Файл: Мерчандайзинг как система активного продвижения товаров к покупателю в организации коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние несколько лет потребитель находится под постоянным воздействием со стороны производителей и продавцов товаров, борющихся за его внимание. Магазин представляется производителям очень хорошим местом для презентации и продажи своего товара. Ведь согласно различным источникам исследований и наблюдений, процент принятия решения в магазине составляет 65-70%; в кассовой зоне, так называемые, «незапланированные покупки» могут составлять 89%.

У каждого производителя и продавца, есть своя задача - выделить и продать продукты из тысячи подобных. Поэтому, для этогосоздают различные виды выкладки товара, размещения рекламных pos- материалов, дизайна, проведения специальных акций по продвижению товара. Но для продвижения товаров, которые не имеют устойчивого потребительского предпочтения, необходимо применять не только традиционные методы стимулирования сбыта, но и новые, более эффективные, основанные на психологии потенциальных покупателей.

Специалисты по продажам с помощью методов построенных на психологии потенциальных покупателей, стараются добиться того, чтобы покупатель обратил внимание на конкретные товары и воспринимал их в выгодном свете, подталкивая его, тем самым на совершение определенных действий.

Одним из этих методов называют мерчандайзинг, который управляет поведением покупателей и стимулирует росту продаж в магазине.

Мерчандайзинг позволяет установить такой баланс между природной системой человека и комплексом внешних раздражителей, когда в результате всей покупки потребитель обеспечивает наиболее рациональное удовлетворение собственных потребностей.

Целью дипломной работы является разработка совершенствования мерчандайзинга в торговом предприятии, основанных на обобщении теоретических основ и практики.

Данная проблема, актуальна в торговлеи на основе теоретического и практического анализа поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы мерчандайзинга;

2.Проанализировать современное состояние и организацию мерчандайзинга в магазине;

3.Рассмотреть совершенствования мерчандайзинга в магазине.

Объектом наблюдения и исследования является магазин города Москвы

Предметом исследования в данной работе являются процессы и факторы, влияющие на развитие мерчандайзинга в торговой сети.

Теоретической основой дипломной работы послужили изучения отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам совершенствования мерчандайзинга в торговом предприятии.


В работе использовались монографический, статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический методы. В качестве источников информации использовались: нормативно - правовые акты, данные бухгалтерской отчетности, первичные документы и другая оперативна информация.

Глава 1.Теоретические основы мерчандайзинга

1.1 Сущность, понятие и значение мерчандайзинга

Мерчандайзинг происходит от английских слов merchandise (товары, торговля, торговать) и merchandising (изучение проблем спроса, изучение проблем создания, усовершенствования и распределения товаров в связи с изменениями потребностей; технология торговых процессов; презентация товаров на рынке). (Рис.1)

Рис.1

Существует много официальных определений понятия «мерчандайзинг». Наиболее распространенные понятия это:

  • Мерчандайзинг - система организации продаж товара и управления ими.
  • Мерчандайзинг - это маркетинг в точке розничных продаж, или «маркетинг в стенахмагазина».
  • Мерчандайзинг- искусство (технология) выкладки товара.

Все три определения верны;

Первое из них является комплексным и включает в себядва последующих. Мы будем считать, что мерчандайзинг - это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и выгодно (с точки зрения ценности) совершать покупки.

Направления мерчандайзинга

Основные направления к организации мерчандайзинга для торгового предприятия.

1. Ассортиментный подход. Для каждого типа розничного торгового предприятия характерны определенные значения показателей ассортимента (в частности, минимально допустимый набор ассортиментных позиций, которые должны быть у продавца) с учетом установленных руководством предприятия-изготовителя или продавца широты и глубины торгового ассортимента.

2. Количественный подход. В торговом предприятии необходимо поддерживать оптимальный уровень товарного запаса, т.е. такой, который обеспечивает наличие достаточного количества товаров необходимого ассортимента в торговом зале. Кроме того, товары, выставлены в витрине, должны быть в продаже.


3. Управленческий подход. Организация размещения товаров в торговом зале магазина должна основываться на управлении движением покупательского потока и начинаться с планировки торгового зала магазина.

4. Демонстрационный подход. Выбор способов представления товаров в торговом зале магазина, вида товара, упаковки, а также прибыли от товара, имиджа магазина, покупательской аудитории.

5. Коммуникационный подход. Рекламные материалы на месте продажи являются существенной частью коммуникационной политики розничного торгового предприятия и конструктивно-техническим элементом мерчандайзинга.

Стандарт мерчандайзинга - корпоративный документ, который разрабатывается и внедряется для поддержки системы мерчандайзинга в компании. Как и любые правила игры. Стандарт мерчандайзинга необходим, чтобы:

  1. выработать и четко сформулировать все требования к системе мерчандайзинга с учетом специфики товара, особенностей покупательской аудитории, возможностям поставщиков и концепции магазина.
  2. весь персонал компании имел одинаковое представление о том, что и как нужно делать относительно организации системы мерчандайзинга в магазине.
  3. можно было оценить действия сотрудников по поддержанию системы мерчандайзинга в магазине.
  4. не допустить превращения территории магазина в поле битвы различных поставщиков за лучшее место «под солнцем».

