Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (Теоретические аспекты мотивации персонала и систем стимулирования труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации персонала и систем стимулирования труда
1.1 Понятие и сущность мотивации
1.2 Методы и принципы мотивации персонала
1.3 Основные концепции и правила стимулирования персонала
2. Система мотивации и стимулирования персонала и проектирование систем стимулирования труда
2.1 Характеристика деятельности ООО «Кари»
Таким образом, можно сделать вывод, что главным отличием российских и зарубежных компаний является применение больше материального стимулирование персонала, в то время как вторые увеличивают долю нематериальных стимулов. Понимание ценности организации, удовлетворения потребностей сотрудников может увеличить трудоспособность коллектива в разы. Научно доказан факт, что самым мотивирующим к эффективной и продуктивной работе средством, является заинтересованность в свое трудовой деятельности. Однако, как правило, заинтересованность в работе встает на первое место как мотивирующий фактор в человеческой деятельности тогда, когда наблюдается в целом достаточно высокий уровень жизни. В противном случае на первый план выходят факторы материального стимулирования. Фактически в соответствии с очередностью удовлетворения потребностей по пирамиде А. Маслоу, потребности в уважении и творчестве в трудовой деятельности наступают уже после решения проблем со стабильным заработком, жильем и уверенностью в завтрашнем дне.
2. Система мотивации и стимулирования персонала и проектирование систем стимулирования труда
2.1 Характеристика деятельности ООО «Кари»
«ООО Кари» — это международная компания, которая осуществляет розничную торговлю игрушек, аксессуаров, а также обуви для детей, женщин и мужчин.
Организационная структура ООО "Кари" линейно-функциональная, т.к. прослеживается функциональная зависимость нижестоящего органа от вышестоящего, т.е. директору магазина подчиняются независимо друг от друга заместитель директора, администратор и бухгалтер [20, c. 69].
Организационная структура управления магазином "Kари" представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура ООО "Kари"
Деятельность организации отображается в виде системы показателей.
Приведем анализ состава и структуры персонала организации, для этого используем ряд показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 1 - Состав и структура состава персонала в ООО «Кари»
Показатель |
Критерий |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Кол-во чел. |
Кол-во чел. |
|||
По полу: |
женщины |
8 |
8 |
8 |
По возрасту: |
От 20 до 25 лет |
3 |
6 |
7 |
От 26 до 35 лет |
5 |
2 |
1 |
|
По стажу работы: |
До 1 года |
5 |
2 |
1 |
От 1 года до 2-х лет |
2 |
5 |
6 |
|
От 2-х до 5 лет |
1 |
1 |
1 |
|
По уровню образования: |
Неоконченное высшее |
7 |
7 |
6 |
Высшее |
1 |
1 |
2 |
Из данных таблицы 1 можно заметить, что средний возраст работников – 25 лет. По стажу работы произошло увеличение числа работников с небольшим стажем от 1 года до 2 лет, по сравнению с 2015 годом. Количество работников со стажем более 2 лет осталось неизменным, это связано с тем, что большой опыт работы имеется только у управляющей магазином. Проанализируем динамику текучести кадров в организации с использованием исходных данных движения персонала за 2015 по 2017 гг., которые представлены в таблице 3.
Таблица 2 - Показатели движения персонала в ООО «Кари» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Среднесписочная численность персонала |
8 |
8 |
8 |
Принятые работники |
2 |
2 |
3 |
Уволенные работники |
2 |
2 |
3 |
Полученные данные по движению персонала в ООО «Кари» отразим в табл. 3.
Таблица 3 - Анализ динамики текучести персонала в ООО «Кари» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста, % |
|
2015/2016 |
2016/2017 |
||||
Коэффициент выбытия (Кв) |
0,25 |
0,25 |
0,38 |
100 |
152 |
Коэффициент приема (Кп) |
0,25 |
0,25 |
0,39 |
100 |
152 |
Коэффициент стабильности (Кс) |
0,5 |
0,5 |
0,27 |
100 |
54 |
Коэффициент текучести (Ут) |
0,25 |
0,25 |
0,38 |
100 |
152 |
В результате полученных данных следует, что коэффициент выбытия остался прежним (1:1) за период 2015/2016 гг. и составил – 0,25, а по отношению 2017 года к 2016, повысился на 152%. Коэффициент приема персонала за период с 2016/2015 года остался без изменений (1:1), а в отношении 2017/2016 гг. повысился на 152%. Благодаря наличию кадрового резерва. Из этого можно сделать вывод, что коллектив организации ООО «Кари» стабилен в своем движении, динамика коэффициента стабильности составила 100 % в 2016 году по отношению к 2015 году, а по отношению 2017 года к 2016 году 54%. Текучесть персонала с 2016 по 2017 год возросла на 152%. Таким образом, численность коллектива ООО «Кари» остается прежней, но вместе с тем текучесть персонала остается нестабильной. Исходя из этого, среднесписочная численность на момент проведения данного анализа составила 8 человек, коллектив достаточно молодой – средний возраст 25- лет. Все сотрудники имеют высшее образование или получают его в скором времени. Необходимо отметить, тот факт, что при снижении стабильности коэффициента текучести персонала для любой предпринимательской компании – признак имеющихся проблем, поскольку нежелание сотрудников работать в компании является серьезной предпосылкой для изменения организационного характера деятельности. Поэтому следует регулярно проводить анализ возможных причин увольнения сотрудников компании. Предупреждать реальные увольнения работников, основывающихся не только на анализе стимулов в уже состоявшихся увольнениях, но и по данным мотивации потенциальной текучести – т.е. готовность работников сменить данное место работы. Такой подход будет соответствовать принципам опережающего управления. [21, c.152].
