Файл: Анализ структуры торгового ассортимента: на примере ООО «Валентина».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления торговым ассортиментом
1.1 Сущность понятия «торговый ассортимент»
1.2 Классификация методов и моделей управления ассортиментом
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Валентина»
2.1. Анализ организационной структуры управления предприятием
2.2. Анализ основных экономических показателей
ГЛАВА 3. Совершенствование управления торговым ассортиментом
3.1. Анализ ассортимента предприятия, размера, состава и оборачиваемости товарных запасов
3.2. Основные направления совершенствования системы управления ассортиментом ООО «Валентина»
Введение
Актуальность темы. Неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, определяющим его суть и общественное назначение, является торговля. Она представляет собой опорную составляющую развитых экономических отношений, во многом способствуя решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно в торговле реализуется произведенная потребительная стоимость, связывается производство с потреблением, поддерживается баланс между предложением и спросом.
В течение длительного времени торговые предприятия в нашей стране функционировали под воздействием жесткого администрирования, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям фактически игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели (в первую очередь объем товарооборота) доводились до торговых предприятий вышестоящими организациями и были обязательны к исполнению; экономические стимулы к расширению деятельности практически отсутствовали.
Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики обусловило кардинальные трансформационные процессы в торговой деятельности. Сегодня торговые предприятия представляют собой важнейшее звено рыночной системы, а эффективность их коммерческой деятельности напрямую зависит от того насколько высок уровень управления и организации, удовлетворены запросы потребителей, учтена ситуация и тенденции развития товарного рынка.
Практически все функции торговли, в том числе реализация прибавочной стоимости и обеспечение непрерывности воспроизводства, так или иначе, реализуются путем управления товарными запасами – элементом товарного обеспечения, представляющим собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Актуальность и практическая значимость анализа роли и значения запасов, факторов их образования и механизмов управления обусловила выбор темы курсовой работы.
Цель работы – исследование практики управления товарными запасами на примере конкретного хозяйствующего субъекта и разработка направлений совершенствования управления товарными запасами.
В соответствии с поставленной целью, в работе были поставлены к решению следующие задачи:
– раскрыть сущность понятия товарные запасы;
– рассмотреть методы и модели управления товарными запасами;
– провести анализ состава, структуры и методов управления товарными запасами на примере ООО «Валентина»;
– на основании проведенного анализа разработать комплекс мероприятий по совершенствованию управления товарными запасами.
Объектом исследования в курсовой работе избрано ООО «Валентина» – предприятие, специализирующееся на розничной продаже лекарственных препаратов.
Предмет исследования – товарные запасы ООО «Валентина» и методы управления товарными запасами.
Теоретико-методологическую основу работы составляют нормативные акты, регулирующие порядок формирования, анализа и управления товарными запасами в коммерческих организациях Российской Федерации, а также труды отечественных учёных по проблемам управления торговыми предприятиями, менеджмента, маркетинга и др. В процессе написания курсовой работы были изучены работы М.И. Баканова, С.А. Марковой, К.А. Раицкого. Вопросам оценки эффективности деятельности коммерческих предприятий и управления товарными запасами в торговле посвящены работы О.Н. Емельяновой, Т.И. Николаевой, Л.А. Трофимовой.
В работе использованы такие методы анализа, как теоретический анализ, приемы экономического анализа: структурный, динамический, факторный, анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организации и др.
Эмпирическую базу исследования составили: научные работы по теме исследования, материалы периодической печати, информация о деятельности исследуемого предприятия.
Структура: работа состоит из трех частей: в первой излагаются теоретические основы исследуемой проблемы и опыт ее разработки; во второй главе дается организационно-экономическая характеристика ООО «Валентина», проводится анализ основных финансовых показателей деятельности; в третьей главе проведен анализ динамики и структуры товарных запасов, их оборачиваемости. В этой же главе изложен комплекс мероприятий по совершенствованию процесса управления товарными запасами.
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления торговым ассортиментом
1.1 Сущность понятия «торговый ассортимент»
Русское слово товар имеет тюркские корни и произошло от тюркского «tauar» («тауар»), которое и в современных татарском, казахском и ряде других языков имеет значение продаваемого имущества. Товары появились тогда, когда, производимая людьми продукция уже предназначалась не только для личного употребления, но и стала продуктом обмена, таким образом, товар можно определить, как любой предмет труда, предназначенный для обмена [8].
В процессе реализации коммерческой деятельности, т.е. деятельности по купле-продаже товаров в сфере обращения с учетом рыночного (покупательского) спроса, обеспечивается постоянное товародвижение от производителей к потребителям. Главной целью коммерции является обеспечение образующегося спроса и интересов покупателей, следовательно, возникает необходимость формирования товарных запасов. Согласно справочнику по материально-техническому снабжению товарные запасы – это продукция, находящаяся в процессе обращения (на складах производственных предприятий, торговых и сбытовых организаций, в розничной торговой сети и в пути) и предназначенная для реализации [14].
По определению О.Н. Емельяновой «товарные запасы представляют собой часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Они образуются на всех стадиях товародвижения» [18].
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
– время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
– сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
– несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
– особенности в территориальном размещении производства;
– условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
– звенность товародвижения;
– возможности хранения товара и др.
Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров [19].
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер – они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товаро-оборачиваемости.
Величина, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от ряда факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы, влияющие на ассортимент и уровень товарных запасов
Изменения названных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.
1.2 Классификация методов и моделей управления ассортиментом
Значение ассортимента и товарных запасов настолько велико, а модели управления этой группой активов оказывают влияние на весь комплекс коммерческой деятельности. Как следствие, наука и практика выработала целый комплекс методов управления товарными запасами. Но прежде чем проанализировать классификацию моделей управления, обратимся к типам самих товарных запасов.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
– местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
– срокам (запасы на начало и конец периода);
– единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
– назначению: текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий); сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения); досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров); целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий) [5].
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.
На торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:
– инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;
– снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода – меньшая точность, чем при инвентаризации;
– балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы:
Зн + П = В + Др + Зк,
где Зн – товарные запасы на начало анализируемого периода (руб.);
П – поступление товаров за анализируемый период (руб.);
В – выручка от продаж за анализируемый период (руб.);
Др – документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (руб.);
Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.) [5].
Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода – отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.
Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Этот метод особенно эффективен при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.
Компьютерные программы автоматизации складского учета и торговых операций предлагают различные фирмы-разработчики программных продуктов. В таких программах реализуются учет наличия и движения товаров (приход, расход, внутреннее перемещение, возврат, списание), ведение учета по складам, товарам и их группам, материально ответственным лицам, учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями и множество других, в том числе аналитических, функций [21].