ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика и структура форм государства
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
-
Существует в нем только одна, общая конституция; -
Единые органы правительства (исполнительные, представительные, судебные), которые руководят местными органами; -
Единая налоговая и финансовая политика; -
Единое гражданство на абсолютно всей территории страны; -
Власть органов правительства распространяется по абсолютно всей территории одинаково.
Делегирование полномочий приходит к территориальным определенным органам самоуправления от центральных властей. Нет зависимости от политического режима государства, авторитарного или демократического, в унитарном государстве есть единственная система органов правосудия и органов власти, которые опираются на единые нормы, принятые обществом.
В унитарной стране практически всегда существует централизация власти, управленческие образования целиком подчиняются главному правительству и их считают административным подразделением. В демократических государствах начальники местных органов с помощью организации выборов избираются, но их полномочия довольно ограничены, они полностью подконтрольны центральному правительству.
Таким образом, унитарные государства выступает достаточно простыми, но в тоже время, едиными целостным по своей структуре, в отличие от устройства федерации. Величина зависимости от центральных властей местных органов и контроль от центра определяет принятая в каждом отдельном государстве конституция. Жесткость в унитарных странах централизации власти напрямую зависит от режима политики внутри страны.
Унитарная система власти может допускать разные формы децентрализации власти с обеспечением местным властям весьма большого круга полномочий, но без каких-нибудь преимуществ. Политические отношения внешние входят в полномочия исключительно центральных, высших органов власти, которые выступают официальными представителями страны.
Дифференциация в унитарном государстве осуществляется сугубо территориально, и ее составные части выступают административно - территориальными единицами (области, округа, регионы и другие). У этих единиц не существует признаков государственного образования, и как итог они не обладают самостоятельностью. Территорию унитарного государства возможно поменять конкретным приказом государственного значения, без согласия местных органов власти или населения, которое проживает в этом районе.
Только основные признаки унитарного государства могут допускать наличие нескольких или одного образований, которые могут использовать особый статус, таким, например, как автономия. Степень самостоятельности автономных образований внутри страны определяется центром.
Автономия либо иные государственные образования могут иметь отдельные атрибуты государственности.
Разделение унитарного государства на территориально-административные единицы может быть описано в конституции, или быть отражено в иных государственно важных документах. К примеру, в конституции Испании есть раздел «О территориальном устройстве государства», в нем очень подробно описаны общие принципы, законные основания автономных и административных единиц.
В конституции Италии описаны все полномочия местных автономий, и неделимая республика обязана всеми способами помогать их развитию. В Италии самая большая административная децентрализация власти.
Греция в своей конституции декларирует положение о том, что административное разделение государства производят на основании социально-экономических условий, его государственная администрация организована по признакам децентрализованной системы.
В мире существуют унитарные государства, в которых территориальное деление происходит в много звеньевой системе, к примеру, в Нидерландах провинции – это муниципалитеты, в Армении – это области-общины, а в Италии административно-территориальное разделение происходит на три слоя: коммуна; провинция; область.
Количество ступеней в политико-административном делении напрямую зависит от территории и численности населения страны и от исторически сложившихся социальных факторов.
Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом», Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла), федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимающие особое положение (США).
Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов). Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США. В Соединенных Штатах Микронезии и Пакистане - по 1 субъекта, в Эфиопии - 9, в Малайзии - 13, в Мексике - 31 и т.д. Субъекты федерации называются по-разному: штаты - в США, Индии, Эфиопии; провинции - в Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ.
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
– симметричные;
– асимметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных – конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
По особенностям формирования федерации выделяют:
-
территориальные; -
национальные; -
смешанные.
При фоؚрмировании теؚрриториальных федеؚраций использؚуется теؚрриториальный геогؚрафический пؚризнак (напؚример Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных – по национальномؚу пؚризнаку (напؚример бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федеؚрациях фоؚрмирование идет по обоим пؚризнакам (напؚример Россия). Способы фоؚрмирования федеؚрации в значительной меؚре опؚределяют хаؚрактер, содеؚржание, стؚруктуру госудаؚрственного устройства.
По способؚу обؚразования федеؚрации делятся на:
-
договорные; -
конституционные.
Конститؚуционные федеؚрации возникают на базе ранее сؚуществовавшего единого госудаؚрства. Вопؚреки распространенному заблؚуждению, в конститؚуциях таких госудаؚрств, как пؚравило, пؚрописан пؚринцип теؚрриториальной целостности страны и сؚубъекты федеؚрации не имеют пؚрава свободного выхода из состава государства (напؚример Германия, Бразилия, Россия).
Договоؚрные федеؚрации возникают в результате объединения ранее независимых госудаؚрств в одно, для чего подписывается договоؚр об объединении. В таком договоؚре даже могؚут быть пؚрописаны условия входа (напؚример, в Конституции США) и выхода (сецессии) госудаؚрств из состава федеؚрации (напؚример, в договоре об образовании Союза ССР).
Вопросы развития государства тесно связаны с общими вопросами формы государства, и в частности, с вопросами формы государственного устройства. В связи с этим чрезвычайно актуален вопрос об изучении особенностей форм государственного устройства.
В юридической науке форма государственного устройства рассматривается как способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Иначе говоря, форма государственного устройства определяется как способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
Исторически сложились три «классические» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация) и конфедерация. В современной юридической науке вопрос о конфедерации является спорным. Основной вопрос заключается в следующем: является ли конфедерация формой государственного устройства или же представляет форму объединения государств в содружество, без государственных элементов? Конфедерация представляет собой довольно редкую форму государственного устройства. Процент конфедераций как в современном мире, так и в историческом разрезе довольно невысок. Отметим, что конфедерация недостаточно изучена как самостоятельный институт современной теории государства и права.
Определяя конфедерацию как форму государственного устройства, полагаем, что требуют особого внимания такие вопросы, как сохранение суверенитета государств, входящих в конфедерацию; вопросы правовой основы создания конфедераций; вопросы, касающиеся деятельности органов конфедерации; вопросы создания единого экономического пространства; введения единой валюты и института единого гражданства, а также вопросы развития интеграции.
Конфедерации создается на договорной основе с целью интеграции независимых государств для решения определенной цели. В современном мире интеграция становится устойчивой закономерностью развития межгосударственных отношений, переходит на новый уровень, что требует ее теоретического осмысления. Функционирование Европейского союза (Евросоюз), создание Содружества независимых государств (СНГ) на постсоветском пространстве, союз России и Белоруссии, создание Таможенного союза (ТС) побуждают обратиться к теоретическому исследованию правовых проблем интеграции в рамках конфедерации. Отметим, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается 193 независимых государств.