Файл: Понятие и виды ценных бумаг Документарные и бездокументарные ценные бумаги.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
1.1. Понятие и признаки ценных бумаг
1.2. Документарные и бездокументарные ценные бумаги
1.3. Порядок обращения ценных бумаг
2.1. Основания классификации ценных бумаг
2.2. Виды государственных ценных бумаг
2.2. Виды государственных ценных бумаг
Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг выступают исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким уполномоченным органом является Минфин России.
Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации[25].
Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.
Государственная ценная бумага выпускается от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. При этом облигации Банка России не являются государственными ценными бумагами.
Государственные ценные бумаги позволяют обеспечивать финансирование государственного и муниципального долга, эффективное управление государственными и муниципальными финансами, расширяют финансовый инструментарий для Банка России в целях реализации государственной денежно-кредитной политики, регулируют ликвидность на денежном рынке, устанавливают и поддерживают процентные ставки, обеспечивают рынок высоконадежными финансовыми инструментами для хозяйствующих субъектов и частных инвесторов.
Основным экономическим преимуществом государственных ценных бумаг является то, что ценные бумаги считаются высоконадежными финансовыми инструментами, что позволяет минимизировать риск имущественных потерь. Кроме того, доход по государственным ценным бумагам не подлежит налогообложению.
Основными нормативными правовыми документами, регулирующими выпуск и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг, выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ)[26].
Среди основных видов государственных ценных бумаг следует выделить:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации федеральных займов (ОФЗ);
- государственные сберегательные облигации (ГСО);
- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
- облигации нерыночных займов (ОНЗ);
- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ);
- облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ);
- облигации внешнего облигационного займа.
Государственные ценные бумаги могут быть номинированы в рублях (ГКО) и иностранной валюте (ОВВЗ), содержать ограничения по кругу инвесторов и операциям с ними (ГСО, ОНЗ).
Отдельно выделим государственные ценные бумаги, выпускаемые не для финансирования дефицита бюджета и погашения существующей задолженности, а для обеспечения устойчивости банковской системы Российской Федерации путем повышения капитализации банков (повышение собственных средств банков).
Порядок выпуска данных государственных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»[27]. Процедура повышения капитализации банков включает размещение банком привилегированных акций, эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа, которые впоследствии обмениваются на привилегированные акции, размещенные банком. Таким образом, банк включает для расчета собственных средств указанные государственные ценные бумаги, что позволяет ему совершать большее по количеству и размеру число банковских операции в рамках нормативов, установленных для кредитных организаций Банком России.
Эмиссия государственных (муниципальных) ценных бумаг осуществляется отдельными выпусками. Она может иметь место лишь при закреплении в бюджете на данный финансовый год предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга и предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Выпуск ценных бумаг может содержать информацию о серии, разрядах и номерах ценных бумаг. При этом выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг может делиться на транши. Транш представляет собой часть ценных бумаг одного выпуска, которая может быть размещена в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение и обращение ценных бумаг определенного транша осуществляется в рамках документов, регулирующих выпуск ценных бумаг.
Высший орган исполнительной власти Российской Федерации - Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления рассматривают и утверждают в виде нормативного акта Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. В них указываются вид и валюта ценных бумаг, форма выпуска, срок их обращения, валюта обязательств, особенности исполнения обязательств, а также ограничения по кругу лиц - возможных владельцев государственных ценных бумаг (ограничение оборотоспособности ценных бумаг).
На основе Генеральных условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг Минфин России (соответствующий исполнительный орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) также в форме нормативного акта принимает условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг. В нем детализируются положения Генеральных условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг путем указания на вид ценной бумаги, минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальную стоимость одной ценной бумаги, порядок их размещения, размер дохода, порядок осуществления прав, удостоверенных государственными (муниципальными) ценными бумагами, размер дохода или порядок его расчета, иные существенные условия, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по ценным бумагам.
Особенностью условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг является включение в них информации о бюджете заемщика на год выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, о суммарной величине долга заемщика на дату утверждения условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг из годовых отчетов об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года (доходы бюджета по группам и подгруппам с указанием общего объема доходов бюджета, расходы бюджета по разделам классификации расходов бюджета с указанием общего объема расходов бюджета, размер дефицита (профицита) бюджета).
