Файл: Анализ эффективности и оптимизации принятия управленческих решений (на примере ООО «ИКЕА ДОМ»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы разработки управленческих решений
1.1 Становление и развитие науки об управленческих решениях
1.2 Основные функции управления и их место в ходе разработки управленческого решения
2. Принятие управленческих решений ООО «ИКЕА ДОМ»
2.1 Общая характеристика ООО «ИКЕА ДОМ»
2.2 Пример принятия решения в ООО «ИКЕА ДОМ»
3 Разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы принятия решений
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию системы принятия решений
Составлен следующий план работ:
- разработка проектного варианта «Положения об оплате труда и материального стимулирования менеджеров отдела продаж предприятия»;
- согласование предлагаемой методики с генеральным директором, который определяет дату изменения системы оплаты труда;
- внесение данного раздела в общее «Положения об оплате труда, условиях премирования и депремирования»;
- автоматизация необходимых расчетов в системе 1С;
- пробный расчет заработной платы менеджеров отдела продаж по результатам отчетного месяца;
- анализ изменения фонда оплаты труда и финансовых результатов деятельности предприятия.
Оценка эффективности разработанной системы оплаты труда и материального стимулирования менеджеров отдела продаж производится по следующим параметрам, которые являются ключевыми факторами успеха компании, о чем говорится в «Плане развития предприятия на 2020 год»:
- увеличение рыночной доли;
- увеличение выручки от реализации продукции предприятия;
- снижение дебиторской задолженности предприятия, минимизация просроченной;
- сохранение высококвалифицированного персонала предприятия.
Рассмотрены процессы принятия решения на ООО «ИКЕА ДОМ».
Оценка эффективности разработанной системы оплаты труда и материального стимулирования менеджеров отдела продаж производится по следующим параметрам, которые являются ключевыми факторами успеха компании, о чем говорится в «Плане развития предприятия на 2020 год»:
- увеличение рыночной доли;
- увеличение выручки от реализации продукции предприятия;
- снижение дебиторской задолженности предприятия, минимизация просроченной;
- сохранение высококвалифицированного персонала предприятия.
3 Разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы принятия решений
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию системы принятия решений
Одна из основных задач руководителя ООО «ИКЕА ДОМ» – принятие решений на основе получаемой информации, а также контроль исполнения принятых решений. Не менее важно при этом обеспечение достоверности получаемой информации.
Для достижения коммерческих целей, постановки планов и контроля результатов работы отдела продаж необходимо комплексное решение, такое как 1С:CRM. Оно имеет расширенный функционал в части управления бизнес–процессами, возможность визуальной настройки и доработки для полного соответствия специфики конкретного бизнеса.
1С:CRM — программный продукт компании 1С, предназначенный для быстрой разработки прикладных решений.
Технологическая платформа «1С:CRM» не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), использующих единую технологическую платформу.
Платформа и прикладные решения, разработанные на её основе, образуют систему программ «1С:CRM», которая предназначена для автоматизации различных видов деятельности, включая решение задач автоматизации учёта и управления на предприятии (КИС).
Все бизнес–задачи условно можно разделить на 3 больших группы:
- увеличить доход;
- сократить затраты;
- избежать рисков в будущем.
Всегда есть вероятность потери клиентов по причинам, обусловленным человеческим фактором. Дороже всего обходятся ошибки, совершенные персоналом по незнанию, забывчивости, неаккуратности, эмоциональности, плохого настроение и «хотел как лучше, а получилось как всегда».
В реальности посчитать упущенную прибыль от этого достаточно сложно, каждый сотрудник легко может обосновать, почему не состоялась сделка с тем или иным клиентом. Поэтому, чем менее формализованы процессы и чем больше у сотрудников возможности выполнять работу по своему усмотрению, тем выше влияние человеческого фактора на финансовый результат компании.
Точная настройка бизнес–процессов в 1С:CRM позволяет оптимизировать сквозные процессы, выстроить документооборот, назначать задачи и контролировать их исполнение, что позволяет практически полностью исключить ошибки, связанные с человеческим фактором.
- Управление клиентской базой в 1С:CRM
Клиенты обращаются в компанию по разным каналам связи: заявки с сайта, телефонные звонки, письма на почту, через месенджеры разным менеджерам, заявки от продающих партнеров, запросы через социальные сети и пр.
