ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика и структура форм государства
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
2.3 Президентская республика
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
В президентской республике президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку). В президентской республике в отличие от парламентской республики президент часто лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента путем процедуры импичмента26.
Президентскую республику также называют дуалистической республикой, подчёркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.
Примером президентской республики являются США. США (Соединённые Штаты Америки) – классическая президентская республика. Характеризуется внепарламентским методом избрания президента (коллегией выборщиков) и внепарламентским методом формирования правительства, то есть правительство формирует президент.
Президент США является и фактически, и юридически главой правительства. Президент США формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии. Правительство несёт ответственность только перед Президентом США, а не перед парламентом (Конгрессом), так как только Президент США может отправить его в отставку.
Отличия президентской республики от парламентской республики:
Парламентская республика – республика, в которой высшая государственная власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство
, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Парламент формирует правительство (из своего состава), определяет его состав, и принимает отставку; правительство несет перед парламентом политическую ответственность.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов.
Тем не менее, президент, как глава государства, при такой форме правления обладает определёнными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является в парламентской республике главой исполнительной власти, то есть правительства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.
Отличия президентской республики от смешанной республики:
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, полупрезидентская республика) – республика, находящая баланс высшей государственной власти между президентом и парламентом.
В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём премьер-министр несёт ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства
, который является не более чем церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку27.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен28.
Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентской республике президент лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентской, ни в президентской республиках. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
Унитаризм представляет собой форму государственного устройства, характеризующуюся административно-территориальными единицами, централизованным руководством, полным отсутствием государственных образований.
Характеризует государство не только занимаемая им территория, но и его политическая форма правления и организации. Пределы юрисдикции и суверенитет, основы права дают характеристику территориальной целостности страны и нерушимость границ его. Государственное устройство иллюстрирует вид территориально-политической организации, который охватывает принципы отношений между абсолютно всеми слоями власти.
В настоящее время в мире есть три основных типа устройства территориально-административного:
-
федеративное; -
конфедеративное; -
унитарное29.
Масштаб этих образований, степень зависимости от автономии либо центрального правительства, их юрисдикционные полномочия определяются непосредственно внутри страны.
На данный момент времени унитаризм представляет собой самую распространенную форму организации государства. Исторически сложилось так, что унитарная форма устройства страны является самой первой и сформировалась она вместе с организацией самой страны. Унитарными были фактически все средневековые и древние государственные образования.
Например, все Восточные и Европейские абсолютные монархии, Римская империя, Японская и Китайская империи, а также Европейские королевства были унитарными в средневековье.
Процесс национализации государств, поэтапно привел к унитарному государственному строю и полностью убрал феодальную раздробленность, что и наложило незабываемый отпечаток на значимость в истории для эволюции национальной государственности на сегодняшний день.
Немногим позже возникли идеи формирования конфедеративного и федеративного устройства государства.
На данный момент времени отделить выделить такие унитарные страны, как:
-
Италия. -
Япония. -
Китай. -
Армения. -
Венгрия. -
Иордания и другие30.
Признаки характерные для унитарного государства
Унитарными государствами представляет собой государства, которое обладает конкретными признаками: