Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ
1.1. Функции классного руководителя
1.2. Формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
4.1. Компоненты семейного воспитания
4.3. Дифференцированный подход в работе с родителями
4.4. Методы и формы совместной работы с родителями
ГЛАВА 5. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента
Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:
- школьники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – соответственно 10,0 и 9,9 баллов.
- Уровень знания школьников экспериментальной и контрольной групп о мире животных одинаков – 9,5 балла.
- Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной группы ниже, чем у школьников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.
- Уровень знаний о неживой природе и временах года у школьников экспериментальной группы выше, чем у школьников контрольной группы на 0,5 балла.
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности школьников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели школьников из экспериментальной группы более «разбросаны», у них больше, чем у школьников контрольной группы как высоких, так и низких оценок.
Таблица 3
Оценки результатов деятельности школьников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
|
Высокий уровень |
20 |
20 |
10 |
10 |
40 |
20 |
20 |
20 |
Средний уровень |
60 |
50 |
50 |
80 |
50 |
70 |
60 |
60 |
Низкий уровень |
20 |
30 |
40 |
10 |
10 |
10 |
20 |
20 |
5.2. Формирующий эксперимент
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности школьников.
Задачи формирующего эксперимента:
- разработать комплекс мероприятий, на занятиях в школах и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности младших школьников.
- апробировать разработанный комплекс на школьниках экспериментальной группы.
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 3 марта 2009 г . по 5 апреля 2005 г .
Результаты диагностики школьников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
- В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний у отдельных школьников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% – низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. – низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим школьникам был особенно необходим индивидуальный подход.
- При составлении комплекса занятий в школе и самостоятельной деятельности школьников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых школьники испытывали затруднения – знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).
Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога, родителей и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников.
Большое значение придавалось работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей» и по вопросу использования художественной литературы в семье «Книга в семье». Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке школы; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.
5.3. Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий на занятиях и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания младших школьников.
Контрольный эксперимент проводился с 10 по 12 мая 2009 г. со школьниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.
Таблица 4
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
|||
Таня В. |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
8,8 |
С |
Женя К. |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
9 |
С |
10,6 |
С |
Света К. |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
7 |
Н |
7,2 |
Н |
Оля Г. |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
12 |
С |
12,4 |
С |
Алеша Д. |
11 |
С |
9 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
8,8 |
С |
Марат М. |
12 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
9 |
С |
10,4 |
С |
Саша Л. |
13 |
В |
10 |
С |
12 |
С |
8 |
С |
9,8 |
С |
Маша С. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
12,8 |
В |
Галя Ф. |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
6 |
Н |
6,6 |
Н |
Артур З. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13,0 |
В |
В среднем по гр. |
11,6 |
С |
10,5 |
С |
12,3 |
С |
9,4 |
С |
10,0 |
С |
Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Таблица 5
Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень |
||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
|||
Катя Ш. |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
Эльвира М. |
10 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
10 |
В |
11 |
С |
Вова К. |
7 |
Н |
6 |
Н |
8 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
Петя М. |
11 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
Олег С. |
11 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
7 |
Н |
8 |
С |
Галя И. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
9 |
С |
8 |
С |
Марина П. |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
Вадим Б. |
14 |
В |
11 |
С |
13 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
В среднем по гр |
10,5 |
С |
9,8 |
С |
11,4 |
С |
10,5 |
С |
10,6 |
С |
Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Рис.2. Результаты контрольного эксперимента
Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)
По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной и контрольной групп (табл.6, рис.3).
Таблица 6
Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной и контрольной групп
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Общий уровень |
|||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
|||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
||
Контрольный |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
11,4 |
10,6 |
С |
Констатирующий эксперимент |
10 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
9,4 |
9,5 |
С |
Прирост показателей (в баллах) |
7 |
Н |
6 |
Н |
8 |
С |
2,0 |
1,1 |
Н |
Разность (в баллах) |
1,1 |
1,1 |
0,40 |
0,9 |
С |
Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)