Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из числа самодеятельных композиторов-сибиряков особую известность завоевали Олег Валентинович Марков, (Зональный район Алтайского края), Сергей Васильевич Блохин (Змеиногорский район), Александр Иванович Четвериков (г. Барнаул), Александр Анатольевич Авдиенко (Угловский район), Александр Григорьевич Рассоха (Бийский район), Владимир Михайлович Новоселов (Родинский район) и др. Их песни берут за душу своей искренностью, поэтичностью и красотой музыкального языка.

В послевоенные годы самыми выдающимися композиторами г. Новосибирска были А. П. Новиков, В. Левашов, В. Денбский, а с 1960-х годов плеяду пополнили будущие корифеи А. Ф. Муров и Г. Н. Иванов. В 60-70-е гг, помимо названных музыкантов, работу начали Ю. Шибанов, И. Бершадский, Ю. Юкечев, Ю. Ащепков, Г. Гоберник (в Новосибирске), Е. Кравцов, В. Пешняк (в Барнауле), В. Усович, А. Андреев, Ц. Ирдынеев, С. Манжигеев (в Улан-Удэ), В. Павлов (в Иркутске), Х. Дамба, В. Тока (в Кызыле). Группа композиторов появилась в конце 70-х - начале 80-х гг. и в Красноярске в связи с открытием Института искусств. Среди них: В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, В. Пономарев, В. Пороцкий, О. Проститов, В. Сенегин. В Якутии началась работа В. Ксенофонтова, К. Герасимова, А. Самойлова, П. Ивановой, С. Белоголова, в Бурятии добавилось следующее поколение: А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Олёрская (в Улан-Удэ) и др.

В настоящее время творчество композиторов в Сибири развивается достаточно интенсивно, массив произведений постоянно пополняется. Творчество сибиряков востребовано в регионе, их музыка звучит в рамках творческих проектов, концертов, конкурсов, фестивалей, привлекает внимание исследователей. Многие опусы обрели известность за пределами Сибири.

1.2 История создания и творческая деятельность Сибирского народного хора



Чтобы понять, чем особенно значимо профессиональное русское народное хоровое искусство для сохранения русского фольклорного песенного наследия, обратимся к истории одного из профессиональных народных хоровых коллективов России – истории Сибирского государственного русского народного хора. «Сибирский государственный русский народный хор - один из ведущих профессиональных народно-певческих коллективов России сегодня является активным пропагандистом русской сибирской народной песни. Миссия Государственного академического Сибирского русского народного хора — сохранение и развитие исторического культурного наследия, трансляция лучших художественных образцов русского традиционного искусства адаптированных к восприятию современным обществом» [21].

Сибирский государственный русский народный хор был создан в преддверии Победы Советского народа над фашистской Германией 19 апреля 1944 года, как Сибирский Ансамбль песни и пляски. Организованный в городе Новосибирске любителем, энтузиастом и страстным поборником народной песни Николаем Петровичем Корольковым. Четкого творческого профиля хор не имел, и это понятно, так как для серьезного художественного роста хора требовалось профессионально зрелое руководство.

В 1952 году хор возглавил один из ведущих сибирских композиторов Валентин Сергеевич Левашов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии. Именно при нем хор достиг своего расцвета, он сделал его не только по-настоящему сибирским. Большой знаток местного песенного фольклора, Левашов сделал много записей сибирских песен и обработал их по-новому, то есть написал развернутые по форме обработки, смело использовал вариационное развитие песни. По структуре Сибирский народный хор делился на шесть партий: две мужские и четыре женские. В зависимости от партитуры женские голоса объединялись или делились на равноценные группы или две-три основных и периодически возникающий верхний подголосок. Диапазоны голосов октавные. Первые сопрано очень редко пользовались головными звуками. Хор пел открытым звуком, используя только натуральные регистры.



С 1962 по 1969 год художественным руководителем Сибирского хора был заслуженный деятель искусств Якутской АССР Владимир Иванович Чирков, который прежде руководил группой баянов. Он старался сохранить то, что было сделано до него, но не пытался творчески развивать достигнутое, что отражалось прежде всего на репертуаре.

В 1969 году художественное руководство Сибирским хором возглавил композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии им. М.И. Глинки Андрей Порфирьевич Новиков. Ещё в 50-е годы он вместе с В. Левашовым принял участие в творческом становлении коллектива, помогая ему и в фольклорной работе, и в современном репертуаре.

В программах последних лет нередко можно встретить фразу – «слова творческой группы хора». И это не случайно. Творческое начало очень активно в Сибирском хоре. Подлинными исполнителями-творцами являются артист хора В. Корсаков – автор многих текстов песен и частушек, яркая исполнительница частушек В. Климушина, солистка хора Г. Меркулова с удивительно нежным тембром голоса и редкой музыкальностью.

Подлинным украшением хора стала созданная в 1970 году главным хомейстером В. Захарченко фольклорная женская группа. Все народные песни исполняются группой без обработок, так, как они записаны в Сибири. Манера пения и характер звучания подлинно народный, сибирский. За несколько лет группа исполнила более шестидесяти песен, многие из них записаны Всесоюзным радио и на грампластинку.

Художественным руководителем Сибирского хора в 1980-2006 г.г. становится народный артист России, заслуженный деятель искусства РСФСР, композитор Вячеслав Викторович Мочалов. Затем в 2009-2015 г.г. художественным руководителем Сибирского хора становится Андрей Владимирович Липихин, который также сохранял и развивал культурное наследие Сибири. В 2015-2017 г.г. художественный руководитель – заслуженная артистка России Елена Николаевна Кутузова.

