Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Содержание, признаки и классификация управленческих решений
1.2. Особенности принятия управленческих решений в области управления персоналом
1.3. Методический подход к процессу разработки управленческих решений при управлении персоналом
2. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОАО "СЧЕТМАШ"
2.1. Анализ и оценка персонала ОАО "Счетмаш"
2.2. Найм персонала и методы оценки кандидата на определенную должность
2.3 Разработка управленческих решений при управлении мотивацией труда персонала ОАО "Счетмаш"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Почти все, что делают менеджеры, чтобы организациям было легче достигать своих целей, требует управленческих решений. Принятие решений является неотъемлемым и доминирующим процессом в реализации любой из отдельных функций управления. А качество стратегических и текущих решений, принимаемых руководителем, определяется уровнем развития организации и степенью ее выживания.
На многих российских предприятиях эффективность принятия управленческих решений в управлении персоналом сегодня явно недостаточна. В командно-административных методах управления этому вопросу не было уделено должного внимания, поэтому сегодня профессиональная работа с кадрами практически отсутствует.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции и нестабильности такая кадровая политика неоправданна и чревата серьезными последствиями для предприятия.
Поэтому, несмотря на возросший интерес работника к постоянной хорошо оплачиваемой работе, менеджер должен понимать, что роль личности работника возросла. И, следовательно, правильные управленческие решения должны отражать это.
Объект исследования – процесс разработки управленческих решений при управлении персоналом.
Предмет исследования – факторы, влияющие на разработку управленческих решений при управлении персоналом предприятия.
Целью исследования является комплексный анализ разработки управленческого решения в сфере управления персоналом на предприятии.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать содержание, признаки и классификация управленческих решений;
– проанализировать особенности принятия управленческих решений в области управления персоналом;
– изучить методический подход к процессу разработки управленческих решений при управлении персоналом;
– рассмотреть анализ и оценку персонала ОАО "Счетмаш" ;
– проанализировать найм персонала и методы оценки кандидата на определенную должность;
– изучить разработку управленческих решений при управлении мотивацией труда персонала ОАО "Счетмаш".
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Аверченков В.И., Андреев В.Д., Анцупов А.Я., Бакирова Г.Х., Баркалов С.А., Беляев, А.М., Гайнутдинов, Э.М., Ермишина Е.Б., Захаров С.А., Иванова В.В., Коносуке Мацусита, Коробко В.И., Кузнецов Б.Т., Мумладзе Р.Г., Решетникова К.В., Шлендэр П.Э. в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Структура курсовой работы содержит в себе введение, две главы, разделенные на 6 параграфов, заключение и список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Содержание, признаки и классификация управленческих решений
Принятие решений играет важную роль в управлении всем обществом. В обществе принимаются миллиарды практических решений: от решения, затрагивающего одного человека, до решения, затрагивающего все человечество.
Понятие «решение» определяется по-разному:
1) как процесс;
2) как акт выбора;
3) в результате выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что со временем оно происходит в несколько этапов (подготовка, принятие и реализация). Второй этап - принятие решений - может рассматриваться как акт выбора, который осуществляется отдельным лицом или группой лиц в соответствии с определенными правилами. Наконец, решение в результате выбора является требованием к действию (план работы, варианты проекта и т. д.).[1]
Решение является одним из видов умственной деятельности человека и проявлением воли человека. Решение имеет следующие особенности:
- способность выбирать из множества альтернатив: если нет альтернативы, то нет выбора, и нет выбора, тогда нет решения;
- иметь цель: бесцельный выбор не рассматривается как решение (яблоко или груша);
- необходимость волевого действия лица, принимающего решение, посредством принятия решения, потому что лицо, принимающее решение, генерирует решение посредством борьбы мотивов и мнений.
Управленческие (организационные) решения отличаются от всех других решений:
1) цель. Управляющий объект принимает решение не на основании своих собственных потребностей, а для решения проблем конкретной организации;
2) последствия. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает курс действий не только для себя, но и для организации в целом и ее сотрудников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация большая и влиятельная, решения ее руководителей могут серьезно повлиять на социально-экономическое положение целых регионов;
3) разделение труда. Если в личной жизни человек решает, как правило, свое и выполняет, в организациях существует определенное разделение труда: одни сотрудники (менеджеры) заняты решением проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией;
4) профессионализм. В управлении организацией принятие решений является гораздо более сложным, ответственным и формализованным процессом, требующим обучения. Не каждый сотрудник организации, но только с определенными профессиональными знаниями и навыками, имеет право принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, мы можем дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение - это выбор альтернатив, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках своих официальных полномочий и компетенций, направленных на достижение целей организации.
