Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Социально-экономическая природа медицинского страхования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 2
3.2.Перспективы развития ОМС
При формировании приоритетов и задач до 2020 г. необходимо принять во внимание цели по улучшению здоровья населения, поставленные Правительством Российской Федерации к этому сроку.
Система здравоохранения в каждой стране - это продукт её уникальных условий, истории, политической жизни и национального характера. Не существует универсальной идеальной модели здравоохранения, пригодной для любой страны. Во всех странах мира система здравоохранения сталкивается с проблемами постоянного удорожания медицинской помощи за счёт внедрения новых технологий и инновационных медицинских изделий и лекарств. Особенностью системы здравоохранения нашей страны является её выход из советской государственной монополии, обеспечивающей равнодоступность населению бесплатной медицинской помощи одинакового для всех качества. Это определяет ожидания большинства населения Российской Федерации, особенно старшего поколения.
Сложным вызовом и одновременно важнейшей задачей отечественного здравоохранения является создание условий для сохранения принципов социального равенства и солидарности, но при этом - постоянного обновления стандартов медицинской помощи с включением в них наиболее эффективных и качественных современных медицинских технологий.
Подобная гармония может быть достигнута лишь с помощью параллельной реализации двух процессов: оптимизации и повышения внутренней эффективности системы здравоохранения и активного инновационного развития медицины. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие страны с развитой экономикой полностью сменят технологический уклад и перейдут на использование новейших достижений в области биомедицины, информатики, нанотехнологий.
Внедрение современной персонифицированной высокоэффективной медицины позволит преодолеть неизлечимые на сегодня заболевания, увеличить продолжительность жизни, существенно изменить представления о параметрах здоровья и потенциальных возможностях организма человека. Здравоохранение превратится в отрасль индустрии, производящую востребованный интеллектуальный продукт.
В России сохраняется огромный научный потенциал для развития биомедицинских технологий, но, в то же время, существуют организационные, кадровые, инфраструктурные проблемы, мешающие сделать рывок и догнать развитые в технологическом отношении страны.
Проект государственной программы развития здравоохранения до 2020 года включает специальную подпрограмму по инновационному развитию. Совместно с научным, медицинским, экспертным сообществом предстоит определить единые государственные приоритеты в области биомедицины, укрепить научные школы, сформировав научно-образовательные кластеры на базе лучших университетов и придав креативный характер образованию.
Ускорение инновационного развития потребует не просто параллельной, а опережающей подготовки квалифицированных кадров, научных и медицинских работников, носителей технологий. Планируется технологически обновить научную инфраструктуру, создать сеть центров доклинических исследований, в которых будут созданы условия для разработки моделей заболеваний человека у животных, собраны коллекции различных биоматериалов и клеточных культур, сконцентрированы уникальные аппаратно-технические возможности. Чрезвычайно важно активнее внедрять программно-целевое финансирование биомедицинских проектов, привлекать бизнес к управленческим функциям и сопровождению процессов внедрения новых медицинских продуктов.
При всей значимости решения организационных, научно-методических, материально-технических, финансовых вопросов судьбу преобразования отечественного здравоохранения будут решать кадры, каждый из более чем 3-миллионной армии медицинских работников.
Принципиальное значение имеет подготовка будущих врачей, сегодняшних студентов медицинских вузов. Даже поверхностный просмотр учебных программ медицинских вузов свидетельствует о том, что подготовка студентов и врачей в наших университетах и академиях находится на очень разном уровне. Во многих вузах программы обучения фундаментальным биомедицинским дисциплинам, без которых современная медицина существовать не может, существенно отстают от достижений сегодняшнего дня. Чтобы изменить ситуацию, Министерством здравоохранения инициированы пересмотр и обновление рабочих программ и учебных планов медицинских вузов в рамках принятых государственных образовательных стандартов третьего поколения. Сближение высшего медицинского образования и современных научных школ будет осуществляться путём создания научно-образовательных кластеров на базе ведущих медицинских университетов и активного привлечения студентов к исследовательской работе. Работа уже начата и будет всемерно развита в будущем.
Министерство здравоохранения призывает всё медицинское сообщество принять самое активное участие в отработке профессиональных стандартов и состыковке их с образовательными вузовскими и послевузовскими программами, совершенствовании механизмов неформальной квалификационной аттестации врачей.
Обеспечение отрасли здравоохранения кадрами – одна из самых сложных задач. Необходимо обеспечить не просто достаточное количество медицинских работников, но соответствие их профиля и квалификации реальным потребностям трёхуровневой системы оказания медицинской помощи. Не все выпускники медицинских вузов, колледжей и училищ приходят работать по профессии, сохраняется отток высококвалифицированных специалистов из медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Причиной этому является низкий уровень заработной платы и сложное социальное положение медицинских работников в государственных и муниципальных медицинских организациях.
Повышение социального статуса врачей и других медицинских работников, улучшение их материального положения является одним из наиболее значимых факторов их мотивации к творческому труду и самоотдаче. Без обеспечения этих условий не удастся укрепить кадровый потенциал отрасли, повысить престиж медицинской профессии, ликвидировать отток медицинских кадров.