При этом руководитель отдела продаж обладает неполной, разрозненной информацией по заявкам и, по сути, не управляет менеджерами в полной мере. В результате заявки теряются, отрабатываются не в полном объеме или с неприемлемым качеством, и компания недополучает прибыль.
Еще одной проблемой, рожденной в хаосе обращений, становится отсутствие возможности для получения исчерпывающей статистики и точного измерения эффективности маркетинговых каналов. Это влечет за собой избыточное рекламное бюджетирование на схемы продвижения, которые не дают нужного потока клиентов, а также урезанное использование возможностей эффективных каналов, которые при увеличении бюджета могут дать существенный приток новых заказчиков.
1С:CRM позволяет собрать единую базу контактов при обращении из любых источников. Руководитель видит общий объем работ, может распределять заявки между менеджерами в зависимости от их квалификации, тем самым мотивируя их на развитие и внутреннюю конкуренцию.
В 1С:CRM удобно хранить историю взаимоотношений с клиентами, вести список событий и задач по каждому клиенту, эффективно планировать рабочее время, назначать и контролировать выполнение поручений.
Рис. 3.1. Принятие обращения
1С:CRM позволяет в любой момент, по любому клиенту получить подробную информацию о периодичности контактов, статусе текущей сделки, а так же значительно упрощает процесс передачи дел и гарантирует полную сохранность информации в случае увольнения менеджера.
Запись телефонных переговоров в CRM позволяет делать «работу над ошибками», анализировать и системно отрабатывать возражения, формировать скрипты и инструкции для часто задаваемых вопросов, обучать новых менеджеров на реальных примерах.
- Работа с документами в 1С:CRM
Внедрение 1С:CRM позволяет сократить временные затраты на подготовку документов для клиентов: договоры, счета, коммерческие предложения можно оформлять и отправлять клиентам сразу из 1С. Для этого достаточно подготовить макеты типовых документов, которые автоматически будут заполняться данными, указанными в карточке клиента.
Рис. 3.2. Карточка клиента
Создание документов для контрагента осуществляется простым выбором нужного макета, что многократно сокращает временные затраты и риски ошибок.
При интеграции 1С:CRM с системами складского учета также можно оптимизировать операции по подготовке отгрузочных документов: накладных, счет–фактур, ТТН, а так же просматривать складские остатки и информировать клиента по наличию товаров на складе из «одного окна».
- Воронка продаж и отчетность в 1С:CRM
В 1С:CRM предусмотрена гибкая система отчетности, которая позволяет легко получать отчетность в нужных разрезах: «воронка продаж» и конверсии на каждом этапе, показатели работы менеджеров, сегментация и ABCXYZ–анализ клиентов, подробная отчетность по продажам и выручке. Все отчеты доступны как в табличном виде, так и в виде диаграмм и графиков.
3.2 Оценка экономической целесообразности предложенных мероприятий
Проведем анализ ожидаемых результатов и эффективности проекта автоматизации процесса бюджетирования на ООО «ИКЕА ДОМ» в 2021 году.
Таблица 3.1
Стоимость приобретаемого оборудования и услуг, тыс. руб.
Стоимость оборудования |
Сумма |
Базовый пакет автоматизированной системы |
341 |
Обучение специалистов заказчика и консультации разработчиков |
550 |
Финансирование проекта планируется за счет собственных средств компании за 2020 год.
Рассчитаем эффективность данного инвестиционного проекта.
Расходы данного инвестиционного предложения – абонентская плата за предоставляемое программное обеспечение – составляют (в год) – 120,57 тыс. руб. Доходы от сокращения бумажного документооборота представим поэтапно.
- Экономия от расходов на бумагу. Закупка на месяц в среднем 25 пачек, 300 в год. При внедрении программы экономия будет составлять 80%, то есть 240 пачек в год.
300*200=60тыс.руб. тратится на бумагу в месяц
60*200=12тыс.руб. при внедрении программы
48тыс.руб. экономии
- Экономия рабочего времени.
Программа позволяет экономить в среднем 33% рабочего времени. Из это следует что при средней ставке 113,6руб. в месяц экономится 40,164тыс.руб. годовая экономия составит 481,97 тыс. руб.