Также определяется управленческое решение в результате анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов для достижения конкретной цели системы управления. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно является должностное лицо или соответствующий орган, который несет полную ответственность за последствия контролируемых или осуществляемых решений.[2]
Принятие решений - это осознанный выбор доступных вариантов или альтернатив действий, которые ликвидируют разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Этот процесс включает в себя множество различных элементов, но он, безусловно, содержит такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы. Этот процесс является основой для планирования деятельности организации, так как план представляет собой набор решений о распределении ресурсов и направлении их использования для достижения целей организации.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами разных уровней и является довольно формализованным, поскольку решение касается не одного человека, а подразделения или организации в целом. Очень важное условие для положительного воздействия Решением о работе организации является ее согласованность с предыдущими решениями как по горизонтали, так и по вертикали.
Содержание решения может быть экономическим, организационным,
социальный, правовой, технологический.
Экономическое содержание управленческого решения проявляется в том, что разработка и внедрение любого из них требует финансовых, материальных и иных затрат.
Организационное содержание решения позволяет создать четко определенную и фиксированную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности сотрудников и отдельных служб для выполнения отдельных операций, работ, этапов разработки и внедрения решений.
Юридическое содержание решений заключается в строгом соблюдении российского законодательства, уставов и других документов самой организации.
Технологическое содержание решений проявляется в способности обеспечить персонал необходимыми техническими, информационными инструментами и ресурсами для разработки и внедрения решений.
Социальное содержание управленческих решений заложено в механизме управления персоналом, который включает рычаги влияния на человека для координации его деятельности в коллективе. Социальное содержание решения в значительной степени варьируется в зависимости от формы (метода) принятия решения. Существуют индивидуальные, групповые, организационные и межорганизационные формы принятия решений.[3]
В отечественной и зарубежной литературе предпринимались многочисленные попытки классифицировать управленческие решения по различным признакам.
Мы дадим краткое описание типов решений, наиболее типичных для данной конкретной проблемы управления.
1. По количеству альтернатив:
- двоичное решение (когда есть две альтернативы - «да» или «нет»);
- небольшое альтернативное решение (в котором рассматривается небольшой набор альтернатив);
- много альтернативное решение (существует очень большое, но конечное количество альтернатив);
- непрерывное решение (в котором выбор сделан из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся контролируемых величин).
2. По степени уникальности:
- инновационный (инновационный, креативный, оригинальный) - это когда требуются действия, но нет приемлемых альтернатив, и они должны разрабатываться впервые;
рутина.
3. Решения, основанные на:
- интуиция .;
- по суждению;
рациональность.
4. По типу личности руководителя, принимающего решение:
- импульсивные - авторы этих решений легко генерируют разнообразные идеи в неограниченных количествах, но не могут их должным образом проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «на скорую руку», «рывками»;
- рискованно - отличается от импульсивного тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены, не могут бояться каких-либо опасностей;
- инертны - являются результатом тщательного поиска. Они, в отличие от импульсивных, контролирующих и проясняющих действия, в которых доминирует генерация идей, поэтому в таких решениях сложно обнаружить оригинальность, блеск, инновации;
- осторожный - характеризуется тщательной оценкой со стороны менеджера всех вариантов, сверхкритический подход. Они даже менее инертны, отличаются новизной и оригинальностью;
- сбалансированный - принимайте менеджеров, которые внимательны и критически относятся к своим действиям, гипотезам и их проверке.
5. Степень неопределенности (полнота информации):
- в условиях определенности;
- рискованно;
- перед лицом неопределенности.
6. По степени достижения целей:
- допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее следующим ограничениям: ресурсное, правовое, моральное и этическое;
- оптимальный (лучший) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
- эффективные - характеризуются степенью достижения поставленных целей и стоимостью их достижения. Чем эффективнее решение, тем выше степень достижения поставленных целей и ниже затраты на их реализацию.
Каждый автор по-своему классифицирует управленческие решения.
Существует также концепция управления качеством решений.
Качество управленческих решений - это степень соответствия управленческих решений внутренним требованиям организации.[4]
Разные специалисты выделяют разные наборы необходимых условий при приготовлении качественных решений. Но каждый набор должен содержать следующее условие: процесс приготовления решения должен быть систематическим; объект и процессы в нем также являются системой.
Это условие, в свою очередь, требует способности определять:
а) наличие цели, функции и деятельности объекта;
б) элементы системы и их соединения;
в) те, кого обслуживает система;
г) организация, которая выполняет функции разработки предложений по изменению деятельности объекта, его элементов;
д) существование (и структура) высшей системы.
Вот только краткие формулировки необходимых условий. Но они могут быть даны в более подробной форме. Например, условие «б» требует, чтобы улучшения производительности каждого элемента обеспечивали более эффективную работу всей системы.