Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Социально-экономическая природа медицинского страхования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 2
9) недостаточная социальная защищенность медицинских работников.
В настоящее время в системе здравоохранения Иркутской области существует ряд проблем, таких, как:
1.Объемы государственных гарантий в бесплатной медицинской помощи превышают имеющиеся финансовые ресурсы при росте соплатежей населения.
2. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере осуществляется самими гражданами. Расходы населения на платные медицинские услуги устойчиво растут. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными.
Представленный перечень проблем, безусловно, не является исчерпывающим. Вместе с тем, очевидно, что система здравоохранения Иркутской области должна играть более значимую роль в вопросах охраны здоровья населения области. Учитывая, что состояние здоровья населения во многом зависит от экономических, социальных, географических и многих других факторов, необходимо четко определить зону ответственности здравоохранения в данном вопросе. В этой связи система здравоохранения Иркутской области не может рассматриваться просто как сфера услуг, обеспечивающая соответствующие потребности отдельных категорий граждан. Она должна рассматриваться как одна из главных составляющих государственной политики, реализуемой на всех уровнях власти.
Кроме того, в системе здравоохранения Иркутской области остаются нерешенными проблемы, характерные и для здравоохранения всей России.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы системы ОМС
Новый закон «Об обязательном медицинском страховании» вызвал много критики со стороны страхового сообщества.
С января 2011 года началось поэтапное вступление в силу закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Закон касается всех 138 миллионов человек населения России, и предстоит долгая кропотливая работа всех участников процесса.
Среди основных недостатков в реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения можно отметить следующие.
- Позднее принятие нормативных правовых актов и издание методических рекомендаций в части задачи «внедрение современных информационных систем в здравоохранение», а также в части утверждения укрупненных нормативов предельной цены капитального и текущего ремонта объектов здравоохранения, порядка формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования.
- Субъекты Российской Федерации не успели своевременно сформировать конкурсную документацию на размещение государственного заказа на поставку медицинского оборудования, заключить государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по капитальным ремонтам объектов здравоохранения из-за некачественной и несвоевременной подготовки проектно-сметной документации и локальных смет проектировщиками.
- Неравномерность внедрения стандартов медицинской помощи на территории региона.
Субъекты Российской Федерации отмечают следующие проблемы, возникающие в процессе реализации Программ модернизации.
- Длительность процедуры (от 1 до 1,5 месяцев) внесения изменений и согласования изменений в Программы модернизации с Минздравсоцразвития России и ФОМС, что затрудняет выполнение всех мероприятий своевременно и качественно, влечет существенные затраты на командировочные расходы.
- Сложный порядок внесения изменений в Программы модернизации в части согласования использования экономии средств от проведения аукционов на проведение капитальных ремонтов и приобретение медицинского оборудования, а также при реализации мероприятий по внедрению федеральных стандартов медицинской помощи.
- Дефицит квалифицированных кадров в медицинских организациях для подготовки конкурсной документации и технических заданий; трудности формирования начальной (максимальной) цены контракта путем запроса предложений о ценах на медицинское оборудование у производителей и (или) уполномоченных представителей производителей; затягивание сроков предоставления информации от поставщиков для формирования цены не позволяет оптимизировать сроки подготовки документации на конкурсные торги и своевременно освоить выделенные финансовые средства.
- Нарушение сроков исполнения контрактов недобросовестными подрядчиками и поставщиками; отсутствие возможностей объективной оценки участников аукционных процедур при размещении заказа на проведение капитального ремонта и поставку медицинского оборудования в рамках Федерального закона № 94-ФЗ; обязанность заключать контракты с победителем конкурсных процедур с заведомо плохой репутацией.
- Недостаточность средств на реализацию задачи «внедрение современных информационных систем в здравоохранение», низкая подготовленность медицинских организаций к внедрению современных информационных технологий; повышение нагрузки на персонал по решению большого объема задач в короткий период времени; незаинтересованность рядовых врачей во внедрении информационных технологий в медицине; нормативными правовыми актами пока не определен статус электронного медицинского документа.
- Отсутствие у субъектов Российской Федерации возможности самостоятельно перераспределять финансовые средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи в разрезе ЛПУ при превышении фактических объемов над плановыми.
- Выполнение порядков оказания медицинской помощи затруднительно в учреждениях, расположенных в приспособленных помещениях, не имеющих дорогостоящего современного оборудования и специалистов необходимой квалификации.
- Неэффективный контроль руководителей учреждений здравоохранения, глав муниципальных образований за реализацией программных мероприятий.
- Трудоемкость процедуры представления отчетности в Росздравнадзор и ФОМС сопряжена с обработкой огромного массива информации, создает дополнительную нагрузку на персонал медицинских учреждений, органов управления здравоохранения в пределах существующего штатного расписания.
- Работа по созданию системы первичной доврачебной помощи в домовых хозяйствах, осуществляемая как общественная на добровольных началах, сопряжена с завышенными требованиями к перечню рекомендуемых инструментов и обязательной отчётности.
В полученных из субъектов Российской Федерации материалах отмечается, что Программы модернизации доказали свою необходимость и своевременность. Финансовая поддержка Федерального центра позволяет субъектам Российской Федерации комплексно решать первоочередные задачи, касающиеся материально-технического, информационного и кадрового обеспечения регионального здравоохранения, стандартизации медицинской помощи.
Многие объекты здравоохранения нуждаются в проведении капитального ремонта и реконструкции, стандарты медицинской помощи внедряются и оплачиваются по полному тарифу только при отдельных заболеваниях, без государственной поддержки невозможно решить проблему кадровой обеспеченности отрасли.
