Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи, нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.1. Подготовка и проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.2. Пример выполнения аудиторских процедур, рекомендации по исправлению выявленных ошибок
Вначале был проведен анализ на возможность передачи ведения бухгалтерского учета организации на аутсорсинг.
Такой анализ стало возможным провести с помощью матрицы аутсорсинга, разработанной на основе матрицы Бостонской Консалтинговой Группы (матрицы БКГ). На рисунке 11 представлена матрица аутсорсинга, предложенная Дмитрием Хлебниковым в статье «Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптимизации бизнес-системы».
Матрица аутсорсинга
С тратегическая важность
Высокая
Низкая
Рисунок 11 – Матрица аутсорсинга
Суть матрицы заключается в том, чтобы определить, в какое поле попадет компания после проведения анализа двух факторов: стратегической важности бизнес-процесса, предполагаемого к передаче на аутсорсинг, и сравнения эффективности ведения данного процесса с рынком.
Поле 1: процесс важен для компании, но его осуществление сопровождается трудностями для предприятия, в результате чего процесс неконкурентоспособен. Совет может быть выражен в двух альтернативах: либо вкладываться в развитие, обучение, покупку новых технологий и пр., чтобы перейти в поле 2, а впоследствии и в поле 3, либо объединиться с компанией, у которой данный бизнес-процесс хорошо налажен и осуществляется более эффективно.
Поле 2: бизнес-процесс стратегически важен для фирмы и его выполнение может быть охарактеризовано, как «не хуже, чем это делают остальные». Нахождение на данной позиции заставляет фирму задуматься о наращивании возможностей, усиленном вложении средств в развитие данной компетенции. Одновременно в силу высокой стратегической важности функции важно помнить о сохранении позиций с точки зрения удержания опытных, высококвалифицированных кадров.
Поле 3: нахождение в данном поле означает, что анализируемый процесс не рационально передавать на аутсорсинг. В силу высокой стратегической важности процесса и в силу исполнения данного процесса эффективнее, чем все остальные, компании рекомендуется вкладывать больше средств на защиту этого процесса: обеспечение высоких заработных плат сотрудникам во избежание их ухода к конкурентам
, приобретение патентов на разработанные нематериальные активы и проведение прочих мероприятий по сохранению и усилению позиций.
Поле 4: низкая стратегическая важность бизнес-функции/процесса при одновременном неэффективном исполнении. Предприятию следует передать на аутсорсинг выполнение данной задачи, поскольку во-первых, важность процесса классифицирована как низкая, а значит и потеря непосредственного контроля над выполнением данной задачи не влечет никаких последствий, во-вторых, имеющиеся кадры не справляются с работой настолько эффективно, как это делают остальные игроки на рынке.
Поле 5: аналогично предыдущему полю предприятию рекомендуется отдать на аутсорсинг рассматриваемую задачу. Несмотря на то, что компания справляется с выполнением процесса не хуже, чем остальные, тем не менее, низкая стратегическая важность свидетельствует о наличии возможности сократить затраты с помощью передачи решения функции на сторону.
Поле 6: попадание в данное поле говорит о том, что компания хорошо справляется с выполнением процесса, который, однако, не является приоритетным. Это означает, что компания тратит достаточно много средств на непрофильный процесс. Выгоднее выделить данную компетенцию в отельный бизнес, поскольку работа выполняется специалистами компании лучше по сравнению с рынком.
Для проведения подобного анализа для ООО ПКФ «Гармония», были предприняты действия, описанные ниже.
Для определения стратегической важности, необходимо ответить на главный вопрос – является ли передаваемая функция или процесс основным видом деятельности? Если является, то однозначно, эта задача носит высокий стратегический характер. Однако это не означает, что все остальные функции автоматически попадают в разряд низкой стратегической значимости. Экспертная оценка руководителя компании или иного компетентного лица, учитывающая все особенности деятельности конкретного предприятия, решает, куда отнести процесс.
Для ООО ПКФ «Гармония» ведение бухгалтерского учета не является основной деятельностью. Учитывая тот факт, что предприятие является обособленным подразделением филиала г. Саров, то отчетность ООО ПКФ «Гармония» не составляется. Все результаты деятельности бухгалтеров фактически передаются в г. Саров, где бухгалтеры филиала проверяют правильность данных, формируют отчетность. Таким образом, несмотря на то, что ведение бухгалтерского учета является обязательным для Нижегородской компании
, стратегическая важность задачи может быть классифицирована, как низкая.
Чтобы сравнить эффективность выполнения функции или процесса с рыночными показателями, можно воспользоваться несколькими инструментами: во-первых, провести тестирование, результаты которого помогут выявить компетентность сотрудников, налаженность работы, эффективность оборудования и т. д.; во-вторых, проанализировать деятельность конкретных фирм – потенциальных аутсорсеров, предположив заранее, что эти компании в силу сосредоточенности на конкретном процессе, заведомо справляются со своими функциями лучше, чем рынок.
