ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика и структура форм государства
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
Республика – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти избираются на определённый срок и формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают гражданскими и политическими правами20.
Республика (лат. res publica – «общее дело») – форма государственного правления, при которой все органы государственной власти избираются на определённый срок и формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают гражданскими и политическими правами.
Республиканская форма правления – форма правления, при которой главой государства, избираемый народом на конкретный срок, является президент.
Республика – форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан.
Республика – такая форма правления, где глава выбирается народом на определенный срок, а его власть является вторичной от электората или представительского органа.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
В узком смысле форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
В широком смысле форма государственного правления – это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
В свою очередь, форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Форма государства подразделяются на форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Признаки республики:
Современной республике как форме правления присущи следующие признаки:
-
наличие (существование) единоличного главы государства – президента, а также парламента и правительства. Парламент представляет законодательную власть. Президент возглавляет исполнительную власть, но эта особенность характерна не для всех типов республик; -
выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других высших органов государственной власти. Все выборные органы и должности избираются на определённый срок; -
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно конституциям государств с республиканской формой правления, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства и привлечения к суду; -
ответственность главы государства перед народом. Так, согласно конституциям государств с республиканской формой правления, главе государства может быть объявлен импичмент (отрешен от должности) в случаях, предусмотренных законом. Как правило, правом объявления импичмента (отрешения от должности) обладает парламент; -
в случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент; -
государственная власть основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, на их чётком разграничении полномочий (хотя данная особенность характерна не для всех республик)21.
Отличие республиканской формы правления от монархии:
Монархия – это форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением. В то время как основными признаками республиканской формы правления являются выборность власти, ограниченный срок представителя власти и зависимость от избирателей.
Таким образом, отличительными признаками монархии являются:
– единоличным главой государства является монарх;
– власть переходит по наследству;
– монарх не несет юридической ответственности (отстранить монарха от власти невозможно).
Существует многообразие монархических форм правления, где указанные признаки в той или иной степени проявляются в большей или меньшей степени.
Виды монархии:
Абсолютная монархия(неограниченная) – государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия).
Ограниченная монархия– государство, в котором помимо монарха существуют и иные высшие органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами государственной власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции, специальных конституционных законов) или же традиции.
В свою очередь ограниченная монархия подразделяется на следующие виды:
– сословно-представительная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
– конституционная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции, специальных конституционных законов), где существует иной высший орган государственной власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).
В свою очередь конституционная монархия делится на следующие виды:
– дуалистическая монархия – монархия, в которой монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко);
– парламентская монархия – монархия, в которой монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично
22.
Виды республик. Президентская, парламентская и смешанная республики:
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:
-
Парламентская республика – республика, в которой высшая государственная власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии. -
Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Парламент формирует правительство (из своего состава), определяет его состав, и принимает отставку; правительство несет перед парламентом политическую ответственность.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов.
Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определёнными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства.
Президентская республика – республика, в которой президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
Такая республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства23.
В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку). В президентской республике в отличие от парламентской республики президент часто лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента путем процедуры импичмента.
Президентскую республику также называют дуалистической республикой, подчёркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, полупрезидентская республика) – республика, находящая баланс высшей государственной власти между президентом и парламентом.
В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём премьер-министр несёт ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который является не более чем церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку24.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен25.
Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентской республике президент лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентской, ни в президентской республиках. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.