Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общие положения системы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
1.2 Понятие и принципы духовно-нравственной безопасности
Глава 2 Механизм обеспечения духовно-нравственной безопасности
2.1 Конституционно-правовые гарантии обеспечения духовно-нравственной безопасности
2.2 Организационные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности
2.3 Ответственность как элемент механизма обеспечения духовно-нравственной безопасности
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит два важных состава, направленных на охрану таких традиционных ценностей как крепкая семья и детство. Законодатель в статьях 6.21 и 6.21.1 КоАП установил ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола, а также пропаганду педофилии [13]. Безусловно, отвечающие современным угрозам духовно-нравственной безопасности нормы имеют определенные проблемы. Так, без внимания остался вопрос об отграничении понятий пропаганда и демонстрация. Кроме того, без внимания остается формулировка «публичные действия». Все это обуславливает пробелы в законодательстве в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности [11, с. 217].
Мы придерживаемся мнения, что пропаганда педофилии характеризуется именно общественной опасностью, а не общественной вредностью. Часть первая статьи 6.21.1 КоАП предусматривает для физических лиц наказание в виде штрафа размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. На наш взгляд, такое денежное наказание является весьма суровым и «достойным» уголовно-правовой санкции. Разумеется, данная норма была введена для того, чтобы не оставить без внимания вопросы привлечения к ответственности юридических лиц за пропаганду педофилии. При этом необходимо понимать, что действия, направленные на пропаганду педофилии, наносят серьезный удар по духовно-нравственной безопасности и традиционным ценностям. Поэтому виновный должен претерпеть лишения, соответствующие уровню общественной опасности совершенного деяния. В связи с этим, мы выступаем за внесение следующих изменений в действующее законодательство. Во-первых, в статье 6.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации мы рекомендуем закрепить ответственность за пропаганду педофилии только для юридических лиц. Соответственно изменить название статьи на следующее: «Пропаганда педофилии в процессе осуществления деятельности юридического лица». Во-вторых, ввести в Уголовный кодекс статью 134.1, которая будет закреплять ответственность за пропаганду педофилии для физических лиц. Совершение преступления с использованием служебного положения должно рассматриваться в качестве квалификационного признака.
Подводя итог по теме ответственности за правонарушения в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, мы считаем возможным ограничить сферу действия врачебной тайны и обязать медицинские учреждения передавать информацию о беременности в органы опеки и попечительства. Сотрудники данного учреждения должны проводить проверки условий, в которых живет будущая мама, и выявлять факторы риска (неблагополучная семья, плохое психическое состояние и так далее). На основе этого может быть принято решение о проведении повторных проверок, бесед с психологом и иных мер, направленных на поддержку будущей матери. Во-вторых, требуется создать специальные группы поддержки на базе социальных учреждений по типу анонимных алкоголиков, где можно будет делиться своими переживаниями и проблемами. Это позволит делиться опытом, поддержкой, создаст эффект коллектива, в котором проблемы материнства общие и решаются совместно. Такая профилактика позволит выявить факторы, которые могут оказать негативное влияние на психическое состояние матери и потенциально сократить число совершаемых преступлений, предусмотренных статьей 106 Уголовного кодекса.
Во-вторых, на наш взгляд, необходимо проводить оценку контента на предмет романтизации образов преступников, распространения элементов криминальной культуры, создания терпимости к преступной деятельности. В случае выявления соответствующих элементов, контент необходимо маркировать возрастным рейтингом «для совершеннолетних». Это позволит исключить негативное воздействие криминальной культуры и укрепить меры патриотического воспитания в отсутствии нежелательных элементов воздействия.
В-третьих, мы рекомендуем изменить содержание первого абзаца части первой статьи 148 Уголовного кодекса и представить ее в следующей редакции: «Дискриминация лиц в зависимости от их отношения к религии, а также публичные действия выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления лиц в зависимости от их отношения к религии». Положение о дискриминации, на наш взгляд, дополнят указанную норму и приведут ее в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Расширение круга лиц, которых оскорбляют публичные действия, позволит исключить использование понятия «верующие», которое никак не раскрывается законодателем, а также позволит защитить права граждан, которые не имеют отношения ни к одной из религии. Такие ситуации потенциально возможны, но пострадавшие в них не имеют специализированного механизма привлечения к ответственности.
В-четвертых, сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией.
В-пятых, мы видим положительным опыт регионального законодательства, поэтому мы предлагаем сделать диспозицию статьи 329 Уголовного кодекса описательной, представив ее следующим образом: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
в том числе путем нанесения надписей, рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем нравственность качестве либо публичное повреждение или уничтожение».
В-шестых, действия, направленные на пропаганду педофилии, наносят серьезный удар по духовно-нравственной безопасности и традиционным ценностям. Поэтому виновный должен претерпеть лишения, соответствующие уровню общественной опасности совершенного деяния. В связи с этим, мы выступаем за внесение следующих изменений в действующее законодательство. В статье 6.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации мы рекомендуем закрепить ответственность за пропаганду педофилии только для юридических лиц. Соответственно изменить название статьи на следующее: «Пропаганда педофилии в процессе осуществления деятельности юридического лица». Кроме того, ввести в Уголовный кодекс статью 134.1, которая будет закреплять ответственность за пропаганду педофилии для физических лиц. Совершение преступления с использованием служебного положения должно рассматриваться в качестве квалификационного признака.
Завершая обсуждение по теме данной главы, нами были сделаны следующие выводы.
