018 /2017 |
2019 /2018 |
2018 /2017 |
2019 /2018 |
||||
Выручка от продаж, тыс. руб. |
5718 |
26592 |
49791 |
20874 |
23199 |
465,1 |
187,2 |
Себестоимость, тыс. руб. |
4997 |
21940 |
43364 |
16943 |
21424 |
439,1 |
197,6 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
721 |
4652 |
6427 |
3931 |
1775 |
645,2 |
138,2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
721 |
4652 |
6427 |
3931 |
1775 |
645,2 |
138,2 |
Численность работников, чел. |
15 |
16 |
17 |
1 |
1 |
106,7 |
106,3 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
562 |
3166 |
6309 |
2604 |
3143 |
563,3 |
120,7 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
3788,5 |
4766 |
8572 |
977,5 |
3806 |
125,8 |
179,9 |
Фондоотдача |
10,2 |
8,4 |
7,9 |
-1,8 |
-0,5 |
82,4 |
94,0 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
1,5 |
5,6 |
5,8 |
4,1 |
0,2 |
373,3 |
103,6 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
381,2 |
1662 |
2928,9 |
1280,8 |
1266,9 |
436,0 |
176.2 |
Рентабельность продаж, % |
12,6 |
17,5 |
12,9 |
4,9 |
-4,7 |
138,9 |
73,7 |
Материальные ресурсы предприятия постепенно возрастают, но если объем оборотных активов в течение периода увеличивается в 2,3 раза, то объем основных средств увеличивается в 11,2 раза. Это свидетельствует о стремлении руководства укреплять материально-техническую базу деятельности. В то же время, быстрые темпы прироста основных фондов влияют на снижение показателя фондоотдачи в течение периода: с 10,2 руб./руб. в 2017 г. он уменьшается до 8,4 руб./руб. в 2018 г. и 7,9 руб./руб. в 2019 г.