Вокально-хоровая организация Сибирского народного хора. Хор поёт не импровизационно по слуху, а по партитуре, заранее подготовленной руководителем. Певцы объединяются в группы, исполняющие определенный голос партитуры. В процессе репетиционной работы выучиваются все хоровые голоса и закрепляются все динамические и тембровые краски.

Ценность Сибирского народного хора в том, что в нем воспитывается любовь к родной песне. Здесь молодежь обучается принципам народного исполнительства:
учится водить хоровод, петь в ансамблях, обыгрывать песни. Наряду с плановой учебно-воспитательной и концертной работой, руководитель хора развивает творческие особенности отдельных участников. И певцы в той или иной мере занимаются собиранием песен, помогают их коллективному совершенствованию и созданию в хоре своего репертуара.

Творчество коллектива наглядно видоизменилось. Прежде всего он является концертным хором, поет для широкой слушательской аудитории, выезжает в гастрольные поездки по нашей стране и за рубеж. Поэтому в коллектив привлекаются лучшие, талантливые молодые певцы, танцоры и музыканты своей области или края.

По составу, по пропорциональному соотношению голосов Сибирский народный хор представляет интересную и многогранную картину. Вокально-хоровая организация хора основана на местных певческих традициях. В Сибири более активна роль мужских голосов, частично басов. Сибирский русский народный хор в своих партитурах применяет в своих партитурах тесное и широкое расположение голосов и различный склад изложения. Иными словами, он в значительной мере отражают общерусскую традицию песня в «смешанном» подголосочном многоголосии.

Состав хоровой труппы 40 человек: артисты хора-концертные исполнители, ведущие мастера сцены, артисты-вокалисты (солисты), артисты категорий. Репертуар хора более 500 вокально-хоровых произведений. В том числе обработки русских народных, игровых, обрядовых песен, а также вокально-хореографические композиции.

Состав хореографической труппы 24 человека. Коллектив балета работает в жанре русского традиционного искусства, используя достижения и методики всех направлений трюковой и современной хореографии. Репертуар танцевальных произведений балета насчитывает более 200 композиций.

Главный балетмейстер – Владимир Перлин, выпускник Государственного института театрального искусства (класс Народного артиста СССР Л.В. Голованова, Народной артистки СССР Т.А. Устиновой, Заслуженной артистки России Ф.Н. Хачатурян). Репетитор по сценическому движению и хореографии – Павел Богданов. Хормейстер – выпускница института музыки Московского университета культуры и искусств (класс профессора, Залуженного работника культуры РФ, В.В. Бакке) – Оксана Горшкова.

Главный хормейстер – выпускница института музыки Московского университета культуры и искусств (класс профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ Л.А. Антиповой) – Татьяна Байкова. Состав оркестровой труппы 16 музыкантов: группа баянов; струнная группа – домбры, балалайки; группа деревянных духовых инструментов; ударник, перкуссия. В арсенале оркестра более 50 оригинальных обработок. Руководитель оркестра – выпускник Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (класс профессора, Заслуженного артиста России А.А. Ручина) Заслуженный артист РФ Николай Лугин.


За время свое творческой деятельности хор выступал на различных сценических площадкам России и зарубежья, достиг высоких наград за участия в фестивалях и конкурсах различного уровня. В 1957 году за участие во всемирном фестивале Молодёжи и студентов в Москве коллективу Сибирского хора были присуждены: Первая премия, Золотая медаль и Диплом первой степени.

География гастрольной деятельности Сибирского хора за шестидесятипятилетний исторический период составляет свыше 50 государств, в их числе: Франция, Германия, Бельгия, Чехословакия, Румыния, Монголия, Корея, Китай, Болгария. В апреле 1955 года хор в составе 75 человек выехал в Москву. Его выступления на сцене Большого театра СССР, в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале имени Чайковского прошли с большим успехом. Затем были гастроли в Ленинграде, Кирове, Перми, Омске. Центральная пресса и газеты городов, в которых гастролировал коллектив, отмечали высокий профессиональный уровень и самобытность Сибирского хора.

Сибирский хор слышали тысячи и тысячи людей во всех уголках нашей страны. Исполнительская культура коллектива значительно выросла в последние годы. Хор успешно выступал на 6 Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве и удостоился в 1957 году золотой медали и диплома первой степени Всесоюзного фестиваля. Мастерство хора получило высокую оценку и за рубежом: в ГДР (1962), в КНДР (1972) и во Франции (1974).

За большие заслуги в сохранении, развитии и трансляции лучших образцов культурного наследия коллектив Государственного Сибирского русского народного хора в 1994 году удостоен почетного звания – «академический». Значимым творческим событием стало участие коллектива в 2007 году в VII Международном фестивале народного искусства в Китайской народной республике. В июне 2008 года Сибирский хор по приглашению Федерального агентства по культуре и кинематографии принял участие во II-м Международном хоровом фестивале в городе Санкт-Петербурге.

В мае-июне 2009 года Государственный академический Сибирский русский народный хор был единственным представителем от России на XXVI Всемирном фольклорном фестивале под эгидой ЮНЕСКО в Бельгии и Франции.

Основной вид деятельности Государственного академического Сибирского русского народного хора — сохранение вековой гармонии посредством развития русского традиционного искусства и трансляция его лучших образцов в современном сообществе. Использование богатого творческого наследия, позволяет коллективу создавать яркие хоровые, танцевальные и музыкальные композиции, которые входят в «золотой фонд» русского традиционного искусства.