Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Социально-экономическая природа медицинского страхования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 2
В обновленной системе медицинского страхования у граждан появилось значительно больше гарантий на получение помощи. Услуги по медицинскому страхованию могут оказывать только те компании, у которых есть лицензия. Это крупные компании с большим уставным капиталом, способные обеспечить взятые обязательства, что также повышает качество услуг. Сейчас на территории Иркутской области действуют пять таких компаний.
На обязательное медицинское страхование граждан Иркутской области в 2017 году выделено 11,2 миллиарда рублей, что на 600 миллионов рублей больше, чем в 2016 году. Благодаря этому увеличился список услуг, которые лечебные учреждения могут оказывать бесплатно. С 2016 года в систему бесплатного медицинского страхования вошли перинатальные центры, а с 2017 года в этот перечень войдет и высокотехнологичная помощь.
Законом Иркутской области от 23 декабря 2016 года N 129-ОЗ «О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД» утверждены основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее - фонд) на 2017 год:
1) общий объем доходов бюджета фонда в сумме 31265943,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 30755690,1 тыс. рублей, из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 420400,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета фонда в сумме 31321816,9 тыс. рублей;
3) дефицит бюджета фонда в сумме 55873,7 тыс. рублей.
Стратегия развития здравоохранения Иркутской области предполагает целостность и единство здравоохранения Иркутской области, основанного, прежде всего, на единстве стратегических целей и задач, а также на единых подходах к их решению.
Хорошая основа для проведения этой работы создана в процессе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Национальный проект во многом содействует реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, но, ни в коем случае не подменяет их. При этом комплексная оценка эффективности проекта должна зависеть не от количества поставленного оборудования, медикаментов, сумм дополнительных выплат, а от показателей, характеризующих качество и доступность медицинской помощи для населения.
Таким образом, национальный проект "Здоровье" целесообразно рассматривать не просто как комплекс мер, направленных на поддержку здравоохранения, а как настоятельное требование комплексного развития отрасли с максимально активным участием субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов.
Цель проекта: Улучшение состояния здоровья населения Иркутской области посредством воздействия на факторы, управляемые системой здравоохранения.
Задачи проекта:
1. Совершенствование системы управления здравоохранением в Иркутской области:
1) совершенствование нормативной правовой базы;
2) совершенствование взаимодействия между различными уровнями управления по реализации единой государственной политики в области охраны здоровья граждан;
3) формирование единой системы планирования и оценки деятельности в сфере здравоохранения, основанной на показателях качества медицинской помощи;
4) повышение качества медицинской и лекарственной помощи населению:
а) создание региональной системы управления качеством в здравоохранении, том числе на основе принципов доказательной медицины;
б) создание системы лекарственного обеспечения населения Иркутской области.
2. Укрепление сельского здравоохранения.
3. Обеспечение интеграции здравоохранения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с системой оказания медицинской помощи населению Иркутской области.
4. Осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Российской Федерацией в сфере здравоохранения (осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения); лицензирование следующих видов деятельности:
- медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
- фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
5. Обеспечение эффективной реализации на территории Иркутской области мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
6. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Иркутской области:
1) оптимизация первичной медико-санитарной помощи;
2) совершенствование деятельности государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Иркутской области (далее - областные государственные учреждения здравоохранения);
3) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;
4) оптимизация медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих;
5) повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению Иркутской области.
7. Совершенствование системы финансирования здравоохранения:
1) переход от сметного финансирования к оплате услуг по законченному случаю;
2) разработка отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении.
8. Повышение защищенности и устойчивости функционирования областных государственных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований Иркутской области.
9. Улучшение состояния здоровья взрослого населения:
1) снижение смертности и инвалидизации населения области от сердечно - сосудистых и социально значимых заболеваний, отравлений и травм;
2) совершенствование мероприятий по охране здоровья работающих, развитие служб медицины труда;
3) организация медицинской помощи пенсионерам, установление порядка и объема мер социальной поддержки для отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
4) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
5) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Иркутской области для определенных категорий граждан.
