Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.

Таблица 7

Оценки результатов деятельности школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение
к миру природы

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Высокий уровень

40

30

30

10

50

40

30

30

Средний уровень

60

50

70

80

50

50

60

60

Низкий уровень

0

20

0

10

0

10

10

10

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

  1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (рис.3, табл.6).
  2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
  3. Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности школьников экспериментальной группы во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у школьников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек является личностью в той или иной мере. Если рассматривать личность школьника, то следует говорить о развивающейся личности, испытывающей в процессе своего становления влияние различных факторов и активно взаимодействующей с окружающим миром. Детство является наиболее благоприятным периодом для становления основ важнейших компонентов личности, обретения человеком неповторимого своеобразия своей личности.

Индивидуальность школьника формируется в семье, но педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии.

Нравственная ориентация воспитания школьников подразумевает изменения во всех сферах жизнедеятельности учащихся, в том числе в рамках воспитательного пространства школы. Ученик признается непосредственным участником этих изменений, наряду со всеми остальными участниками учебно-воспитательного процесса, совместные усилия которых направлены на развитие у каждого способностей к самоактуализации, творчеству, готовности к взаимодействию с другими людьми. Направленность личности является одной из важнейших ее характеристик. Реализация принципов демократизации и гуманизации в учебно-воспитательном процессе в условиях современной школы предполагает новые возможности для решения проблемы формирования нравственной направленности личности учащегося, начиная с самых первых лет обучения в школе. Именно в начальной школе происходит первое знакомство ребенка не только с основами наук, но и с первыми представлениями о гуманности, усваиваются навыки нравственного поведения.

И только совместными усилиями школы и семьи можно добиться успехов в формировании нравственного воспитания школьника.

Это показывают и практические исследования на примере экспериментальной и контрольных групп школьников 1 класса. Дети контрольной группы (из благополучных семей) показывают высший уровень сформированности знаний, чем дети из экспериментальной группы (дети из неполных семей).


Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам[9]

Педагогический эксперимент, проведенный в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента определялись критерии уровня экологической воспитанности школьников, подбирался диагностический материал и оборудование и проводилась диагностика уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний школьников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.

Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности школьников на занятиях в школе и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Работа с детьми предполагает тесное сотрудничество, сотворчество педагога, родителей и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.


Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности школьников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы школьников экспериментальной оказался выше, чем у школьников контрольной группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашиков В. И. Программа культурно-экологического образования школьников / Школьное воспитание. – М., 2008. – N 2. – С. 34-39.
  2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей младшего школьного возраста. – М., 2017. 325 с.
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Педагогика, 2009. 421 с.
  4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2011. 124 с.
  5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Алетейя, 2012. 314 с.
  6. Васильева З. И. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем / Изучение личности ученика учителем. – М.: Педагогика, 2011. – С.8.
  7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2014. – С 272.
  8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе: Пособие для работников школ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – С 56.
  9. Иванова Г. И., Курашова В. П. Об организации работы по экологическому воспитанию / Школьное воспитание. М., 2018. – N 7. – С. 10-12.
  10. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в школе: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – С 144.
  11. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 2016.С.267.
  12. Маленкова Л. И. Педагоги, Родители, Дети / Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2010. – С. 304.
  13. Марковская М. М. Уголок природы / Пособие для учителей младших классов. – М.: Просвещение, 2014. – С.160.
  14. Методика воспитательной работы. /Под ред. Л. И. Рувинского. – М.: Просвещение, 2015. – С 335.
  15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания школьников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2013. – С 319.
  16. «Мы» – Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2013. – С 240.
  17. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С.11.
  18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2012. – С. 336.
  19. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2077. – С 128.
  20. Рогалевич Н. И. Краткий словарь по философии. – Мн: Харвест, 2017. – С.110.
  21. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. – 2-е изд., – М.: ЦГЛ, 2013. – С 220.
  22. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – С 576.
  23. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – Т.1, – М.: Педагогика. 2014. – С. 185.
  24. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: Знания, 2015. – С 240.
  25. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2014. – С. 146.
  26. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 2013. – С. 10.
  27. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб-метод. пособие / В. Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 189.