Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи, нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.1. Подготовка и проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.2. Пример выполнения аудиторских процедур, рекомендации по исправлению выявленных ошибок
Наращивание кредиторской задолженности без всякого контроля, управления может создать угрозу финансовой устойчивости компании. Отсюда вытекает бесспорная важность уравновешивания кредиторской задолженности с дебиторской, необходимость отслеживания момента возвращения дебиторами сумм задолженностей, чтобы планировать свои расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Показатель оборачиваемости для предприятия – контрольный, для кредиторской задолженности он должен быть выше, чем для дебиторской.
Рис. 7 – Сравнение периодов погашения кредиторской и дебиторской задолженности ООО ПКФ «Гармония»
Из графика на рисунке 7 видно, что предприятие довольно успешно управляет расчетами: периоды оборачиваемости практически равны, что означает возможность расплачиваться по своим обязательствам вовремя. Однако, в 2017 году период оборота дебиторской задолженности несколько превысил период погашения кредиторской задолженности, что сигналит о необходимости усиления контроля над своими дебиторами, возможно, об ужесточении условий договоров с покупателями и заказчиками.
Относительно авансов, информация была получена за последние 3 года, соответственно анализ был произведен для периода с 2015 по 2017 год. Рисунок 8 показывает, что суммы полученных и выданных авансов примерно одинаковы в 2015 и 2016 годах, но величина полученных авансов всегда чуть выше, что является благоприятным моментом, поскольку данный элемент представляет собой источник финансирования текущей деятельности предприятия. В 2017 году произошло резкое снижение выданных авансов, что может свидетельствовать об ужесточении условий проводимой политики в отношении расчетов с поставщиками и подрядчиками при одновременном сохранении политики в отношении покупателей и заказчиков. В целом, стратегия неплохая, поскольку позволяет ООО ПКФ «Гармония» не беспокоиться о возникновении безнадежной дебиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Рис. 8 – Сравнение абсолютных величин выданных и полученных авансов
В статье Лысенко Д. «Управление кредиторской задолженностью» отмечено, что «для снижения риска зависимости от поставщика компании необходимо избегать появления крупных кредиторов, доля которых могла бы быть более 10% в совокупной кредиторской задолженности» [36]. Рисунок 9 иллюстрирует удельный вес кредиторов-поставщиков и подрядчиков в общей сумме кредиторской задолженности ООО ПКФ «Гармония» на 31.12.2017 г.
Рис. 9 – Удельный вес кредиторов-поставщиков и подрядчиков
в общей сумме кредиторской задолженности ООО ПКФ «Гармония»
по состоянию на 31.12.2017 г.
Диаграмма свидетельствует о наличии довольно крупных кредиторов у компании: доля этих кредиторов превышает оптимальные 10%. Например, крупным подрядчиком компании является ООО «Нижегородская электромонтажная компания» (ООО «НЭМК»), ее доля в общей кредиторской задолженности близка к 15%. Также видна сильная зависимость от таких подрядчиков, как «Нижегородстроймонтаж» (12,81%) и «Центр-сервис» (12,4%). Однако следует учитывать продолжительность отношений ООО ПКФ «Гармония» с вышеуказанными контрагентами: сотрудничество с этими подрядчиками продолжается более 5 лет, а значит, компании выработали для себя оптимальную форму построения взаимоотношений. Что касается остальных кредиторов, их доля вполне приемлема, что означает слабую зависимость предприятия от кредиторов-поставщиков и подрядчиков.
Проанализировав состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, приходим к выводу, что ООО ПКФ «Гармония» довольно успешно управляет своими расчетами.
2.3. Первичные документы, учет и отражение в регистрах и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками организации
На предприятии разработана схема документооборота по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Схема представлена на рисунке 10.
Договор (купли-продажи, подряда, аренды, возмездного оказания услуг и т. п.)
Приходная товарная/товарно-транспортная накладная
Счет на оплату, платежное поручение
Счет-фактура
Журнал хозяйственных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Книга покупок
Журнал-ордер по счету 60
Обороты и сальдо по счету 60
Развернутый журнал-ордер по счету 60
Налоговая декларация по НДС
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60
Бухгалтерский баланс, пояснения к бухгалтерскому балансу
Главная книга по счету 60
Рис. 10 – Схема документооборота по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Необходимо отметить, что ООО ПКФ «Гармония» не составляет финансовую (бухгалтерскую) отчетность самостоятельно: все данные передаются в филиал МСУ-8, специализированным участком которого и является ООО ПКФ «Гармония». Но в графике документооборота на последнем этапе присутствует отчетность – бухгалтерский баланс и пояснения к нему, так как для внутренних целей (например, оценка финансового состояния организации) предприятие все же формирует отчетность. Основные первичные документы по расчетам с поставщиками и подрядчиками представлены в приложениях 6-8.