Во-первых, конституционные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности представлены небольшим перечнем норм. В их число, на наш взгляд, входят статьи 38, 44, 67.1, 68 Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, в целом мы неоднозначно оцениваем введение статьи 67.1 в текст основного закона. Она содержится в главе третьей «Федеративное устройство». Если часть первую еще можно отнести к категории культурно-пространственный признак, то остальные положения рассматриваемой статьи выглядят весьма неуместно. На наш взгляд, ее положения следовало бы распределить между соответствующими статьями второй главы Конституции, посвященной основным правам и свободам.
В-третьих, поскольку государство продвигает политику традиционной семьи, мы считаем возможным закрепить соответствующее положение на конституционном уровне. В связи с этим предлагаем дополнить Конституцию Российской Федерации следующей статьей: «1. Российская Федерация следует по пути поддержке традиционных семейных ценностей. 2. Браком признается официально зарегистрированный союз между мужчиной и женщиной. 3. Запрещается заключать браки между лицами одного пола». Включение указанной статьи в основной закон страны, позволит закрепить на высшем уровне отношение государства к нетрадиционным отношениям, а также позволит исключить любую возможность обращения в суд с целью обжалования решений органа ЗАГСа в части отказа регистрации однополых браков.
В-четвертых, статья 68 Конституции провозглашает русский язык в качестве государственного языка. При этом республики имеют право устанавливать свой государственный язык. На наш взгляд, подобный подход является не совсем корректным. Государственные языки должны закрепляться в тексте Конституции Российской Федерации, поскольку это акт, обладающий высшей юридической силой. В свою очередь, законодатель исходит из того, что «государственные языки республик» действуют только в рамках одной республики, если соответствующее положение находит свое отражение в тексте ее конституции. Само по себе наличие данного положения выступает нарушением принципа равенства всех субъектов Российской Федерации. В этой связи мы выступаем против использования термина «государственный язык субъекта». Куда более корректным будет говорить об официальном языке субъекта. Кроме того, в целях обеспечения принципа равенства субъектов Российской Федерации, считаем возможным предоставить каждому субъекту устанавливать свой официальный субъект.
В-пятых, мы можем выделить следующие принципы, которые лежат в основе деятельности уполномоченных субъектов по обеспечению духовно-нравственной безопасности. К их числу мы можем отнести:
– верховенство традиционных ценностей в системе духовно-нравственных ориентиров;
– межведомственное взаимодействие, направленное на устранение угроз распространения деструктивной идеологии;
– постоянное совершенствование способов и методов воспитания детей и молодежи в соответствии с традиционными ценностями;
– охрана исторической правды и противодействие распространению ложных исторических сведений;
– совершенствование механизмов предупреждения распространения деструктивной идеологии;
– принцип совместной работы органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями в рамках обеспечения духовно-нравственной безопасности.
В-шестых, средства обеспечения духовно-нравственной безопасности, как правило, делят на три основные группы: правовые средства, экономические средства и технические средства. Технические меры направлены на аппаратное обеспечение духовно-нравственной безопасности. Отдельные аспекты противодействия деструктивным факторам связаны с работой сети Интернет. Группа правовых мер включает в себя юридические нормы, применяемые в процессе обеспечения духовно-нравственной безопасности. Сюда мы можем отнести конституционно-правовые основы, представленные положениями основного закона, нормы федерального законодательства, положения подзаконных актов, законы субъектов, а также некоторые нормы локальных актов муниципальных уровней. Группа экономических мер включает в себя программы финансирования мероприятий, направленных на обеспечение духовно-нравственной безопасности, финансирование учреждений культуры, финансирование разработки программ, направленных на распространение традиционных ценностей в массы, воспитание патриотизма, противодействие деструктивным идеологиям.
В-седьмых, мы считаем возможным ограничить сферу действия врачебной тайны и обязать медицинские учреждения передавать информацию о беременности в органы опеки и попечительства. Сотрудники данного учреждения должны проводить проверки условий, в которых живет будущая мама, и выявлять факторы риска (неблагополучная семья, плохое психическое состояние и так далее). На основе этого может быть принято решение о проведении повторных проверок, бесед с психологом и иных мер, направленных на поддержку будущей матери. Во-вторых, требуется создать специальные группы поддержки на базе социальных учреждений по типу анонимных алкоголиков, где можно будет делиться своими переживаниями и проблемами. Это позволит делиться опытом, поддержкой, создаст эффект коллектива, в котором проблемы материнства общие и решаются совместно. Такая профилактика позволит выявить факторы, которые могут оказать негативное влияние на психическое состояние матери и потенциально сократить число совершаемых преступлений, предусмотренных статьей 106 Уголовного кодекса.
В-восьмых, на наш взгляд, необходимо проводить оценку контента на предмет романтизации образов преступников, распространения элементов криминальной культуры, создания терпимости к преступной деятельности. В случае выявления соответствующих элементов, контент необходимо маркировать возрастным рейтингом «для совершеннолетних». Это позволит исключить негативное воздействие криминальной культуры и укрепить меры патриотического воспитания в отсутствии нежелательных элементов воздействия.
Кроме того, мы рекомендуем изменить содержание первого абзаца части первой статьи 148 Уголовного кодекса и представить ее в следующей редакции: «Дискриминация лиц в зависимости от их отношения к религии, а также публичные действия выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления лиц в зависимости от их отношения к религии». Положение о дискриминации, на наш взгляд, дополнят указанную норму и приведут ее в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Расширение круга лиц, которых оскорбляют публичные действия, позволит исключить использование понятия «верующие», которое никак не раскрывается законодателем, а также позволит защитить права граждан, которые не имеют отношения ни к одной из религии. Такие ситуации потенциально возможны, но пострадавшие в них не имеют специализированного механизма привлечения к ответственности.