Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»[1]

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»: «Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».[2]

Сухомлинский считал: «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».[3]

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Актуальность работы состоит в том, что индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. И только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.


Цель данной работы: раскрыть и проанализировать взаимодействие школы (педагогов) и семьи в вопросе нравственного воспитания школьника, остановиться на проблемах, возникающих в переходный период, в котором находится российское общество. Данный период, характеризуется поиском и выработкой стратегической концепции развития и воспитания учащихся, новых нравственных ценностей и ориентиров в нем. Именно в это время возрастает ответственность школы и семьи в нравственном воспитании детей и восстановлении гуманистических начал общечеловеческой культуры.

Исходя из цели, в работе рассмотрим основные задачи:

  • смысл педагогического взаимодействия школы и семьи,
  • формы работы классного руководителя с родителями учащегося,
  • проблемы взаимодействия школы и семьи в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников,
  • практическая работа.

ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ

Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

В общем виде назначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей».[4]

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.


Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому «классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой».[5]

Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).

1.1. Функции классного руководителя

Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Остановимся более подробно на этих функциях.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.


Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что «общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции».[6]

И, тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это «оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания».[7]

Взаимодействие с общественными организациями родителей – с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т. д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации.

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

1.2. Формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности

Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы, ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами.


Особенности влияния учебно-воспитательного процесса и личности учителя на формирование нравственных качеств личности школьника в современных условиях исследовались в научных работах A. B. Гагарина, В. Ф. Гусева, Г. В. Посновой, М. А. Дьячковой и других. Особенности формирования гуманных качеств у младших школьников анализировались в работах Е. П. Бутузовой, М. В. Курановой, Г. Ф. Похмелкиной, Г. Н. Рзаевой, О. В. Шуляповой и др.

Роль семьи в воспитании детей отражена в трудах отечественных классиков педагогики – П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. Современные ученые также рассматривают различные аспекты семейного воспитания и его роль в формировании гуманистических качеств личности ребенка (Т. П. Гаврилова, P. M. Капралова, И. В. Крупина, Т. В. Лодкина, A. C. Спиваковская и др.). Поиску новых воспитательных форм и методов оптимизации семейных взаимоотношений посвящены исследования отечественных авторов (И. М. Марковская, Р. В. Овчарова, Е. В. Сидоренко, A. C. Спиваковская и др.).

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Эта проблема затрагивается в той или иной степени в большинстве исследований, посвященных развитию личности ребенка школьного возраста. Известно, что для младшего школьника родители и первый учитель являются наиболее значимыми представителями того ближайшего окружения, которое играет существенную роль в освоении ребенком нравственных норм и правил общества, в формировании его жизненных ориентиров и ценностей.

Гуманизация образования, в частности его начального этапа, выдвигает на первый план нравственную направленность личности младшего школьника, уровень сформированности которой будет определяющим в его последующем развитии и взаимодействии с другими людьми. Ранее проведенные исследования показали, что гуманистическая ориентация у значимых взрослых (педагогов и родителей) и их тесное взаимодействие в воспитательном процессе становятся определяющими факторами формирования нравственной направленности личности младшего школьника. Вместе с тем, как показывает анализ литературы, реальная педагогическая практика характеризуется: неготовностью учителей к работе в условиях смены нравственных ценностей в обществе, отсутствием у родителей готовности к взаимодействию с ребенком на принципах гуманизма и сотрудничества; отсутствием скоординированного взаимодействия семьи и школы на принципах партнерства в сфере нравственного воспитания школьников.