Возможность и ограничения мерчандайзинга

Возможность мерчандайзинга:

1)эффективность представление товаров на полках

2)продвижение новых и нужных товаров

3)увеличение числа импульсных покупок и времени пребывания покупателя в магазине

4)завоевание новых покупателей и удержание старых

5)создание конкурентного преимущества и удержание старых

6)возможность рассказать покупателю о потребительских свойствах товара

7)влияние на поведение покупателей (при соблюдении социальных правил и при этической чуткости)

Ограничение мерчандайзинга:

Необходимость помнить, что мерчандайзинг - не панацея. Грамотное использование торгового пространства и правильная выкладка могут увеличить продажу а магазине на 10-20%,но если товар не отвечает потребностям покупателя или проведено неправильное ценообразование ,то мерчандайзинг не поможет улучшить работу магазина.

Ограничения в использование технологий мерчандайзинга

1.Если магазина торгует исключительно дешевыми товарами либо товарами малоизвестных фирм, ориентируясь на экономическую обстановку и конъюнктуру местного рынка. Естественно, что если определяющим фактором покупки является цена, то другие инструменты могут не сработать.


2.Если товар неизвестен на рынке. Мерчандайзингом нельзя заменить брендинг

3.Если стоимость продукции, напротив, очень велика. Чем стоимость товара, тем меньше спонтанно будет покупка. Так, при продаже промышленного оборудования, производственной и сельскохозяйственной технике почти нет смысла тратить деньги на мерчандайзинг, поскольку решение о покупке часто принимается после персонального, иногда неоднократного, общение с продающей стороной.

4.Если товар приобретается покупателями редко (холодильник, машина, дом)

5.Если требуется личный контакт продавца с каждым покупателем и консультативные продажи (сложная техника, автомобили, подбор инвентаря, продажа по каталогу)

6.Если требуется демонстрация товара в действии.

7.Если есть необходимость подгонять продукцию к индивидуальным требованиям заказчика

8.Если ассортимент товара одного типа слишком широк. Это может смутить покупателя, которому в данном случае будет проще отказаться от покупки, чем принять решение. Скорее ему потребуется помощь и совет продавца.

Типичные ошибки в мерчандайзинге

1.Незнание основных правил зонирования и выкладки (делать красиво, но нефункционально – магазин становится похожим на музей, либо делаем функционально, но некрасиво магазин становиться похожим на склад)

2.Желание поэкспериментировать, исходящее за заблуждения, что «мы все знаем лучше»

3.Безвыходная ситуация, когда магазины вынуждены работать с одним видом товара

4.Стремление сэкономить за качество торгового оборудования или плотности расстановки оборудования, выкладки и развески товара

5.Ситуация, когда «сами не знаем, что делать, но пригласили специалиста, вроде хорошего»

6.Неверно составленная ассортиментная матрица – товара или слишком много, или слишком мал, или товар вообще не тот, который спрашивают и ищут покупатели

Инструменты мерчандайзинга (Таблица 1)

Наибольшее распространение получили следующие виды целей( Таблица 2):

Основные задачи мерчандайзинга (Таблица 3)

Элементы маркетинга

Задачи мерчандайзинга

Товар

а) принятие решения об ассортименте товара.

б) создание дизайна новой упаковки

Цена

а) совершенствование и реализация гибкой ценовой политики

б) улучшение поставщиками логистического сервиса для магазина

Совершенствование

а) улучшение видов рекламы

б) размещение рекламных материалов в магазине

в) консультирование по основным видам товара

Персонал

а) профессиональная подготовка кадров


Результатом всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар. (Рис.2)

Что нужно для успешного мерчандайзинга

Для успешной выкладки обуви мерчандайзер, должен понять модное направление сезона: какой цвет, каблук, модель, материал наиболее актуален. Для этого нужно чтобы мерчандайзер чувствовал и понимал покупателя. Например, при ассортиментной коллекции класса бридж (средний ценовой уровень) необходима трехуровневая презентация обуви. Верхний уровень торговых полок заполняется особо модными моделями, продающихся по достаточно высокой цене, со средневысоким и высоким каблуком. Эти полки «предназначены» для покупателей, которые хорошо осведомлены о последних модных тенденциях, уверены в себе и хотят это продемонстрировать окружающим. Средний уровень торговых полок принято называть «золотой полкой». Здесь выкладывается самый коммерчески успешный товар. О психографическом портрете потребителя можно сказать следующее: он ориентируется на свое окружение, готов платить за удобство, стиль, следит за модой и предпочитает среднюю высоту каблука. На нижний уровень торговых полок обычно выставляется удобная обувь на низком каблуке или без каблука. Такая обувь важна для покупателя, привыкшего к комфорту, универсальности, консервативности. Когда с покупателем налажена коммуникативная связь при помощи презентации товара, необходимо сосредоточиться на зрительном формировании экспозиции. В мерчандайзинге существует закон оптимальной протяженности зрительного контакта, при котором фейсинг мелких товаров на торговой полке короче 40 см неэффективен. Исходя из этого, модели обуви класса бридж целесообразно объединять в группы по 2-3 образца, при этом количество блоков на одной торговой полке не должно превышать 5-9 единиц: исследования показали, что человеческий глаз способен зафиксировать в большом ряду однотипных товаров от 2 до 9 объектов. Шаг групп может варьироваться от 0,20 до 0,40 м. В блоках обувь должна соединяться некоторыми признаками: единая конструкция, похожая или различная носочная часть, одинаковая высота каблука, цвет – контрастный либо нюансный и т.п. Чтобы не допустить монотонности в презентации товара, используется так называемый «параллельно-перпендикулярный» способ выкладки. В такой ситуации блоки обуви, чередуясь, выставляются либо параллельно, либо перпендикулярно краю торговой полки. Ракурс моделей для блоков подбирается исходя из конструктивных особенностей обуви (конструкция, фурнитура, отделка).