10. Улучшение состояния здоровья матери и ребенка:
1) снижение младенческой и материнской смертности;
2) улучшение репродуктивного здоровья;
3) повышение эффективности диспансеризации детей;
4) перинатальная профилактика ВИЧ.
11. Совершенствование работы по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров.
12. Развитие медицинской науки.
13. Развитие профилактической медицины.
Для решения поставленных задач необходимо провести мероприятия, направленные на:
1) совершенствование системы управления здравоохранением;
2) совершенствование системы финансирования здравоохранения;
3) развитие профилактической медицины;
4) развитие первичной медико-санитарной помощи;
5) совершенствование организации лекарственного обеспечения населения;
6) совершенствование деятельности областных государственных учреждений здравоохранения;
7) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8) совершенствование медицинского образования и науки.
Для Иркутской области численность работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации с момента начала реализации национального проекта «Здоровье» за период 2011-2017 гг. составляет 427 411 человек, за 6 лет проведен осмотр 317 155 человек (74,2%).[8]
По результатам проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан выявлено, что около 50,0% осмотренных нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, и лишь около 30,0% граждан считаются практически здоровыми.
Основными заболеваниями, установленными во время дополнительной диспансеризации стали болезни системы кровообращения, болезни глаза и болезни мочеполовой системы, из социально-значимых заболеваний - сахарный диабет и злокачественные образования.
2. Проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для Иркутской области численность детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих дополнительной диспансеризации за период 2011-2017 гг. составляет 39 000, за 5 лет диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации проведена на 94,9% (осмотрено 37 023 человека).[9]
3. Также уже в течение нескольких лет осуществляется перечисление денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) в размере 10 тыс. рублей в месяц, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) - в размере 5 тыс. рублей в месяц за оказание дополнительной медицинской помощи.
Дополнительные выплаты получают около двух с половиной тысяч человек в год.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 г. №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» на территории Иркутской области организованы и работают центры здоровья на базе следующих медицинских организаций:
- МУЗ «Клиническая больница № 1»
- МУЗ «Городская клиническая больница № 8» администрации
- г. Иркутска
- МУЗ «Поликлиника № 17» г. Иркутска
- МЛПУ «Центральная районная больница г. Бодайбо»
- МУЗ «Детская городская поликлиника № 6» г. Иркутска
- МУЗ «Городская детская больница №1» г. Ангарск
- МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье» г. Ангарск
- МУ «Усть-Илимская центральная городская больница»
- МУЗ «Тайшетская центральная больница»
- МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» г. Усолье-Сибирское
- МУЗ «Детская городская больница» г. Братск
- МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье» г. Братск
- МЛУ «Детская городская больница» г. Черемхово
- МУЗ «Саянская городская больница»
- ГУЗ «Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье».
В настоящее время для системы здравоохранения Иркутской области характерно наличие комплекса проблем, свидетельствующих о необходимости работы по ее совершенствованию. К указанным проблемам относятся следующие:
1) высокий уровень заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, в т.ч. смертности в трудоспособном возрасте;
2) необходимость повышения качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
3) ограничение доступности отдельных видов медицинской помощи, особенно для сельских жителей, а также высокотехнологичной медицинской помощи для всего населения Иркутской области;
4) недостаток и низкая эффективность использования имеющихся медицинских кадров в первичном звене здравоохранения;
5) медленные темпы развития общих врачебных практик в здравоохранении в сельских поселениях;
6) неоправданное увеличение объемов стационарной помощи при недостаточных объемах амбулаторно-поликлинической и слабом развитии стационарозамещающих технологий;
7) нерациональное использование имеющегося коечного фонда;
8) слабая материально-техническая база учреждений здравоохранения, прежде всего, на этапе первичной медико-санитарной помощи;