ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика и структура форм государства
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
Лазарев Б.Е. полагает, что конфедерация – это всего лишь союз государств, в результате которого не возникает нового, более крупного государства: отношения государств в конфедерации регулируются международным правом.
Лафитский А.В. утверждает, что конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время практически не существует нигде. Ссылаясь на опыт истории конфедераций, он указывает, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственно-правовой организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.
Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке, дает Ф. Эрмакора в статье «Конфедерация и другие союзы государств». Эта статья была написана для 12-томной Энциклопедии международного права. Ф Эрмакора отмечает, что с XiX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это «ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется».
Ф. Эрмакора относит к конфедерациям все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. – все то, что ныне объединяется термином «международные организации». Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству. Как видно, взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разняться и довольно сильно.
Полагаем необходимым выявить главные признаки конфедерации, в соответствие с которым ее можно отнести к особой форме государственного устройства. Полагаем справедливым точку зрения казахстанского ученого А.С. Ибраевой, выделившей следующие признаки конфедерации, позволяющие отнести конфедерацию к форме государственного устройства.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть разные, – и военная, и экономическая, и политическая. То есть, это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных и др.) – США в 1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство,
системы органов власти, управления и правосудия.
Члены конфедерации образуют исполнительные органы конфедерации.
В конфедерации сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.
Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Существует свободный въезд и выезд граждан стран конфедерации без визового режима.
Основными недостатками конфедерации, не позволяющими относить ее к форме государственного устройства, считаются такие, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой таможенной системы, единой налоговой системы.
В связи с этим можно задать вопрос: обоснованно ли считать универсальными такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой таможенной системы, единой налоговой системы?
Полагаем, что сегодня необходимо пересмотреть эти взгляды. Так, в Европейском Союзе дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а к концу XX в. планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы. Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств позволяет нам полагать, что ЕС есть конфедерация.
Ранее конфедерации не устанавливали единого гражданства. «В конфедерации нет союзного гражданства» – прямо указывает Большой юридический словарь, перечисляя признаки данного государственного объединения. Однако в последнее время ситуация изменилась, сегодня разговоры об отсутствии единого гражданства в конфедерации являются не спорными, а полностью неправильными.
Особый интерес вызывает введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором от 1992 года. Это был беспрецедентный шаг в истории как института гражданства, так и межгосударственных структур. В статье восьмой данного договора было четко закреплено, что гражданство Европейского Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство.
Таким образом, конфедерация может быть отнесена к форме государственного устройства. Также в юридической литературе высказываются предложения, наряду с понятием «форма государственного устройства», в соответствии с которым государства подразделяются на унитарные и федеративные, выделять понятие «форма межгосударственного объединения».
Конфедерация есть союз, форма объединения государств, в которой выражается совокупность государств, соединенных конфедеративными связями. По своим правовым особенностям конфедерация отличается от таких субъектов права, как государство, международная организация и федеративное государственное образование.
Конфедерация отличается от суверенного государства тем, что состоит из государств-членов, которые сохраняют свои качества суверенных образований. Это наделяет конфедерацию наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений.
Субъекты конфедерации отличаются от субъектов, входящих в международную организацию. Так, субъекты, входящие в международную организацию, всегда суверенны: они не передают организации право осуществлять суверенитет, а лишь уполномочивают ее действовать от их имени в строго определенной области и в строго ограниченных пределах и в этих целях предоставляют те полномочия, которые считают необходимыми. Кроме того, международная организация оформляется международным договором как обыкновенное юридическое лицо публичного права, а конфедерация, подобно государству, приобретает свою международно-правовую правосубъектность путем признания ее в качестве субъекта международного публичного права иностранными государствами.
Конфедерация отличается от федеративного государства тем, что оно создается для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода.
В конфедерации существуют специальные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо оговоренных в договорных актах. Постоянно действующие органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Их акты носят рекомендательный характер и адресованы, как правило, не к гражданам, а к органам власти субъектов конфедерации. Нормы принятого органами конфедерации акта могут стать нормами обязательного для соблюдения всеми государствами-членами конфедерации, только если этот акт будет опубликован в качестве закона каждым государством-членом конфедерации.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ВИДЫ РЕЖИМОВ И ИХ ПРИЗНАКИ
Политический режим – это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
-
степень участия граждан в принятии управленческих решений государством; -
характер формирования политических институтов; -
объем политических свобод; -
мобильность элит (закрытые или открытые); -
правовой статус личности.
Режим правления – это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.
Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы. Разберемся, какие факторы их формируют.
Факторы формирования политических режимов
Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:
-
уровень сформированности политической культуры; -
характер политического сознания людей; -
преобладающий тип политического поведения; -
степень развитости общественно-политических традиций; -
особенности политической элиты; -
интенсивность политических процессов; -
преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).
Виды политических режимов.
Главный критерий выделения типов политических режимов – совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.
В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:
-
Демократический – государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей. -
Авторитарный – во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается. -
Тоталитарный – абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») – это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Ключевой инструмент власти – террор, который может перерастать в геноцид.
Признаки тоталитарного политического режима:
-
тотальный контроль государства над обществом; -
всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства; -
концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами; -
политизация общественной жизни; -
однопартийность, отсутствие оппозиции; -
единая идеология общественно-социальной сферы общества; -
стандартизация политической, общественной и духовной жизни; -
идеологизация.
Авторитарный режим.
Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») – политический режим, при котором власть жестко контролирует политическую сферу жизни общества.
Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская инициатива общества.
Признаки авторитарного политического режима:
-
централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; -
значительное ограничение политических прав и свобод граждан; -
отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную; -
имитация многопартийности; -
формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера; -
силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях; -
командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.