Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ
1.1. Функции классного руководителя
1.2. Формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
4.1. Компоненты семейного воспитания
4.3. Дифференцированный подход в работе с родителями
4.4. Методы и формы совместной работы с родителями
ГЛАВА 5. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.
Таблица 7
Оценки результатов деятельности школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
||||||
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
|
Высокий уровень |
40 |
30 |
30 |
10 |
50 |
40 |
30 |
30 |
Средний уровень |
60 |
50 |
70 |
80 |
50 |
50 |
60 |
60 |
Низкий уровень |
0 |
20 |
0 |
10 |
0 |
10 |
10 |
10 |
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
- Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (рис.3, табл.6).
- Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у школьников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
- Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности школьников экспериментальной группы во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у школьников контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек является личностью в той или иной мере. Если рассматривать личность школьника, то следует говорить о развивающейся личности, испытывающей в процессе своего становления влияние различных факторов и активно взаимодействующей с окружающим миром. Детство является наиболее благоприятным периодом для становления основ важнейших компонентов личности, обретения человеком неповторимого своеобразия своей личности.
Индивидуальность школьника формируется в семье, но педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии.
Нравственная ориентация воспитания школьников подразумевает изменения во всех сферах жизнедеятельности учащихся, в том числе в рамках воспитательного пространства школы. Ученик признается непосредственным участником этих изменений, наряду со всеми остальными участниками учебно-воспитательного процесса, совместные усилия которых направлены на развитие у каждого способностей к самоактуализации, творчеству, готовности к взаимодействию с другими людьми. Направленность личности является одной из важнейших ее характеристик. Реализация принципов демократизации и гуманизации в учебно-воспитательном процессе в условиях современной школы предполагает новые возможности для решения проблемы формирования нравственной направленности личности учащегося, начиная с самых первых лет обучения в школе. Именно в начальной школе происходит первое знакомство ребенка не только с основами наук, но и с первыми представлениями о гуманности, усваиваются навыки нравственного поведения.
И только совместными усилиями школы и семьи можно добиться успехов в формировании нравственного воспитания школьника.
Это показывают и практические исследования на примере экспериментальной и контрольных групп школьников 1 класса. Дети контрольной группы (из благополучных семей) показывают высший уровень сформированности знаний, чем дети из экспериментальной группы (дети из неполных семей).
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам[9]
Педагогический эксперимент, проведенный в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента определялись критерии уровня экологической воспитанности школьников, подбирался диагностический материал и оборудование и проводилась диагностика уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний школьников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности школьников на занятиях в школе и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Работа с детьми предполагает тесное сотрудничество, сотворчество педагога, родителей и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности школьников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы школьников экспериментальной оказался выше, чем у школьников контрольной группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ашиков В. И. Программа культурно-экологического образования школьников / Школьное воспитание. – М., 2008. – N 2. – С. 34-39.
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей младшего школьного возраста. – М., 2017. 325 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Педагогика, 2009. 421 с.
- Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2011. 124 с.
- Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Алетейя, 2012. 314 с.
- Васильева З. И. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем / Изучение личности ученика учителем. – М.: Педагогика, 2011. – С.8.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2014. – С 272.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе: Пособие для работников школ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – С 56.
- Иванова Г. И., Курашова В. П. Об организации работы по экологическому воспитанию / Школьное воспитание. М., 2018. – N 7. – С. 10-12.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в школе: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – С 144.
- Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 2016.С.267.
- Маленкова Л. И. Педагоги, Родители, Дети / Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2010. – С. 304.
- Марковская М. М. Уголок природы / Пособие для учителей младших классов. – М.: Просвещение, 2014. – С.160.
- Методика воспитательной работы. /Под ред. Л. И. Рувинского. – М.: Просвещение, 2015. – С 335.
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания школьников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2013. – С 319.
- «Мы» – Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2013. – С 240.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С.11.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2012. – С. 336.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2077. – С 128.
- Рогалевич Н. И. Краткий словарь по философии. – Мн: Харвест, 2017. – С.110.
- Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. – 2-е изд., – М.: ЦГЛ, 2013. – С 220.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – С 576.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – Т.1, – М.: Педагогика. 2014. – С. 185.
- Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: Знания, 2015. – С 240.
- Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2014. – С. 146.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 2013. – С. 10.
- Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб-метод. пособие / В. Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 189.