Файл: Взаимодействие школы и семьи как условие нравственного воспитания младшего школьника (Формы работы классного руководителя с родителями учащегося).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ
1.1. Функции классного руководителя
1.2. Формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
4.1. Компоненты семейного воспитания
4.3. Дифференцированный подход в работе с родителями
4.4. Методы и формы совместной работы с родителями
ГЛАВА 5. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Необходимы педагогические условия взаимодействия школы и семьи, обеспечивающие эффективность формирования нравственной направленности личности школьника.
Педагогические условия, предопределяющие эффективность формирования гуманистической направленности школьников:
- определение концепции взаимодействия школы и семьи;
- разработка модели формирования нравственной направленности личности школьника;
- разработка и реализация программы формирования нравственной направленности школьников в процессе взаимодействия школы и семьи, предполагающей:
- интеграцию воспитательных усилий школы и семьи с использованием активных методов, основанных на модели социально-психологического тренинга;
- оптимизацию взаимоотношений взрослых участников педагогического процесса с ребенком, способствующих развитию навыков сотрудничества и диалогового общения в диадах: ученик-учитель; ребенок-родитель;
- использование групповых форм работы со школьниками в педагогическом процессе, органично сочетающие личностный и интеллектуальный компоненты;
Для этого необходимо:
- дать характеристику процесса формирования гуманистической направленности у школьников в современных условиях;
- исследовать факторы формирования гуманистической направленности школьников;
- разработать модель формирования гуманистической направленности личности школьника в процессе взаимодействия школы и семьи;
- выявить и обосновать педагогические условия эффективного взаимодействия школы и семьи в формировании нравственной направленности у школьников.
Для решения поставленных задач определены следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение с целью изучения средств и путей формирования гуманистической направленности личности школьника;
- диагностические методы (анкетирование, индивидуальная беседа, анализ творческих работ);
- опытно-экспериментальная работа;
- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием статистических методов.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Исходя из психологических особенностей младших школьников: податливости, пластичности, восприимчивости их нервной системы, эмоциональности восприятия, – многие писатели, педагоги, деятели культуры (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Ш. А. Амонашвили) выделяют этот возраст как предназначенный самой природой для становления и развития в личности всего человеческого. Именно в первые школьные годы закладываются и основы нравственной, эстетической культуры детей, поэтому педагогам и родителям нельзя упускать этот благоприятный период.
Сегодня разрабатываются новые программы учебных предметов нравственно-эстетического цикла. И все же ведущую роль в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников играет семья. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей – вот среда, где формируется нравственно-эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для раскрытия и развития творческих способностей детей.
Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагогов и родителей. Это позволяет умножить усилия тех и других для создания условий, способствующих нравственно-эстетическому развитию ребенка.
Причин равнодушного отношения родителей к нравственно-эстетической стороне воспитания много, но одна из них – позиция самого педагога. О чем беседует учитель начальных классов с родителями? Чаще об успехах или трудностях в учении, о режиме дня школьника, о контроле за выполнением домашних заданий.
Впервые посещая семью ученика, учитель начальных классов знакомится с ее традициями, бытом; наблюдает за отношениями между взрослыми членами семьи и детьми; выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, узнать какую конкретную помощь они могли бы оказать классу, учителю, школе.
«Чтобы сделать родителей союзниками, необходимо организовать их нравственно-эстетическое просвещение».[8] На родительских собраниях целесообразно систематически проводить с родителями беседы на эстетико-педагогические темы. Одно из родительских собраний можно целиком посвятить проблемам эстетического воспитания детей в семье, на котором сами родители поделятся опытом работы по нравственно-эстетическому воспитанию своего ребенка, а учитель расскажет об успехах по предметам эстетического цикла.
Важным стимулом в нравственно-эстетическом творчестве младших школьников является активное участие родителей в праздниках, конкурсах, концертах. Замечательной формой совместной работы класса и родителей является выставка «Мир наших увлечений», на которую дети, мамы и папы, бабушки и дедушки представляют свои коллекции марок, значков, продукцию самодеятельного художественного творчества. С помощью родителей организуются выезды в лес, экскурсии в музеи, коллективные выходы в кино, театр и т. д.
Ценным в системе нравственно-эстетического воспитания учащихся является организация классных кружков силами родителей, которые имеют способности к художественному творчеству. Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, с учителями, ребенок многому у них учится. Младший школьник, как и дошкольник, склонен к подражанию. Он копирует речь, манеры поведения, вкусы, привычки взрослых. Если и в классе, и дома ученик будет находиться в атмосфере творческой увлеченности, у него сформируется потребность действовать «по законам красоты», вносить красоту в повседневную жизнь.
Таким образом, правильно сложившиеся отношения учителя с семьей дадут возможность полноценному раскрытию нравственно-эстетических способностей младших школьников.
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
4.1. Компоненты семейного воспитания
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
4.2. Функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
- информационная,
- воспитательно-развивающая,
- формирующая,
- охранно-оздоровительная,
- контролирующая,
- бытовая.
Задачи взаимодействия:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-диагностической деятельности: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
4.3. Дифференцированный подход в работе с родителями
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
- семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
- семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
- конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
- внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
- неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
4.4. Методы и формы совместной работы с родителями
Методы изучения семьи: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Во многих школах родители – частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
- Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
- Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
- Профессиональный задел педагога – знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).
- Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
- Главные показатели родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.