ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.1 Общая характеристика и структура форм государства
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
2. Форма правления: монархия, республика, их виды и современные тенденции развития
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ
Политический режим.
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима – тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм.
При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип – «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств – фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм.
Это слово происходит от латинского autoritas – «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима – «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма – больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия.
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима – «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод – избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии – равенство всех граждан перед законом3.
Большинство государств официально считаются демократиями
, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
1.2 Характеристика элементов формы государства: историческая ретроспектива и современное состояние
Учение о формах государства имеет как теоретическую, так и практическую составляющую. Форма правления, т. е. формальная организация высшей верховной власти, зависит от многих факторов. Сложный характер явлений, составляющих содержание формы правления, делает задачу ее понимания крайне трудоемкой. Внимание специалистов в первую очередь было приковано к классификации форм и их производных. Е. А. Мазурина в трактате «Монархическая государственность» отмечал, что юристы так и «не пришли к соглашению относительно внутреннего смысла этого очевидного явления государственности»4.
Для всестороннего и глубокого изучения такой категории, как форма правления, ее сущности наукой выработана новая методика, новые углы зрения, открывающие возможности для изучения этой особой структурной и территориальной организации общества и новых подходов к традиционным вопросам науки. Мнение о том, что решающую роль в анализе и оценке формы правления конкретного государства играет именно формальная сторона, юридический статус высших органов государства, на наш взгляд, не отвечает требованиям современной науки. Нельзя не отметить, что на базе существующих в различных государствах форм правления путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы. С уровнем развития науки такое сложное полифакторное явление, как форма правления, нельзя изучать, применяя тот или иной монофакт.
В научной литературе существует несколько точек зрения по вопросу об общем понятии форм государства. Одни отождествляют форму государства с формой правления,другие, применяя это понятие в более широком смысле, включают в него также и форму государственного устройства, т. е. территориальное строение государства и соответствующие элементы объединенных в одно целое составных частей государства. Сторонники третьей точки зрения понимают под формой государства организациюполитической власти, взятую в единстве ее трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
В марксистсколенинской теории понятие формы государства сводилось к понятию формы правления. Затем вычленялось понятие форма государственного устройства как соотношение центральной и местной власти. В западной юридической литературе проблема классификации форм государства пошла по пути вычленения еще одной стороны формы государства – политического режима. Утвердилась трактовка формы государства как целостной системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных частей.
Тем не менее общей позиции по количеству таких составляющих до настоящего момента не выработано. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Различают и противопоставляют две основные формы правления: монархию (греч. monarchia – единовластие от monos – один и arche – власть) и республику (лат. respublica – общее дело). Разграничение чаще всего проводится по количественному признаку. Если внешнее распоряжение государственной властью принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия5.
В юридической литературе сложился подход, позволяющий выделить три разновидности монархических систем правления: абсолютную, дуалистическую, парламентскую. Республикой называют такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. Республики обычно делятся на парламентские, президентские и смешанные.
Античные мыслители оперировали только понятиями монархии, аристократии демократии. У Цицерона республикам противопоставлялись не монархии, а иначе организованные государства. В Средние века в Западной Европе под словом «республика» понимались разные общности и организации, «от всего западно-христианского мира в целом (Respublica Christiana) и кончая отдельными муниципиями или корпорациями». Республиками могли называть и феодальные монархические государства и республики, и эти понятия считали взаимодополняющими и не противопоставляли.
Для всестороннего и глубокого изучения такого феномена, как форма правления, необходимо выработать новую методику, новые подходы к традиционным вопросам науки, открывающие возможности для изучения этой особой структурной территориальной организации общества. Мнение о том, что решающую роль в анализе оценке формы правления конкретного государства играет именно формальная сторона, юридический статус высших органов государства, на наш взгляд, не отвечает требованиям современной науки.
Государство – полифакторное явление, продукт сложного взаимодействия двух форм – социальной и природной. В основе природной (естественной) формы – этнос с его дискретными процессами т. е. возрастом и напряжением в системе. Этнос имеет свое географическое пространство (месторазвитие) т. е. привязан к определенной территории, что предполагает контакт с соседями, влияет на выбор «донора» в культуре или программирует на создание собственной оригинальной системы культурных доминант. Месторазвитие обуславливает его экономико – хозяйственные возможности. При этом «цикличность» в этногенезе не наблюдается. Цикличность отвечает не «ритму (повторению), а инерции эксцесса, при котором изменение потенциала описывается сложной кривой подъемов, спадов и зигзагов». Для этнической системы окончание процесса динамики – разрыв этнических связей и распад системы.
В основе социальной формы государства – общество (социум), движется с подъемами и спадами. Это не прямая линия. Она напоминает спираль с разрывами, которая коррелирует с системой государства. Все элементы этносоциальной системы находящейся в динамике, диалектически взаимодействуя, включая компоненты географии месторазвития и культурные идеалы, в режиме реального исторического времени создают живой поток действительности, т.е. реальный динамический процесс этносоциальной системы. Перестройка компонентов и элементов в живом потоке происходит постоянно в течение всего исторического времени жизнедеятельности этого живого потока.
Граница проявлений природно-стихийной (этноса) и рационально-организационной (социума) сфер лежит в человеке и следовательно этот процесс отражается и в коллективе. Человек и член общества и представитель народа (этноса). В динамических процессах в зависимости от качественных характеристик этносоциума границы смещаются в ту или иную сторону. Общество (социум) есть оборотная сторона государства. А государство есть форма существования человеческого коллектива.
В теории систем этнос в идеале система корпускулярная, а государство жесткая.
Система это когда эти две независимых переменных имеют в наличии определенные связи, меняющиеся в динамике по форме и обуславливающие включение в систему то одних, то других элементов, интересующих нас во взаимодействии. Поскольку аналогии биологических и социальных уровней не обоснованы, что не исключает сходства ряда закономерностей, то нас интересует взаимодействующие разными способами типы систем: корпускулярной (этнос), комбинированной (общество) и жесткофиксированной (государство). Своеобразная система комбинирования, по Дж. В. Гигу – «это совокупность живых или неживых элементов либо тех и других вместе». Налицо две формы движения – социальная и природная. Сложность в том, что методология изучения этих систем различна6.
Наука – эмпирическое обобщение с интерполяцией, т.е. теоретические методы анализа. Цель – понять реальные процессы, что происходит на самом деле, а не создавать идеальные проекты как плод воображения идеального ума. Получается, что при изучении противопоказано применять один метод. Чтобы понять эти процессы, необходимо расширять диапозон исследований и следовательно, применять не просто иную методику, а целый диапозон. А сам феномен формы государства необходимо изучать на стыке наук, используя системный подход. Следовательно, чтобы дать научное объяснение, необходимо применять систематизацию, когда анализируются сходные явления и в динамики времени улавливается их полифакторность. В противном случае при изучении форм