Файл: Теоретические аспекты форм государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Общая характеристика и структура форм государства 5

1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние 10

2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития 28

2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности 28

2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности 33

2.3 Президентская республика 41

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ 45

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ВИДЫ РЕЖИМОВ И ИХ ПРИЗНАКИ 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность данной темы заключается в изучении формы государства, как устройства государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Государство проявляется в его формах. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, срок полномочий, какими органами она представлена, какими методами осуществляется государственная власть в стране, каков порядок их образования и деятельности.

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, и имеет специальные органы для реализации полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внешние (межгосударственные отношения) и внутренние (деятельность в пределах данного общества), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.


В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия, а также содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Целью курсовой работы – изучение формы государства: исторический опыт и современные проблемы.

Для достижения поставленной цели решаются следующие частные задачи:

  • дать понятие формы государства,

  • рассмотреть структуры формы государства,

  • изучить элементы формы государства.

Объект исследования – устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики.

Субъектом исследования являются формы правления, государственное устройство, государственно-правовой режим, рассмотрены разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

1.1 Общая характеристика и структура форм государства



Рассказываем о разных способах государственного устройства и политических режимах

, приводим примеры из истории и современности.

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними – сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть – люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая – самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.

  • Теория завоевания – согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.

  • Теория общественного договора – по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.

  • Классовая – создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство – результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

  • Создание государственности – одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

  • Государство – основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей1.

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.

  • Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.

  • Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.

  • Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.

  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.

  • Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.


Форма государства – способ организации государственной власти. В это понятие входят:

  • форма правления;

  • форма государственного устройства;

  • политический режим.

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия.

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют большую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.

Республика.

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.


Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр – как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики – это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция2.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики – это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.

Форма государственного устройства.От неё зависит, как распределена власть по территории страны.

Унитарное государство.

Слово «унитарное» происходит от латинского unis – «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.

Федеративное государство.

Федеративное государство (от латинского feodus – «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.