Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:

  1. школьники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – соответственно 10,0 и 9,9 баллов.
  2. Уровень знания школьников экспериментальной и контрольной групп о мире животных одинаков – 9,5 балла.
  3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной группы ниже, чем у школьников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.
  4. Уровень знаний о неживой природе и временах года у школьников экспериментальной группы выше, чем у школьников контрольной группы на 0,5 балла.

Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности школьников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели школьников из экспериментальной группы более «разбросаны», у них больше, чем у школьников контрольной группы как высоких, так и низких оценок.

Таблица 3

Оценки результатов деятельности школьников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение
к миру природы

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень

20

20

10

10

40

20

20

20

Средний уровень

60

50

50

80

50

70

60

60

Низкий уровень

20

30

40

10

10

10

20

20


5.2. Формирующий эксперимент

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности школьников.

Задачи формирующего эксперимента:

  1. разработать комплекс мероприятий, на занятиях в школах и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности младших школьников.
  2. апробировать разработанный комплекс на школьниках экспериментальной группы.

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 3 марта 2009 г . по 5 апреля 2005 г .

Результаты диагностики школьников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

  1. В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний у отдельных школьников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% – низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. – низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим школьникам был особенно необходим индивидуальный подход.
  2. При составлении комплекса занятий в школе и самостоятельной деятельности школьников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых школьники испытывали затруднения – знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога, родителей и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников.

Большое значение придавалось работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей» и по вопросу использования художественной литературы в семье «Книга в семье». Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке школы; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.


5.3. Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий на занятиях и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания младших школьников.

Контрольный эксперимент проводился с 10 по 12 мая 2009 г. со школьниками экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

Имя

ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Таня В.

11

С

10

С

11

С

9

С

8,8

С

Женя К.

12

С

10

С

12

С

9

С

10,6

С

Света К.

8

С

8

С

10

С

7

Н

7,2

Н

Оля Г.

13

В

14

В

14

В

12

С

12,4

С

Алеша Д.

11

С

9

С

13

В

8

С

8,8

С

Марат М.

12

С

12

С

14

В

9

С

10,4

С

Саша Л.

13

В

10

С

12

С

8

С

9,8

С

Маша С.

14

В

13

В

14

В

13

В

12,8

В

Галя Ф.

8

С

9

С

9

С

6

Н

6,6

Н

Артур З.

14

В

13

В

14

В

13

В

13,0

В

В среднем по гр.

11,6

С

10,5

С

12,3

С

9,4

С

10,0

С


Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Катя Ш.

10

С

10

С

10

С

10

С

10

С

Эльвира М.

10

В

10

С

13

В

10

В

11

С

Вова К.

7

Н

6

Н

8

С

7

Н

7

Н

Петя М.

11

С

10

С

12

С

11

С

10

С

Олег С.

11

С

9

С

12

С

11

С

11

С

Миша А.

13

В

10

С

14

В

13

В

14

В

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

7

Н

8

С

Галя И.

9

С

9

С

10

С

9

С

8

С

Марина П.

13

В

14

В

15

В

13

В

14

В

Вадим Б.

14

В

11

С

13

В

14

В

13

В

В среднем по гр

10,5

С

9,8

С

11,4

С

10,5

С

10,6

С


Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Рис.2. Результаты контрольного эксперимента

Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной и контрольной групп (табл.6, рис.3).

Таблица 6

Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной и контрольной групп

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Контрольный
эксперимент

10

С

10

С

10

С

11,4

10,6

С

Констатирующий эксперимент

10

В

10

С

13

В

9,4

9,5

С

Прирост показателей (в баллах)

7

Н

6

Н

8

С

2,0

1,1

Н

Разность (в баллах)

1,1

1,1

0,40

0,9

С

Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)