Файл: Анализ эффективности и оптимизации принятия управленческих решений (на примере ООО «ИКЕА ДОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 561

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях экономической нестабильности от того насколько грамотно принимается управленческое решение на предприятии зависит эффективность деятельности и его финансовое благополучие.

История сохранила для нас много примеров замечательных решений, принятых известными полководцами, государственными деятелями, менеджерами, бизнесменами.

Очевидно, что для эффективного выполнения всех управленческих функций, прежде всего, необходимо уметь принимать грамотные управленческие решения. Сегодня наука управления стремится повысить эффективность деятельности организации путем улучшения способности руководства к принятию обоснованных и объективных решений, особенно в ситуации исключительной неопределенности и риска. Поэтому процесс формирования специалистов в области государственного и муниципального управления, кроме изучения общих тенденций и методов управления, предполагает также освоение современных технологий и приобретение навыков принятия правильных управленческих решений.

Объектом работы является ООО «ИКЕА ДОМ».

Предметом работы является процесс принятия управленческого решения.

Целью работы является разработка управленческого решения по повышению эффективности обслуживания потребителей в ресторане «Кабуки».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать становление и развитие науки об управленческих решениях;
  • выделить основные функции управления и их место в ходе разработки управленческого решения;
  • дать общую характеристику ООО «ИКЕА ДОМ»;
  • рассмотреть пример принятия решения в ООО «ИКЕА ДОМ»;
  • предложить методические рекомендации по совершенствованию системы принятия решений;
  • дать оценку экономической целесообразности предложенных мероприятий.

Теоретической основой работы являлись монографии и учебная литература российских и зарубежных ученых, чьи работы неоднократно публиковались и признаны многими ВУЗам РФ, рекомендуется для студентов данных ВУЗов и руководителей предприятий и организаций.

Так, например, Адизес И. – современный македонский и американский бизнес– консультант, ведущий специалист по эффективному управлению процессами в бизнесе, его работы признаны во всем мире и публикуются на многих языках. Пособие «Разработка управленческого решения» Жигарь О.В. предназначено для студентов факультета управления, обучающихся по направлению «Менеджмент организаций» и одобрено А. Ю. Даванковым доктором экономических наук, профессором, заместителем директора Челябинского филиала Института экономики УрО РАН. В учебнике «Управленческие решения» Карданской Н. Л. Освещаются различные аспекты технологам принятия, решений, дается комплексное изложение основных положений теории и практики принятия решений и рекомендовано для студентов и преподавателей вузов, а также руководителей всех уровней.


Информационной базой являлась материалы ООО «ИКЕА ДОМ» за 2017–2019 гг.

1. Теоретические и методологические основы разработки управленческих решений

1.1 Становление и развитие науки об управленческих решениях

Разработка решения – связующая функция управленческого процесса, завершающая цикл управленческих действий, от качества принятого решения зависит жизнедеятельность организации[1].

Принятие решений началось одновременно с началом коллек­тивной деятельности, т. е. с момента возникновения организаций. Одновременно с возникновением и развитием теории управления возникла и теория принятия решений.

В своем развитии теория менеджмента прошла ряд этапов, ко­торым соответствовали следующие управленческие школы и под­ходы: школа научного управления, классическая школа, школа че­ловеческих отношений, количественная школа, процессный подход, системный подход, ситуационный подход[2].

Наука об управлении начала формироваться с 1885 г. и была связана с именами таких ученых, как Фредерик Тейлор, Френк и Ли­лия Гилберты, Генри Гант. Школа Тейлора впервые доказала, что наука об управлении – это самостоятельная наука, что планировани­ем и управлением должны заниматься профессионалы. Система на­учного управления характеризовалась им следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, со­трудничество вместо индивидуальной работы, максимальная произ­водительность вместо ее ограничения и развитие каждого отдельно­го рабочего до максимально доступной ему производительности[3]. Одним из краеугольных положений Ф. Тейлора было то, что процесс планирования работы впервые был отделен от самой работы (то есть была выделена одна из основных управленческих функций)[4].

Классическая (административная) школа управления развива­лась в 1920– 1950 гг. при участии Анри Файоля и Линделла Урвика. В рамках школы было дано понятие управления: управлять – вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов[5]. Также Анри Файоль сформулировал универсальные принципы управления организаци­ей, которые заложили основы теории управления и теории принятия управленческих решений:


  • неотделимость власти от ответственности;
  • разделение труда при специализации;
  • единство распоряжения;
  • дисциплина;
  • единство руководства;
  • подчинение индивидуальных интересов общим;
  • вознаграждение;
  • централизация;
  • иерархия;
  • порядок;
  • справедливость;
  • устойчивость персонала;
  • инициатива;
  • корпоративный дух[6].

Школа человеческих отношений развивалась в 1930– 1950 гг. и считалась неоклассической, ее приверженцы называли человеческий фактор основным элементом эффективной организации. Наиболее яркие представители школы – Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

Школа поведенческих наук возникла в 1950 г. и существует по настоящее время. Ее представителями являются Дуглас Мак– Грегор, Френсис Лайкерт и Крис Анджерис. Данная школа делает упор на мотивацию и качество трудовой жизни[7].