Окончательные параметры выпуска содержатся в решении об эмиссии отдельного выпуска государственных ценных бумаг (эмитент, период размещения, форма и вид ценных бумаг, их номинальная стоимость и количество, дата погашения ценных бумаг, а также иные условия, имеющие значение для их размещения и обращения). Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
По итогам выпуска Минфин России (соответствующий исполнительный орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования) как эмитент принимает нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг. Отчет об итогах эмиссии принимается после завершения отчетного финансового года, но не позднее 1 февраля текущего финансового года в форме нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или правового акта местной администрации.
В отчете указываются:
1) государственные регистрационные номера выпусков государственных или муниципальных ценных бумаг, размещение которых осуществлялось в отчетном финансовом году;
2) порядок размещения ценных бумаг;
3) даты размещения ценных бумаг указанных выпусков;
4) даты погашения ценных бумаг указанных выпусков;
5) фактическая цена размещения ценных бумаг (в процентах от номинальной стоимости);
6) количество размещенных ценных бумаг указанных выпусков;
7) объем денежных поступлений в бюджет заемщика от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг каждого из указанных выпусков.
2.3. Проблемы определения правового режима ценной бумаги
Современное гражданское законодательство России, не давая единого понятия ценной бумаги, исходит из необходимости установления двух независимых правовых субинститутов: документарных и бездокументарных ценных бумаг, обладающих сходными чертами правового регулирования. В настоящее время документарные ценные бумаги рассматриваются в качестве вещей (документов), бездокументарные - обязательств. Законодательство установило во многом различный механизм их учета, защиты и восстановления прав на ценные бумаги.
Бездокументарные ценные бумаги имеют специальный правовой режим, который в том числе предполагает возможность субсидиарного применения к ним норм вещного права. В статье 149.2 ГК РФ регулируется «передача прав на бездокументарные ценные бумаги» как на вещи. Сам законодатель не до конца определился в целесообразности разделения ценных бумаг на два разных по природе явления - вещей и прав (при этом стремясь учесть двойственную природу ценных бумаг)[28].
В литературе отмечается, что предложенная в качестве главной в обновленном ГК РФ дифференциация ценных бумаг по сути их «деобъективирует» «ибо одна их часть - документарные бумаги - объявляется вещью, а другая - бездокументарные - правом, которое к вещам не относится, а является одним из видов имущества по обновленной ст. 128 ГК»[29]. Свою точку зрения на этот вопрос высказывает В.А. Габов, который отмечает: «Думается, что надо не множить режимы, а, наоборот, по модели некоторых развитых правопорядков расширить понимание ценной бумаги и распространить его на еще больший... ареал способных к обращению (секьюритизации) прав»[30].
Вместе с тем в юридической литературе по вопросу соотношения понятий и сущности документарных и бездокументарных ценных бумаг встречаются прямо противоположные суждения. В частности, Н.Г. Удальцова пишет, что различия между документарными и бездокументарными ценными бумагами существенны, и нельзя видеть различия между ними лишь в способе закрепления прав, так как «определение ценной бумаги... только как удостоверяемых прав не соответствует ни юридической природе, ни сущности ценной бумаги»[31].
По мнению Д.В. Лубягиной, это спорное суждение, поскольку правовая природа и документарных и бездокументарных ценных бумаг едина. Ценные бумаги являются способом фиксации прав, ими закрепленных. Данные права определяют отношения должника, т.е. лица, обязанного по ценной бумаге, и кредитора - лица, в пользу которого исполняются права по ценной бумаге. Сама формулировка, данная применительно и к документарным, и бездокументарным ценным бумагам, - «обязательственные и иные права» - предполагает, что одновременно существуют и корреспондирующие обязанности. Иными словами данные отношения представляют собой некое обязательство, но не всегда имущественного характера, так как целью выдачи ценной бумаги является именно установление обязательства.
Однако особенностью, отличающей ценную бумагу от обычного правоотношения, является то, что в силу документарной формы и неразрывной связи этой формы с закрепляемым правом ценную бумагу наделяют свойствами вещи. В правовом отношении значение имеют не вещи сами по себе как таковые, а то, на что направлен имущественный интерес субъектов права. Вне этого интереса вещь не представляет для субъектов гражданского права никакой ценности.
При игнорировании свойства имущества ценная бумага может быть приравнена к обязательству, обладающему некоторыми особенностями. Учитывая доводы о сходстве правовых режимов документарных и бездокументарных ценных бумаг, они должны рассматриваться как обязательства, возникающие либо из договора, либо из односторонних действий и подтверждаемые определенным способом. Не должно вызывать сомнений, что запись на лицевом счете у реестродержателя или запись по счету депо может рассматриваться в качестве документа.