Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)

Уникальность эксперимента состоит в том, что все методические пособия, планы работ, оборудование, анкеты для родителей, вопросы-тесты для детей были подготовлены учителями и родителями детей, принимавших участие в данном эксперименте. Все ознакомительные экскурсии, прогулки, походы в музеи и другие мероприятия проводились также по схеме «ученики-педагоги-родители».

В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
  • разработать комплекс мероприятий на занятиях и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания школьников;
  • провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания школьников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент (педагогическое тестирование).

Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания школьников в данном исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания школьников, изучение документов планирования занятий со школьниками и их родителями, педагогические наблюдения.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

  1. констатирующий эксперимент;
  2. формирующий эксперимент;
  3. контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 школьников 1 класса, составляющих экспериментальную группу (дети из неполных семей).

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых со школьниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 школьников 1 класса (дети из благополучных семей).

5.1. Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности школьников.

Задачи констатирующего эксперимента:

определить критерии уровня экологической воспитанности школьников;

подобрать диагностический материал и оборудование;

провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.


Экологическое воспитание детей школьного возраста предполагает:

  • формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Критерии сформированности экологических знаний:

  1. знания о мире животных;
  2. знания о растительном мире;
  3. знания о неживой природе;

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний школьников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей – небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению. Педагог либо кто-то из родителей предлагает взять карту, фигурки животных, птиц и насекомых.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками: Как называется животное (птица, насекомое)? Что ты можешь рассказать о нем?

Оценка результатов деятельности:

  • Высокий уровень (13 - 15 баллов): Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор, знает характерные признаки, без особого труда отвечает на поставленные вопросы, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным и птицам.
  • Средний уровень (8 - 12 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор, знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, они кратки, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам.
  • Низкий уровень (5 - 7 баллов): Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор, на вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то неверно, не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению: Педагог либо кто-то из родителей называет пять комнатных растений, предлагает показать их:

    1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
    2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
    3. Для чего людям нужны комнатные растения?
    4. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать:

  1. сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
  2. лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
  3. ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
  4. цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Аналогично предыдущему тестированию, проводится оценка школьника по 15-балльной системе: высокий уровень, средний и низкий.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудовании: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению: Детям предлагают определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагают ответить на следующие вопросы:

  1. Какие свойства песка ты знаешь?
  2. Где и для чего человек использует песок?
  3. Какие свойства камней ты знаешь?
  4. Где и для чего человек использует камни?
  5. Какие свойства воды ты знаешь?
  6. Где и для чего человек использует воду?

Производится оценка результатов деятельности.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения школьников к природным явлениям и объектам

Задание 4. Экологическое отношение к миру природы.

Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению: Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Если у ребенка нет домашних животных, надо спрашивать: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»
  2. Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке школы всегда росли растения?
  3. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

Имя

ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Таня В.

8

С

7

Н

9

С

9

С

8,8

С

Женя К.

10

С

8

С

11

С

9

С

10,6

С

Света К.

6

Н

5

Н

8

С

7

Н

7,2

Н

Оля Г.

12

С

13

В

13

В

12

С

12,4

С

Алеша Д.

8

С

7

Н

10

С

8

С

8,8

С

Марат М.

9

С

8

С

13

В

9

С

10,4

С

Саша Л.

10

С

8

С

11

С

8

С

9,8

С

Маша С.

13

В

12

С

13

В

13

В

12,8

В

Галя Ф.

6

Н

7

Н

7

Н

6

Н

6,6

Н

Артур З.

13

В

11

С

14

В

13

В

13,0

В

В среднем по гр.

9,5

С

8,6

С

10,9

С

9,4

С

10,0

С


Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Катя Ш.

8

С

10

С

12

С

8

С

10,2

С

Эльвира М.

9

С

9

С

10

С

9

С

9,6

С

Вова К.

7

Н

5

Н

8

С

6

Н

6,8

Н

Петя М.

10

С

8

С

9

С

8

С

9,0

С

Олег С.

9

С

8

С

11

С

10

С

11,8

С

Миша А.

13

В

10

С

13

В

13

В

12,4

С

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

8

С

8,2

С

Галя И.

7

Н

8

С

8

С

7

Н

7,8

С

Марина П.

12

С

13

В

13

В

14

В

13,0

В

Вадим Б.

13

В

10

С

13

В

12

В

12,2

С

В среднем по гр

9,5

С

9,0

С

10,4

С

9,5

С

9,9

С