Для ООО ПКФ «Гармония» был разработан тест, ответы на который дали руководитель компании, а также главный бухгалтер из г. Саров, кому подотчетны бухгалтеры подразделения. Тест разработан согласно методике, предложенной специалистами Санкт-Петербургской фирмы «Гориславцев и Ко», такую методику часто используют аудиторы для оценки системы внутреннего контроля предприятия.
Таблица 26 – Тест для оценки эффективности организации и ведения бухгалтерского учета в ООО ПКФ «Гармония»
№ п/п | Вопросы | Ответы | ||
Да | Нет | Дополнительные пояснения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Бухгалтеры имеют опыт работы в области бухгалтерского учета свыше 3 лет | + | | |
2. | В данной организации бухгалтеры работают свыше 1 года | + | | |
3. | Бухгалтеры не делают систематически ошибки (синтаксические, арифметические и пр.) | | + | Наибольшее количество ошибок в расчете заработной платы и по невнимательности (неправильный перенос сумм из первичных документов в регистры и пр.) |
4. | Бухгалтеры постоянно обновляют свои знания с помощью использования телемоста, организованного главным офисом, сутью которого является освещение всех нововведений в законодательстве главным бухгалтером предприятия (г. Москва) | | + | Как правило, бухгалтеры пользуются этой программой, но не на постоянной основе. |
Продолжение таблицы 26
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Бухгалтеры НЕ: прогуливают работу и/или часто уходят в отпуск по болезни и/или часто берут административный отпуск | | + | Один из бухгалтеров часто берет больничный в связи с болезнью маленького ребенка. |
6. | Бухгалтеры не имеют проблем в использовании обновленной программы 1С (в связи с переходом компании с версии 7 на версию 8.2) | + | | |
7. | Предприятие использует лицензированную версию автоматизированной системы учета | + | | |
8. | За последний отчетный период сбоев в работе автоматизированной системы не было. | | + | |
По данному тесту эффективность организации и ведения бухгалтерского учета определяется путем отношения количества ответов «да» к общему количеству вопросов, характерных для данной организации.
Ответы «да», указанные в таблице 26, соответствуют положительным ответам, ответы «нет» - отрицательным. Эффективность рассчитывается по формуле (2):
(2)
Эффективность организации и ведения бухгалтерского учета в ООО ПКФ «Гармония» составляет 50%. Будем считать, что при количестве положительных ответов в рамках 40-60%, степень эффективности можно определить как среднюю.
Таким образом, бизнес-процесс «ведение бухгалтерского учета» попадает в 5-е поле матрицы аутсорсинга: низкая стратегическая важность + средняя эффективность выполнения процесса («так же, как рынок»). Это означает, что компании целесообразно передать на аутсорсинг ведение бухгалтерского учета.
Подкрепим аналитический вывод расчетными данными.
Расходы ООО ПКФ «Гармония» на отдел бухгалтерии представлены в таблице 27.
1) Заработная плата главного бухгалтера по ООО ПКФ «Гармония» составляет 35 000 рублей. Отчисления на социальное страхование (30%) 10 500 рублей. Отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (12
класс профессионального риска, страховой тариф = 1,3) – 455 рублей.
Заработная плата бухгалтера составляет 28 000 руб. Отчисления на социальное страхование 8 400 рублей. Отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний = 364 рубля.
2) Амортизация двух компьютеров начисляется линейным методом. Первоначальная стоимость 1 компьютера составляет 56 000 рублей. Срок полезного использования равен 5 годам. Таким образом, ежемесячные расходы на амортизацию одного компьютера составляют: (56 000 / (5 * 12)) = 933 рубля.
3) Расходы на офисные принадлежности в среднем составляют 840 рублей в месяц.
4) Аренда помещения рассчитывается исходя из площади, занимаемой отделом бухгалтерии. Общая площадь арендуемого офиса составляет 140 кв. м. Площадь, занимаемая отделом бухгалтерии, равна 26 кв. м. Ежемесячная арендная плата, включающая в себя оплату коммунальных услуг, составляет 49 000 рублей. Таким образом, ежемесячные расходы на аренду офисной площади для отдела бухгалтерии, составляют: (49 000 / 140) * 26 = 9100 рублей.
Таблица 27 – Расходы на содержание отдела бухгалтерии
ООО ПКФ «Гармония»
№ п/п | Наименование статьи расходов | Сумма, руб./мес. | Сумма, руб./ год |
1. | Заработная плата бухгалтеров с отчислениями | 82 719 | 992 628 |
2. | Амортизация компьютеров | 1 866 | 22 392 |
3. | Офисные принадлежности | 840 | 10 080 |
4. | Аренда помещения | 9 100 | 109 200 |
5. | Итого: | 94 525 | 1 134 300 |
Стоимость аутсорсинга ведения бухгалтерского учета представлена в таблице 28. Стоимость услуги рассчитана с учетом следующих факторов: компания находится на общем режиме налогообложения, количество сотрудников составляет 80 человек, в месяц осуществляется до 200 операций. Таблица 28 иллюстрирует альтернативы в выборе аутсорсера. В таблице приведены компании, чья информация о ценах на услуги представлена в открытом доступе на сайтах этих фирм.