Организация применяет как денежную, так и неденежную форму расчетов с поставщиками и подрядчиками. Что касается денежной формы расчетов, то фирма предпочитает пользоваться безналичной формой расчетов. Активно используются расчеты платежными поручениями (приложение 9). Иногда компания использует аккредитивную форму расчетов. Среди неденежных форм стоит выделить взаимозачет, так как ООО ПКФ «Гармония» часто прибегает к такой форме погашения обязательств перед подрядчиками. В приложении 10 представлено соглашение о взаимозачете.
Организация регулярно проводит инвентаризацию обязательств. Инвентаризация осуществляется на основании приказа директора филиала (приложение 11), результаты инвентаризации оформляются в акте инвентаризации по форме ИНВ-17 (приложение 12).
Ниже приведены основные субсчета, открытые к счетам, используемым ООО ПКФ «Гармония» при ведении бухгалтерского учета:
1) Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
2) Счет «Специальные счета в банках»
55.1 «Аккредитивы (в рублях)»
3) Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»
60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)»
60.3 «Векселя выданные»
60.6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в условных единицах)»
60.8 «Расчеты по неотфактурованным поставкам»
60.11 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)»
60.12 «Расчеты по авансам выданным (в валюте)»
4) Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)
5) Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
68.2 «Налог на добавленную стоимость»
68.4 «Налог на доходы (прибыль) организаций»
6) Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
76.2 «Расчеты по претензиям»
76.6 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)»
76.8 «НДС с авансов выданных»
76.9 «Расчеты по уплате таможенных пошлин»
76.10»Расчеты по уплате таможенных сборов»
Ситуации возникновения и погашения кредиторской и дебиторской задолженностей ООО ПКФ «Гармония» перед поставщиками и подрядчиками приведены в примерах 1-5.
Пример 1.
Данный пример относится к 2016 году (в отличие от следующих примеров) для корреляции с материалами аудиторской проверки, которая проводится для 2016 года (см. главу 3).
ООО ПКФ «Гармония» заключило договор с ООО «Промэлектромонтаж» на выполнение последним работ на сумму 84 045 рублей. Согласно условиям договора работы производятся по 100% предоплате. 8 апреля 2016 года компания осуществила предоплату в размере 84045 рублей. 10 апреля поступил счет-фактура № 342-036111/05-01 (см. приложение 7), на основании которой был принят НДС к вычету. Работы были приняты 22 июня того же года на основании акта о приемке выполненных работ (см. приложение 6).
Бухгалтер ООО ПКФ «Гармония» сделал следующие записи:
Таблица 9 – Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками (пример 1)
Дата | Содержание операции | Основания | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
08.04.2016 | Осуществление предоплаты подрядчику | Выписка из расчетного счета № 1247 | 60.2 Субконто 1 «Промэлект-ромонтаж» | 51 | 84 045 |
10.04.2016 | НДС с предоплаты принят к вычету | Счет-фактура № 342-036111/05-01 | 68.2 | 76.8 | 12 820 |
22.06.2016 | Получены работы | Акт о приемке выполненных работ № 188 | 20 | 60.1 Субконто 1 «Промэлек-ромонтаж» | 71 225 |
22.06.2016 | Выделен НДС с принятых работ | Счет-фактура № 342-036111/05-17 | 19.3 | 60.1 Субконто 1 «Промэлек-тромонтаж» | 12 820 |
22.06.2016 | Сумма НДС принята к вычету | Счет-фактура № 342-036111/05-17 | 68.2 | 19.3 | 12 820 |
22.06.2016 | Зачтен перечисленный аванс в оплату за поставку | Акт о приемке выполненных работ № 188 | 60.1 Субконто 1 «Промэлект-ромонтаж» | 60.2 Субконто 1 «Промэлек-тромонтаж» | 84 045 |
22.06.2016 | Восстановлен НДС с аванса | Счет-фактура № 342-036111/05-01 | 76.8 | 68.2 | 12 820 |