Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Социально-экономическая природа медицинского страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обновленной системе медицинского страхования у граждан появилось значительно больше гарантий на получение помощи. Услуги по медицинскому страхованию могут оказывать только те компании, у которых есть лицензия. Это крупные компании с большим уставным капиталом, способные обеспечить взятые обязательства, что также повышает качество услуг. Сейчас на территории Иркутской области действуют пять таких компаний.

На обязательное медицинское страхование граждан Иркутской области в 2017 году выделено 11,2 миллиарда рублей, что на 600 миллионов рублей больше, чем в 2016 году. Благодаря этому увеличился список услуг, которые лечебные учреждения могут оказывать бесплатно. С 2016 года в систему бесплатного медицинского страхования вошли перинатальные центры, а с 2017 года в этот перечень войдет и высокотехнологичная помощь.

Законом Иркутской области от 23 декабря 2016 года N 129-ОЗ «О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД» утверждены основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее - фонд) на 2017 год:

1) общий объем доходов бюджета фонда в сумме 31265943,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 30755690,1 тыс. рублей, из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 420400,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета фонда в сумме 31321816,9 тыс. рублей;

3) дефицит бюджета фонда в сумме 55873,7 тыс. рублей.

Стратегия развития здравоохранения Иркутской области предполагает целостность и единство здравоохранения Иркутской области, основанного, прежде всего, на единстве стратегических целей и задач, а также на единых подходах к их решению.

Хорошая основа для проведения этой работы создана в процессе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Национальный проект во многом содействует реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, но, ни в коем случае не подменяет их. При этом комплексная оценка эффективности проекта должна зависеть не от количества поставленного оборудования, медикаментов, сумм дополнительных выплат, а от показателей, характеризующих качество и доступность медицинской помощи для населения.


Таким образом, национальный проект "Здоровье" целесообразно рассматривать не просто как комплекс мер, направленных на поддержку здравоохранения, а как настоятельное требование комплексного развития отрасли с максимально активным участием субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов.

Цель проекта: Улучшение состояния здоровья населения Иркутской области посредством воздействия на факторы, управляемые системой здравоохранения.

Задачи проекта:

1. Совершенствование системы управления здравоохранением в Иркутской области:

1) совершенствование нормативной правовой базы;

2) совершенствование взаимодействия между различными уровнями управления по реализации единой государственной политики в области охраны здоровья граждан;

3) формирование единой системы планирования и оценки деятельности в сфере здравоохранения, основанной на показателях качества медицинской помощи;

4) повышение качества медицинской и лекарственной помощи населению:

а) создание региональной системы управления качеством в здравоохранении, том числе на основе принципов доказательной медицины;

б) создание системы лекарственного обеспечения населения Иркутской области.

2. Укрепление сельского здравоохранения.

3. Обеспечение интеграции здравоохранения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с системой оказания медицинской помощи населению Иркутской области.

4. Осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Российской Федерацией в сфере здравоохранения (осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения); лицензирование следующих видов деятельности:

- медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

- фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).


5. Обеспечение эффективной реализации на территории Иркутской области мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

6. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Иркутской области:

1) оптимизация первичной медико-санитарной помощи;

2) совершенствование деятельности государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области (далее - областные государственные учреждения здравоохранения);

3) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;

4) оптимизация медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих;

5) повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению Иркутской области.

7. Совершенствование системы финансирования здравоохранения:

1) переход от сметного финансирования к оплате услуг по законченному случаю;

2) разработка отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении.

8. Повышение защищенности и устойчивости функционирования областных государственных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований Иркутской области.

9. Улучшение состояния здоровья взрослого населения:

1) снижение смертности и инвалидизации населения области от сердечно - сосудистых и социально значимых заболеваний, отравлений и травм;

2) совершенствование мероприятий по охране здоровья работающих, развитие служб медицины труда;

3) организация медицинской помощи пенсионерам, установление порядка и объема мер социальной поддержки для отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

4) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

5) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Иркутской области для определенных категорий граждан.


10. Улучшение состояния здоровья матери и ребенка:

1) снижение младенческой и материнской смертности;

2) улучшение репродуктивного здоровья;

3) повышение эффективности диспансеризации детей;

4) перинатальная профилактика ВИЧ.

11. Совершенствование работы по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров.

12. Развитие медицинской науки.

13. Развитие профилактической медицины.

Для решения поставленных задач необходимо провести мероприятия, направленные на:

1) совершенствование системы управления здравоохранением;

2) совершенствование системы финансирования здравоохранения;

3) развитие профилактической медицины;

4) развитие первичной медико-санитарной помощи;

5) совершенствование организации лекарственного обеспечения населения;

6) совершенствование деятельности областных государственных учреждений здравоохранения;

7) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8) совершенствование медицинского образования и науки.

Для Иркутской области численность работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации с момента начала реализации национального проекта «Здоровье» за период 2011-2017 гг. составляет 427 411 человек, за 6 лет проведен осмотр 317 155 человек (74,2%).[8]
     По результатам проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан выявлено, что около 50,0% осмотренных нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, и лишь около 30,0% граждан считаются практически здоровыми.
     Основными заболеваниями, установленными во время дополнительной диспансеризации стали болезни системы кровообращения, болезни глаза и болезни мочеполовой системы, из социально-значимых заболеваний - сахарный диабет и злокачественные образования.

2. Проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для Иркутской области численность детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих дополнительной диспансеризации за период 2011-2017 гг. составляет 39 000, за 5 лет диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации проведена на 94,9% (осмотрено 37 023 человека).[9]

3. Также уже в течение нескольких лет осуществляется перечисление денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи.


Дополнительные выплаты получают около двух с половиной тысяч человек в год.

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 г. №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» на территории Иркутской области организованы и работают центры здоровья на базе следующих медицинских организаций:

  • МУЗ «Клиническая больница № 1»
  • МУЗ «Городская клиническая больница № 8» администрации
  • г. Иркутска
  • МУЗ «Поликлиника № 17» г. Иркутска
  • МЛПУ «Центральная районная больница г. Бодайбо»
  • МУЗ «Детская городская поликлиника № 6» г. Иркутска
  • МУЗ «Городская детская больница №1» г. Ангарск
  • МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье» г. Ангарск
  • МУ «Усть-Илимская центральная городская больница»
  • МУЗ «Тайшетская центральная больница»
  • МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» г. Усолье-Сибирское
  • МУЗ «Детская городская больница» г. Братск
  • МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье» г. Братск
  • МЛУ «Детская городская больница» г. Черемхово
  • МУЗ «Саянская городская больница»
  • ГУЗ «Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье».

В настоящее время для системы здравоохранения Иркутской области характерно наличие комплекса проблем, свидетельствующих о необходимости работы по ее совершенствованию. К указанным проблемам относятся следующие:

1) высокий уровень заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, в т.ч. смертности в трудоспособном возрасте;

2) необходимость повышения качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания;

3) ограничение доступности отдельных видов медицинской помощи, особенно для сельских жителей, а также высокотехнологичной медицинской помощи для всего населения Иркутской области;

4) недостаток и низкая эффективность использования имеющихся медицинских кадров в первичном звене здравоохранения;

5) медленные темпы развития общих врачебных практик в здравоохранении в сельских поселениях;

6) неоправданное увеличение объемов стационарной помощи при недостаточных объемах амбулаторно-поликлинической и слабом развитии стационарозамещающих технологий;

7) нерациональное использование имеющегося коечного фонда;

8) слабая материально-техническая база учреждений здравоохранения, прежде всего, на этапе первичной медико-санитарной помощи;