Следовательно, руководству компании «ООО Кари» необходимо контролировать данные показатели и стремиться к стабильности, не допуская, их снижение. Только знание факторов потребностей своего персонала, неуверенности их в своей защищенности, причинах недовольства, поможет сохранить руководителю, свой полноценный и стабильный коллектив, который в свою очередь, будет давать хорошие результаты для достижения поставленных перед организацией целей.
2.2 Анализ системы мотивации и направления совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ООО «Кари»
Основная цель исследования существующего плана мотивации и поощрения сотрудников в ООО Кари – это разработка новых систем мотивации и необходимых для нее ресурсов, их новое и качественное формирование: от создания системы мотивации до определения вариантов личной мотивации индивидуальных работников.
Рассмотрим подробно каждую группу способов поощрения.
В управлении сотрудников ООО Кари используются данные методы:
1. Административно - организационные методы управления: координация взаимосвязи персонала с помощью служебных приказов и распоряжений; при управлении текущей деятельности производства следует применять властную мотивацию, то есть издавать приказы, отдавать распоряжений и указаний.
2. Экономические методы управления: финансовое поощрение деятельности сотрудников предприятия, как основная зарплата; утверждённые «бонусные» в каждом месяце, за выполнение плана продаж.
Главным упором в системе поощрения сотрудников являются материальные способы поощрения. Оплата труда – ценный инструмент стимулирования добросовестной работы.
Зарплата сотрудников состоит из премиальных выплат и должностного оклада. Работники компании привыкли к тому, что заработная плата выплачивается без задержек два раза в месяц, что уже по-своему является стимулом к труду, каждый сотрудник уверен в своем стабильном положении.
Вознаграждение состоит из двух частей:
- простой повременной оплаты;
- премиальной части вознаграждения.
Премиальные оплачиваются каждый месяц, имеют цель, как вознаграждение за добросовестное и качественное исполнение своей трудовой деятельности. Установление месячных планов – и есть показатель премирования. Главной договоренностью начисления премиальных сотрудников является полное исполнение всех трудовых обязанностей, которые предусмотрены законодательством о труде, должностными инструкциями и правилами внутреннего распорядка. Премиальные на предприятии не всегда являются фиксированными, а зависят от личного упорства, поэтому работники достаточно стимулированы к стремлению делать большее для своего предприятия, что и входит в их должностные обязанности.
Случаи, при которых могут частично или полностью лишены премии: невыполнение личного плана, причинение финансовых убытков компании, нанесение вреда репутации, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, не выполнение плана продаж. Индивидуальный размер уменьшения премиальных определяется руководством и зависит от последствий, а также характера упущений.
3. Социально-психологические методы управления: с помощью формирования стандартов обслуживания можно развить чувства принадлежности у сотрудников компании; поощрение деятельности сотрудников при помощи социальных гарантий (оплачиваемые отпуска, выплаты пособий, больничные листы).
Оптимизацию организации рабочего места можно также отнести к средствам социально-психологического стимулирования: обеспечение необходимой оргтехникой, оборудованием, мебелью. В компании всегда положительно приветствуют желание к обучению, к улучшению знаний. Руководство оплачивает обучение за счет компании.
Рассмотрим дополнительные методы мотивации в организации ООО «Кари», представив их в виде таблицы 5.
Таблица 5 - Дополнительные методы мотивации в ООО «Кари»
Мотивация |
Премии |
Выполнение сотрудником своего личного плана по истечении месяца |
Добавка к зарплате в размере 2000 рублей |
Постоянно действующий метод стимулирования в компании |
Сотрудник отработавший в компании более полугода, отправляется на курсы повышения квалификации в другой город, где проводятся различные тренинги по обучению персонала. |
Ежегодное повышение категории сотрудников |
Каждый год проводится аттестация сотрудника в виде письменного теста. За успешное выполнение теста продавцу присваивается «продавец 2 категории» Имея 2 категорию продавец ежемесячно получает надбавку к ЗП в размере 1000 рублей. Через год сотрудник сдает тест на присвоение 1 категории Имея 1 категорию продавец получает ежемесячную надбавку в размере 3000 руб. За невыполнение личного плана продаж в течении 6-ти мес., с продавца снимается категория |
Таким образом, мы видим преобладание экономических методов мотивации над социально-психологическими.
Для того чтобы разработать эффективную систему мотивации персонала, нам необходимо прежде всего сделать анализ текущего уровня мотивации. Для этого в компании «Кари» было проведено анкетирование.
Было опрошено 100 % персонала, не занимающих руководящих должностей.
Цель анкетирования: выяснить, какие аспекты мотивации наиболее значимы для сотрудников, и что бы они хотели видеть в данной организации для дополнительного стимулирования успешной деятельности.
Результаты опроса показали, что работа в данной компании, нравится, но 51,4% респондентов не удовлетворены уровнем доходов, и достойная заработанная плата является определяющим фактором для 77,1% рабочих.