Файл: Протокол 617 примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.6. Планирование образовательной деятельности
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей взрослый поощряет любознательность, исследовательскую деятельность детей, создавая для этого адекватно насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее предметами, соответствующими сенсорным возможностям и особым потребностям слабовидящего ребенка. Для этого можно использовать яркие по цвету, привлекательные бытовые предметы и орудия, природные материалы, музыкальные, звуковые, светящиеся, интерактивные игрушки, сенсорные предметы-активаторы, яркие визуальные и тактильные книжки и картинки. Взрослые с особым вниманием относятся к проявлению интереса слабовидящего ребенка к окружающему предметному, природному миру, стремятся занимать позицию – «ребенок первооткрыватель мира», к детским вопросам не спешат давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес, занимают позицию – «не делаю за ребенка то, что ему доступно сделать самому», развивают у детей чувство нового, способность выражать удивление, удовольствие, интерес, сомнение в познании малоизвестного.
2.2.1.3. Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития речи, ее коммуникативной, познавательной и компенсаторной функций у слабовидящего ребенка в повседневной жизни; развитие разных сторон речи в специально организованных ситуациях вербального общения, играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни взрослый стремится развивать речеслуховое восприятие слабовидящего ребенка, посредством «наговаривания» малышу потешек, стишков, напевания песенок, обогащает опыт и повышает речеслуховую его активность. Взрослый задает простые по конструкции вопросы, побуждающие ребенка к активной речи; говорит с ребенком об его опыте, событиях из жизни, его интересах. Взрослый помогает слабовидящему ребенку соотносить чувственное отражение со словом.
Взрослые внимательно относятся к вербальному выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.
Взрослый использует различные ситуации для диалога с ребенком, а также создает условия для освоения им опыта общения с другими детьми.
В сфере развития разных сторон речи взрослые читают детям книги, организуют речевые игры, разучивают с ребенком детские стихи и побуждают к их воспроизведению, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие лексической стороны речи, развитие грамматического, интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
2.2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру; приобщение к музыкальной культуре.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру взрослые вовлекают ребенка в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний. Взрослые обращают внимание ребенка c позитивным реагированием на опрятность одежды, чистоты и упорядоченности окружающего.
В сфере приобщения к музыкальной культуре взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских, музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Взрослые вовлекают и поддерживают пение ребенка; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку; организуют, вовлекают ребенка в выполнение музыкально-ритмических движений и упражнений.
В сфере приобщения к восприятию выразительности речи взрослые создают условия в Организации и в групповых помещениях среду, обогащающую опыт восприятия ребенком различных качеств звучащей речи (силы, высоты, темпа и тембра), интонационной окрашенности речи, художественной выразительности и др.
2.2.1.5. Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для повышения двигательной активности ребенка, укрепления здоровья, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов; развитие различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве; освоение основ безопасного поведения.
В сфере повышения двигательной активности взрослые организуют и проводят различные виды массажа частей тела ребенка, гимнастические упражнения, поддерживают инициативность ребенка в движениях. Взрослые организуют предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она побуждала и обеспечивала ребенку безбоязненное, уверенное, самостоятельное перемещение в ней доступным способом, как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории, для удовлетворения естественной потребности в движении. Взрослые создают музыкальную среду, повышающую инициативность ребенка в музыкально-ритмических движениях и упражнениях. Обращаясь к ребенку, они побуждают и способствуют освоению им опыта перемещения в пространстве на голос человека. Особое внимание взрослые уделяют профилактике или преодолению ребенком стереотипных движений.
Взрослые вовлекают ребенка в игры с обычными и звучащими мячами,
с яркими цветными лентами, предметами, стимулирующими развитие моторики, в том числе и мелкой, рук, зрения в целом и отдельных зрительных функций.
В сфере укрепления здоровья детей, охраны и повышения функциональной деятельности сохранных анализаторов взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, создают предметную, предметно-пространственную среду, предупреждающую ослепление, зрительное напряжение, среду, безопасную для рук (пальцев, кожных покровов) как органов осязания. Взрослые внимательно относятся к охране (предупреждение воспаления, травм) и развитию функций зрения, органов слуха, обоняния, осязания: контролируют, чтобы ребенок бодрствовал в очках (назначение врача), чтобы очки не вызывали болевых ощущений, следят за чистотой оптики.