Сегодня в системе здравоохранения Российской Федерации, несмотря на некоторые достижения прошлых лет, накопились серьезные проблемы, которые будут препятствовать решению поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи. Среди них главными являются:
1. Недофинансирование государственной системы здравоохранения как минимум в 1,5 раза. Нет достаточного финансирования – нет достойной оплаты труда медицинского персонала, нет достаточного обеспечения населения бесплатными лекарствами, нет возможности соблюдать современные стандарты лечения и обеспечивать больницы современным оборудованием и расходными материалами.
2. Вторая важная проблема – это дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров. Не будет врачей - не будет доступной медицинской помощи. Именно врач обеспечивает пропускную способность сети здравоохранения. Сегодня обеспеченность врачами в Российской Федерации на 1 тыс. населения без учета санитарно-эпидемиологических кадров и стоматологов составила в РФ 4,5, что в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР, где она составляет 3,1 врача на 1 тыс. населения.[10] Однако в РФ заболеваемость и смертность населения на 40–50% выше, чем в странах ОЭСР в среднем (соответственно, выше и потребность в медицинской помощи), поэтому утверждения некоторых экспертов об избытке врачей в России необоснованны.
Более того, в ближайшие 5 лет в Российской Федерации прогнозируется существенный дефицит медицинских кадров, связанный с низкой оплатой их труда, – она на 22% ниже, чем в среднем заработная плата по Российской Федерации. Если сравнить уровень оплаты труда врача в РФ с аналогичным уровнем оплаты труда врача в «новых» странах ЕС, то в этих странах врач получает в 1,5–2,5 раза больше по сравнению со средней оплатой труда в этих странах.
Дефицит также будет связан с высокой долей врачей пенсионного и предпенсионного возраста (около 50%) и демографическим провалом. Следует также обратить внимание на крайне низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических вузов, что, естественно, не стимулирует повышение уровня обучения студентов. Так, заработные платы преподавателей этих вузов не превышают 15–20 тыс. руб. в месяц, в то время как даже секретари и водители в коммерческих фирмах имеют значительно более высокие заработки.
3. Третья важнейшая проблема – это неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи. Нет врача - плохо, но нет квалифицированного врача - также плохо. Недостаточная квалификация медицинских кадров проявляется в неудовлетворительных показателях качества медицинской помощи по сравнению с развитыми странами. Например, выживаемость больных раком молочной железы, коэффициент внутрибольничной летальности, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарах, в Российской Федерации в 2 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР.
4. Четвертая проблема – это отставание нормативов объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатной медицинской помощи реальным потребностям населения Российской Федерации. Именно эта проблема вызывает очереди в поликлиниках, проблемы с доступностью лекарственных средств и высокотехнологичной медицинской помощи.
Наше население также недостаточно обеспечено бесплатными лекарственными средствами в амбулаторных условиях, по рецепту врача в поликлиниках.
Более того, сегодня в Российской Федерации преимущественно инвалиды (около 13 млн. человек) и ряд других немногочисленных категорий граждан имеют право на бесплатные лекарства, в то время как в развитых странах все нуждающееся население за счет государственных средств полностью или частично обеспечивается бесплатными лекарствами.
5. Пятая проблема – это очень низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Например, число операций реваскуляризаций на сердце (т.е. восстановление проходимости сосудов сердца), которые составляют 25% в объемах квот по высокотехнологичной медицинской помощи, в РФ делается в 5 раз меньше, чем в «новых» странах ЕС, в среднем процедур гемодиализа – в 4 раза меньше, число операций эндопротезирования коленного и тазобедренного суставов – в 6,5 раза меньше. Соответственно, объемы этих видов помощи в течение 5 лет необходимо будет увеличить как минимум в 2–3 раза.
6. Шестая проблема – это неэффективное управление отраслью на всех уровнях. Например, в Российской Федерации отсутствует стратегическое планирование и ответственность руководителей всех уровней за достижение результатов (в т.ч. ежегодные отчеты) по показателям, принятым в развитых странах, например по показателям качества и безопасности медицинской помощи, эффективности деятельности. Неэффективное управление проявляется в нерациональном распределении государственных средств. Так, акцент в государственных программах делается на плохо контролируемые, имеющие высокий риск коррупционных платежей инвестиционные расходы (строительство и закупка дорогостоящего оборудования) вместо развития профилактики и кадрового потенциала. Имеет место неэффективное использование оборудования и коечного фонда. Также недостаточно используются экономически эффективные инструменты управления, такие как конкуренция по критерию качества при закупке медицинской помощи у поставщиков медицинских услуг, составление рейтингов ЛПУ, применение экономических стимулов для достижения запланированных результатов.
Несмотря на все проблемы, существующие в системе здравоохранения, стоит отметить ряд улучшений, связанных с реализацией закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326 от 19 ноября 2010 года.
Важнейшим направлением улучшения положения граждан должно стать повышение доступности медицинской помощи и выравнивание условий ее получения. Сегодня объемы, качество и доступность медицины в разных регионах России существенно отличаются – в силу, в первую очередь, различий в финансовой обеспеченности и материально-технической базе.
Что касается страховых компаний, то пока им не приходилось реально бороться за выбор клиентов. Но сейчас есть основания считать, что теперь страховые компании начнут осмысленную борьбу за застрахованного.
Закон требует, как бы высокопарно это не звучало, переориентации деятельности медучреждений и страховых компаний на гражданина. Медицинским организациям теперь поставлена цель зарабатывать (а не получать по смете) деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг, а благополучие страховой компании теперь зависит от качества ее работы, от того, выберет ли ее гражданин.
Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.