Файл: Понятие и виды ценных бумаг Документарные и бездокументарные ценные бумаги.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
1.1. Понятие и признаки ценных бумаг
1.2. Документарные и бездокументарные ценные бумаги
1.3. Порядок обращения ценных бумаг
2.1. Основания классификации ценных бумаг
2.2. Виды государственных ценных бумаг
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России тесно связано с развитием института ценных бумаг, увеличением их оборота и надлежащим правовым обеспечением. Они используются для кредитования и платежа, мобилизации свободных денежных средств, участия широких слоев граждан в предпринимательской деятельности.
Ценные бумаги возникли на определенном этапе человеческого развития и после этого прошли длительный эволюционный путь. С развитием науки и техники менялось и само представление о них. В условиях правового государства свобода и многовариантность экономического поведения участников гражданского оборота с самого начала предопределили в новом гражданском законодательстве России многообразие опосредующих этот оборот правовых норм и используемых в нем правовых средств. Практика применения законодательства о ценных бумагах судами показала, что многие общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых не может быть восполнено судебным толкованием.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в гражданское законодательство о регулировании ценных бумаг были внесены существенные изменения, которые требуют дополнительное осмысления.
Объект курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в процессе определения правового режима ценных бумаг.
Предметом курсовой работы является действующее законодательство о ценных бумагах, а также учебные и научные публикации, судебная практика в которых затрагиваются указанные вопросы.
Целью курсовой работы является исследование особенностей правового режима ценных бумаг в свете последних изменений гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки ценных бумаг;
- проанализировать источники правового регулирования ценных бумаг;
- определить правовой режим документарных и бездокументарных ценных бумаг;
- выявить основания классификации ценных бумаг;
- выявить проблемы определения правового режима ценных бумаг.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как М.М. Агарков, В.А. Габов, В.А. Галанов, С.П. Гришаев, Д.В. Лубягина, Д.В. Мурзин и других, разрабатывающих проблемные вопросы правового регулирования ценных бумаг.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, специальные федеральные законы, а также подзаконные нормативные акты.
Методологической основой исследования являются положения диалектики, взятые в единстве с общенаучными и частными методами. В работе использованы такие методы, как исторический, логический, систематический, сравнительно - правовой, метод формально – юридического анализа документов.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
1.1. Понятие и признаки ценных бумаг
Термин «ценные бумаги» пришел в Россию из немецкого права в XIX в. В 1875 г. в работе «Торговое право» немецкий правовед Толь дал понятие ценной бумаги «как всякого документа имущественно-правового содержания». По Бруннеру, «ценная бумага является документом, удостоверяющим частное право, реализация которого обусловлена владением этим документом». В дальнейшем Якоби определил ценную бумагу как документ, предъявление которого необходимо для осуществления выраженного в нем права[1].
Действующая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит единого понятия ценных бумаг, а подразделяет их на два основных вида: документарные и бездокументарные[2]. Для каждого вида ценных бумаг существует свой правовой режим и соответственно свое специальное законодательство: Закон о рынке ценных бумаг[3] и Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[4] и некоторые другие.
Вместе с тем существуют общие признаки для всех видов ценных бумаг. Характеризуя ценные бумаги как объекты гражданских прав, следует выделить общие признаки, присущие всем ценным бумагам.
Общим для обоих видов ценных бумаг является то, что за ними всегда стоят определенные права, и то, что их выпуск осуществляется в случаях, предусмотренных законом.
Для всех ценных бумаг характерен такой признак, как формализм, который предполагает, что каждая ценная бумага должна обладать определенным набором формальных реквизитов. Представляется, что указанный признак применим как к документарным, так и к бездокументарным ценным бумагам, однако законодательно он закреплен только применительно к документарным ценным бумагам. Так, в ст. 143.1 ГК РФ установлено, что обязательные реквизиты, требования к форме документарной ценной бумаги и другие требования к документарной ценной бумаге определяются законом или в установленном им порядке.
Несмотря на все различие видов ценных бумаг, а соответственно, и различие состава реквизитов, наличие единых признаков, тем не менее, позволяет нам выделить наиболее общие реквизиты, присущие всем видам ценных бумаг:
- наименование лица, составившего информационную запись и несущего ответственность за ее содержание; его местонахождение;
- наименование кредитора, лица, управомоченного по ценной бумаге, которому принадлежит инкорпорированное в ней право.