Всего 529,97тыс.руб.
Чистый доход = доходы – расходы = 409,4тыс.руб.
Таблица 3.2
Показатели инвестиционного проекта, тыс. руб.
Наименование показателей |
Сумма |
Инвестиции |
891 |
Доходы (сокращение бумажного документооборота) |
529,97 |
Расходы (абонентская плата за предоставляемое программное обеспечение) |
120,57 |
Чистый доход |
409,4 |
Срок реализации |
5 лет |
Рассчитаем срок окупаемости инвестиционного проекта:
Величину ставки дисконтирования примем равной средневзвешенной стоимости капитала компании, которая составляет 12% на конец 2019 года.
Рассчитаем чистый дисконтированный доход от внедрения инвестиционного проекта:
Поскольку NPV>0, следовательно, инвестиционное предложение выгодно.
Определим индекс рентабельности инвестиций PI, который показывает, насколько эффективен инвестиционный проект:
Таким образом, PI=1,65>1, т. е. по данному показателю инвестиционное предложение также является выгодным.
Рассчитаем внутреннюю норму доходности компании:
IRR =24,22 %
Матрица ответственности по проекту представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Матрица ответственности по проекту
Наименование |
Руководитель компании |
Старший бухгалтер |
Специалист |
Компания– поставщик |
1. Выбор автоматизированной системы |
||||
1.1 Анализ имеющихся на рынке продуктов по критерию «функциональность» |
||||
1.1.1 Изучение имеющихся на рынке предложений |
р |
о |
||
1.1.2 Сравнение характеристик имеющихся продуктов |
о |
|||
1.1.3 Выбор продукта по критерию «функциональность» |
р |
к |
0 |
|
1.2 Выбор имеющихся на рынке продуктов по критерию «цена» |
||||
1.2.1 Изучение имеющихся на рынке предложений |
р |
о |
||
1.2.2 Сравнение характеристик имеющихся продуктов |
о |
|||
1.2.3 Выбор продукта по критерию «функциональность» |
р |
к |
0 |
|
1.3 Выбор имеющихся на рынке продуктов по критерию «функциональность–цена» |
||||
1.3.1 Выставление весовых оценок для каждого критерия |
р |
о |
||
1.3.2 Проведение расчетов на основании средневзвешенной оценки |
о |
Продолжение таблицы 3.3
Наименование |
Руководитель компании |
Старший бухгалтер |
Специалист |
Компания– поставщик |
1.3.3 Выбор продукта |
р |
к |
0 |
|
2. Закупка |
||||
2.1 Проведение тендера на поставку |
||||
2.1.1 Размещение закупки на сайте госзакупок |
р |
о |
||
2.1.2 Выбор компании поставщика ПО |
р |
к |
е |
|
2.1.3 Встреча с поставщиком |
р |
к |
о |
|
2.2 Заключение договора |
||||
2.2.1 Составление договора на поставку |
о |
|||
2.2.2 Подписание договора у руководителя |
р |
о |
||
2.2.3 Подписание договора у контрагента |
р |
|||
3. Установка ПО |
||||
3.1 Установка тестовой версии ПО на компьютеры |
||||
3.1.1 Обход компьютеров компании для установки программы |
о |
р |
||
3.1.2 Запуск установочного пакета |
о |
р |
||
3.1.3 Контроль результатов запуска |
о |
р |
||
3.2 Послеустановочное конфигурирование |
||||
3.2.1 Корректировка программного кода |
к |
о |
||
3.2.2 Анализ результатов |
к |
о |
||
3.2.3 Формирование итоговой версии для каждого рабочего места |
к |
о |
||
4. Обучение пользователей работы в ПО и запуск в эксплуатацию |
||||
4.1 Знакомство с программой |
||||
4.1.1 Знакомство с интерфейсом |
р |
о |
||
4.1.2 Знакомство со способами решения основных задач |
р |
о |
||
4.1.3 Знакомство с решением основных задач |
р |
о |
||
4.2 Аттестация персонала по работе с программой |
||||
4.1.1 Проведение аттестации |
р |
о |
||
4.1.2 Дополнительное обучение |
р |
о |