В сфере развития различных видов двигательных умений, ходьбы как естественного способа передвижения в пространстве взрослый особое внимание уделяет освоению ребенком «схемы тела», развитию способности дифференцировать части тела, выполнять ими движения и двигательные действия; способности действовать двумя руками с освоением умений хлопать в ладоши, брать предмет двумя руками, держать по одному предмету в каждой руке, одной рукой удерживать, другой – действовать. Взрослые стремятся к тому, чтобы слабовидящий ребенок осваивал двигательные умения в соответствии с возрастом (поднимать и удерживать голову, поворачивать ее; переворачиваться со спины на живот и наоборот; ползать на четвереньках; садиться; стоять с поддержкой и без нее; ходить).
Особое внимание взрослые уделяют освоению ребенком различных пространств Организации, группового помещения, участка с опытом движения в знакомом пространстве, с преодолением препятствий (искусственных, естественных).
Важное место уделяется освоению слабовидящим ребенком умений правильной ходьбы. Взрослые стремятся к развитию интереса к ходьбе, к обогащению положительных переживаний, связанных с достижением цели посредством ходьбы.
В сфере формирования навыков безопасного поведения взрослые создают в Организации безопасную, безбарьерную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.
2.2.1.6. Адаптивные компенсаторно-развивающие программы. Коррекционно-развивающие программы для детей младенческого и раннего возраста
Коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительного восприятия» (уровневая)
Цель педагогической деятельности: актуализация у слабовидящего ребенка зрительного потенциала, совершенствование акта видения с повышением различительной способности, освоения зрительного поведения, развитие зрительного восприятия как познавательного процесса.
Организационно-методические подходы (рекомендации) к развитию зрения и зрительного восприятия у слабовидящих детей.
Основой организации и выбора методов педагогического воздействия на зрение в условиях его нарушения и трудностей развития вследствие влияния патогенного фактора в период раннего детства могут выступать:
- ориентация на этапы онтогенетического развития зрительных функций в период младенчества и раннего детства;
- знание закономерностей сенсорного развития детей в ранние годы жизни;
- понимание сущностной характеристики нарушенного зрения;
- знание особенностей развития и протекания зрительного восприятия при нарушениях зрения.
Организационное обеспечение развития зрения и нарушенных зрительных функций в детстве.
1. Целенаправленный подбор светооптических, оптофизических стимулов, обладающих характеристиками, соотносимыми с возможностями нарушенного зрения с позиции их различимости и предпочитаемости ребенком.
2. Обеспечение аморлярности и частотности попадания визуального стимула в поле зрения ребенка со зрительной депривацией для привыкания к реагированию на повторяющийся стимул и выработки реакции на новизну.
3. Саморегуляция действий взрослого со стимулом и движением, активность взрослого, стимулирующего зрение ребенка, обеспечивающая попадание оптотипа в «рабочую зону» (в зону видения) с ответной зрительной реакцией и побуждающей движения глаз (глаза) ребенка.
4. Поиск и выбор оптимального положения, позы ребенка с целью профилактики наступления быстрого зрительного утомления на фоне значительного общего мышечного напряжения.
5. Выбор, освоение и поэтапное введение методик и коррекционно-педагогических приемов с целью становления акта видения, психофизиологического процесса (выработки условно-рефлекторных связей), развития у слабовидящего ребенка потребности использовать нарушенное зрение в жизнедеятельности, возникновение и становление элементарных свойств восприятия: предметности и константности.
Стратегии работы с ребенком:
- Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной для слухового восприятия малыша. Взрослый должен владеть точным лексическим значением слов, c помощью которых он комментирует зрительную деятельность ребенка (познавательную, ориентировочную, коммуникативную, двигательную).
- Взрослый с помощью макияжа подчеркивает черты своего лица.
- Взрослый предъявляет особые требования к своему облику: украшения, детали одежды, ее цветность не должны привлекать зрительное внимание ребенка, снижая познавательную активность, деятельность.
- Зрительные стимулы по компоненту сложности для зрительного восприятия вводятся постепенно, с учетом повышения зрительных возможностей способностей.
- Следует предупреждать ослепление ребенка.
- Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка, ищущего поддержку.
- Взрослому следует проявлять терпение и уважительно относиться к медленному темпу решения ребенком задач на зрительное восприятие.
- В процессе занятия по развитию зрительного восприятия слабовидящего ребенка взрослому важно поддерживать его бодрое психоэмоциональное состояние, побуждать его к проявлению положительных эмоций и чувств.
- Перед занятием на развитие зрительного восприятия у ребенка должен быть период свободного состояния с актуализацией отражения окружающего с опорой на другие органы чувств.
- В момент активизации зрительных ощущений