Мерой чрезвычайной важности является повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до уровня, двукратно превышающего средний уровень зарплаты по региону, а заработной платы среднего и младшего персонала – до 100%. Необходимо подчеркнуть, что законодательно заложенное развитие системы ОМС на базе новых стандартов медицинской помощи позволит обеспечить необходимые темпы роста заработной платы медицинских работников до 2018 года при условии правильного проведения тарифной политики субъектами Российской Федерации.
Обязательным условием эффективного функционирования всей системы здравоохранения является закрепление подготовленных кадров на конкретных рабочих местах, в том числе в удалённых районах страны и сельской местности.
Вместе с тем следует отметить значительную долю ответственности за организацию и предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам со стороны органов управления субъектов Российской Федерации. Необходимо напомнить, что по указу Президента страны каждый субъект Российской Федерации должен сформировать свою региональную программу кадрового обеспечения здравоохранения, содержащую механизмы привлечения молодых специалистов и сохранения имеющегося кадрового потенциала.
Не только профессионализм, но чувство ответственности, доброта и милосердие являются отличительными чертами представителей врачебной профессии. Большую тревогу вызывает тот факт, что в последнее время одной из главных жалоб на медицинских работников стало нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики. Не вызывает сомнений, что большинство врачей верны профессии и данной некогда клятве, однако грубость, равнодушие и невнимательность со стороны отдельных медицинских работников, факты финансового вымогательства порочат не только отдельных представителей, но и в целом всю профессию врача.
Главное, что должно быть предпринято, – это совершенствование организации самого врачебного сообщества. Врач, позволивший себе недопустимое поведение в отношении больного, должен быть, прежде всего, осуждён коллегами, отторгнут самим врачебным сообществом. Назрела необходимость развития медицинских профессиональных общественных организаций, способных координировать вопросы развития всех основных направлений современной медицины, объединять врачей на основе корпоративной ответственности и корпоративной этики.
Созданная в настоящее время законодательная и нормативная база позволяет активно и последовательно формировать профессиональное самосознание и саморегулирование врачебного сообщества. Только консолидация на принципах профессионализма, ответственности, честности и равноправия позволит достойно ответить на вызовы современности и укрепить главное достояние нашей страны – здоровье и жизнь россиян.
Необходимо понимать: чтобы реализовать программу приоритетов и задач развития здравоохранения до 2020 г., потребуются консолидированные усилия всего общества – это и эффективная работа команды управленцев здравоохранением, и принятие нелегких решений по увеличению финансирования государственных расходов на здравоохранение, и, безусловно, ответственность самих граждан за сохранение и укрепление своего здоровья.
Из вышеперечисленных направлений, а также анализа нерешенных проблем и вызовов, стоящих перед отраслью, вытекают приоритеты и задачи, которые должны быть отражены в программе здравоохранения.
Приоритеты:
- Сохранение и укрепление здоровья граждан трудоспособного возраста.
- Сохранение и укрепление здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, пропаганда рождаемости.
- Формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.
- Формирование доступных и качественных медико-социальных услуг для граждан старшей возрастной группы и инвалидов.
- Повышение эффективности расходования государственных ресурсов.
Задачи:
1. Увеличить в 1,5 раза тарифы на Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, соответственно, минимум в 1,5 раза увеличится оплата труда медицинских работников и появится возможность соблюдать современные стандарты медицинской помощи.
2. Увеличить в 3 раза бесплатное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, причем это важно сделать для детей и граждан, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями.
3. Повысить квалификацию медицинских работников.
4. Увеличить в 2 раза объем высокотехнологичной медицинской помощи для уже действующих лечебных учреждений.
5. Развивать школьную и производственную медицину.
При этом необходимо обеспечить строжайший контроль над эффективностью расходования государственных средств и использования ресурсов.
Эффективность управления и дополнительных вложений в здравоохранение оценивается по снижению смертности и заболеваемости населения в соответствии с целевыми показателями, т.е. по сохранению человеческого ресурса страны. Показано, что это позволит сохранить до 6% ВВП ежегодно, причем преимущественно этот эффект связан с тем, что благодаря продлению ожидаемой продолжительности жизни граждан минимум на 5 лет можно будет продлить поэтапно пенсионный возраст на эти 5 лет.
В заключение еще один аргумент в пользу необходимости решения вышеперечисленных задач. Сегодня в условиях серьезного расслоения населения по уровню доходов и замедления снижения доли бедного населения, а также весьма вероятного мирового экономического кризиса (и, как следствие, снижения темпов роста ВВП и бюджетных расходов) возможно нарастание социальной напряженности в обществе. Однако повышение доступности бесплатной медицинской помощи для большинства населения могло бы сыграть существенную стабилизирующую роль в этом вопросе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. Медицинское страхование в РФ - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Сегодня одной из важнейших отраслей, по состоянию которой можно судить о благополучии государства является отрасль здравоохранения.
Обязательное страхование является важным элементом системы благосостояния в государстве, от состояния и эффективности которого во многом зависит стабильность социальной и финансово-экономической систем, уровень развития общества.
На протяжении последних восьми лет в РФ доля премий по обязательным видам страхования в совокупной страховой премии постоянно растет. При этом такое увеличение доли обязательных видов страхования вызвано не сокращением размера сборов по добровольным видам страхования, а более динамичным ростом обязательных видов, в первую очередь, ОМС.