Одним из важнейших признаков ценных бумаг, позволившим им стать поистине универсальным рыночным инструментом, является свойство публичной достоверности. Это свойство ценных бумаг заключается в том, что против держателя ценной бумаги не могут быть выдвинуты возражения, основанные на его отношениях с другими лицами. Каждый держатель ценной бумаги может быть уверен, что на его право не могут повлиять пороки в праве, которые вытекают из отношений, в которых он не участвовал. Это значительно повышает доверие к ценным бумагам и их оборотоспособность, поскольку возможность ссылок на отношения с предшествующими держателями, которые могут быть неизвестны держателю ценной бумаги (при предъявительских и ордерных ценных бумагах с бланковым индоссаментом), сделало бы обращение ценных бумаг сопряженным с несоразмерными рисками[5].
Таким образом, любую ценную бумагу можно охарактеризовать как обязательство между лицом, выдавшим ее, и субъектом прав, удостоверенных этой ценной бумагой. Это - вторичное, абстрактное обязательство, отказ от исполнения которого со ссылкой на отсутствие основания или его недействительность не допускается. При этом оно не дополняет основное обязательство, а имеет самостоятельное существование[6].
В п. 2 ст. 142 ГК РФ дан примерный перечень ценных бумаг. Ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. В нем не указывается, идет ли речь о документарных или бездокументарных ценных бумагах. Однако следует учитывать, что отдельные виды ценных бумаг могут существовать только в документарной форме (например, вексель или чек).
При этом подчеркивается, что иные ценные бумаги должны быть названы в качестве таковых в законе или должны быть признаны таковыми в установленном законом порядке. Нельзя не обратить внимания на то, что в ранее действовавшей редакции ст. 143 ГК РФ было указано, что иные их виды могли быть установлены «законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг».
Наличие подобного изменения обусловлено тем, что ранее действовавшая формулировка была не очень точной, поскольку иногда ценные бумаги вводились законами, которые нельзя было отнести к законам о ценных бумагах (например, закладная, введенная Законом об ипотеке).
Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, особо установленных законом (абз. 2 п. 2 ст. 142 ГК РФ). В частности, в настоящее время предусмотрена государственная регистрация выпуска таких ценных бумаг, как акции и облигации, которые являются эмиссионными ценными бумагами. Обязанность по государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг эмитентами установлена в Законе о рынке ценных бумаг.
Пик приватизации государственного имущества проходил в 1993-1995 гг., поэтому большое количество выпусков эмиссионных ценных бумаг оказалось незарегистрированным. В связи с этим был принят специальный Федеральный закон от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»[7].
Государственная регистрация выпусков ценных бумаг проходит ряд этапов. Согласно действующему законодательству РФ существуют следующие этапы государственной регистрации, когда эмитент может получить отказ:
1) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
2) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Существуют следующие основания для отказа в государственной регистрации эмиссии ценных бумаг (ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг):
- нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Банка России;
- непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);
- иные основания, установленные федеральными законами.
Уже после государственной регистрации эмиссия может быть признана недействительной. Основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся согласно п. 4 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг является:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
- обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг;
- непредставление эмитентом в Банк России отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный Законом о рынке ценных бумаг срок после истечения срока их размещения;
- отказ Банка России в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случаях, если указанный закон предусматривает его государственную регистрацию;
- неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска);
- неисполнение эмитентом требования Банка России или требования регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства РФ.
1.2. Документарные и бездокументарные ценные бумаги
ГК РФ определяет документарные ценные бумаги как документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги) (п.1. ст.142). Документарные ценные бумаги всегда признавались в качестве вещей, именно в качестве вещей рассматривает их и действующее гражданское законодательство. Поскольку документарные ценные бумаги являются документами, то они должны иметь реквизиты и отвечать требованиям к форме, иным требованиям, определенным законом или в установленном им порядке. При несоответствии документарной ценной бумаги установленным требованиям она не является ценной бумагой, однако она сохраняет значение письменного доказательства. Так, документ, названный векселем и не содержащий установленные для него реквизиты, не является ценной бумагой, но может рассматриваться в качестве расписки[8].