Теория принятия управленческих решений начала интенсивно развиваться в 40– е гг. ХХ в., сложившиеся к началу ХХ1 в. направ­ления данной науки взаимосвязаны и обоснованы. Помимо различ­ных школ в науке управления выделяют четыре основных подхода: количественный, процессный, системный и ситуационный[8].

На первых трех этапах эволюции человеческой мысли разра­ботка управленческих решений не выделялась из общего процесса. Начиная с середины 1960– х гг., на стыке экономики, социологии и теории организации и благодаря работам американского ученого Герберта Саймона, который получил Нобелевскую премию по тео­рии принятия решений, сложилась новая тенденция в управлении в виде «школы принятия решений».

Количественный подход начал применяться с 50– х гг. ХХ в. и положил начало новым научным направлениям, связанным с выра­боткой и принятием управленческих решений. Сущность этого под­хода заключается в переходе от качественных к количественным оценкам, моделированию процесса принятия управленческого ре­шения, использованию математических и статистических методов[9].

Количественный подход в области управления положил начало новым направлениям науки, связанным с выработкой и принятием управленческого решения: исследованию операций, системному анализу, динамическому программированию, теории игр и др. Влияние этой школы на практику управленческих решений меньше, чем, к примеру, поведенческой школы, по двум причинам: во-первых, управленцы – практики оказались практически не готовы к профессиональному использованию этих методов, во-вторых, мате­матические модели оказывались очень сложными для реализации.


Однако с течением времени этот подход приобретает все боль­шее значение, поскольку без оценки степени достижения целей и результатов реализации управленческих решений эффективное управление невозможно, «управлять – значит измерять». Современ­ные информационные технологии, используемые в практике управ­ления, подняли на новый качественный уровень моделирование принятия решений, что делает указанное направление развития управленческой мысли перспективным[10].

Процессный подход рассматривает управление как серию взаи­мосвязанных непрерывных действий, направленных на достижение поставленных целей. Действия, составляющие процесс управления, есть управленческие функции, каждая из которых также представ­ляет из себя процесс. При данном подходе принятие управленче­ских решений рассматривается как процесс объединения функций управления и делится на четыре этапа: подготовка, принятие, реа­лизация, контроль и анализ реализации решений[11].

Системный подход рассматривает организацию как систему, состоящую из структуры, задач, технологий, целей, персонала. Все элементы системы взаимосвязаны, поэтому системный подход пре­дусматривает необходимость управления не только отдельными элементами, но и всей системой, организацией в целом. Важным фактором является воздействие на систему внешней среды и обрат­ное влияние организации на окружающую среду. Основные досто­инства системного подхода состоят в том, что он объединил от­дельные составляющие системы (подсистемы) в единую систему.

Ситуационный подход возник в 60– х гг. ХХ в. как развитие ко­личественного и системного подхода. Он определяет, что в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять, а процесс управления рассматривается как последовательность управленче­ских решений в конкретных ситуациях. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, разнообразны, и руководитель должен принять эффективное решение в каждой из них[12].

Наиболее важная часть ситуационного подхода – выделение переменных, определяющих развитие ситуации[13]. Достоинствами си­туационного подхода принято считать возможности анализа ситуа­ций для прогнозирования их изменения, установление основных пе­ременных поведения организационных структур, использование «метода сценариев» как инструмента выработки управленческих решений в сложных положениях. Эффективность и качество управ­ленческого решения определяется в первую очередь обоснованно­стью выбранного подхода.


1.2 Основные функции управления и их место в ходе разработки управленческого решения

Изучение основных категорий дисциплины «Разработка управ­ленческого решения» основывается на знании основных функций управления. К числу основных функций управления относятся: планирование, организация, подбор, расстановка, мотивация и сти­мулирование кадров, координация и контроль[14].

Планирование – это поиск путей достижения целей организа­ции, а также процесс разработки и реализации планов, которые по­зволяют приблизиться к этим целям. Для того чтобы организация была эффективно управляемой и поставленные цели достигались, она должна быть оптимально организованной. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации.

Контроль как функция управления предполагает обеспечение достижения поставленных целей. Координация означает устранение наметившихся отклонений[15].

Разработка управленческих решений – процесс, связывающий воедино названные выше функции управления. Именно решения, принимаемые руководителем любой организации, определяют эф­фективность ее деятельности и возможность устойчивого развития в современном быстро меняющемся мире. Поэтому вместе со ста­новлением и развитием теории управления получила развитие и теория принятия решений. Такие характеристики современных ор­ганизаций, как расширение границ и масштабов деятельности, боль­шое количество управленцев высшего и среднего звена, необходи­мость личной компетенции для занятия руководящего поста и уси­ление принципа коллективности существенно изменили теорию и практику принятия решений[16].

В настоящее время процесс принятия управленческих решений в науке об управлении рассматривается как самостоятельный управ­ленческий акт[17]. Предметом теории разработки и принятия управлен­ческих решений являются количественные и качественные методы. Современная наука в области разработки и принятия управ­ленческих решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разрабатываются эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.