Файл: Мерчандайзинг как система активного продвижения товаров к покупателю в организации коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы мерчандайзинга
1.1 Сущность, понятие и значение мерчандайзинга
1.2 Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара
Глава 2. Оценка современного состояния магазина
2.1 Характеристика торговой организации (предприятия)
2.2 Организация мерчандайзинга в магазине
2.3 Эффективность мерчандайзинга на примере магазина
Глава 3. Совершенствование мерчандайзинга в магазине
3.1 Оптимизация товарного ассортимента и выкладки товара
1.2 Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара
Планировка торгового зала - это система распределения и расстановки товара и торгового оборудования. От размеров торгового зала и удобства планировки во многом зависят пропускная способность магазина и объем его товарооборота. мерчандайзинг торговый зал товар
Планировки торгового зала бывают(Таблица 4)
Группы помещений в зале (магазине).
В соответствии с процессами торговых технологий формируется структура помещений в магазине и организуется их технологическая планировка. Состав определенных помещений магазина и их размеры определяются его типом и конечно зависят от ассортимента товаров, методов их продажи и видов дополнительных услуг, оказываемых покупателям. В каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, которые обеспечивают осуществление торгово-технологических процессов:
1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают главное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.
2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
3.Подсобные помещения также обеспечивают работу отдельных процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары.
4.Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; помещения для специалистов отдельных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает 5%.
5. Технические помещения включают котельную, холодильные установки, электрощитовую и подобные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет 1–2%.[1]
Зоны торгового зала.
В торговом зале можно выделить три основные зоны:
- входная зона
- зона основного потока покупателей.
- кассовая зона
Входная зона, как правило, отвечает за позитивный настрой покупателя на совершение покупки. Входная зона, должна быть чистой, не захламлена коробками и прочим товаром, для того чтобы покупателю было приятно и удобно заходить в магазин. Важно, чтобы входная зона побуждала покупателя купить что-то прямо сейчас. Для этого в ней располагают товары, внешне привлекательные и желанные: товары-новинки, сезонные товары, привлекательные товары импульсного спроса или товары по специальной цене и акции.
Зона основного потока покупателей- самая главная точка в торговом зале. Планировка основного потока должна быть тщательно продумана, для того чтобы покупатель обошел все категории товаров по всему периметру торгового зала, так как от этого зависит товарооборот магазина.
Кассовая зона- это «горячее» место, то есть, завершающее. Многие магазины, использует метод небольшой очереди, для того чтобы покупатель отдохнул, расслабился и купил что-нибудь еще. Именно для этого в прикассовой зоне располагаются сопутствующие товары.
Покупатели, входящие в торговый зал хотят идти и идут прямо, тяготея поворачивать налево. Это связано с физиологическими особенностями человека. Просто шаг правой ноги длиннее, чем левой, поэтому, на некотором расстоянии, человек автоматически поворачивает налево.
Согласно, привычек чтения (слева направо и сверху вниз) покупатели осматривают и берут товары, замечая лучше те, которые находятся на уровне их глаз.
Мужчины и женщины ведут себя по-разному. Мужчины лучше замечают товары на верхних полках, т.к. сильный пол привык смотреть вдаль, и совершенно не замечают ничего «под носом», а женщины наоборот, детально видят близко расположенные товары и плохо замечают что-то вдалеке. В зависимости от того, на чем специализируется магазин, и кто его основные покупатели, товары должны располагаться по-разному».
Поэтому, выкладка товаров предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений и желаний.
В мерчандайзинге различают следующие виды выкладки товара:
Выкладка по товарным группам. Этот вид выкладки означает выкладку товара одной товарной группы всех изготовителей. Например, сыр плавленый разных заводов или мороженое разных торговых марок.
Выкладка товара по производителям или торговым маркам. Этот вид выкладки означает выкладку всех наименований одного изготовителя единым блоком в рамках определенного отдела \ секции. Например, разные сорта и виды соусов одной торговой марки.
Вертикальная выкладка. Однородные товары размещают вертикально в несколько рядов по всей длине оборудования
Это хороший показ товаров, удобный покупателям любого роста. Товары маленького размера располагаются на верхних полках, на самой нижней полке размещается товар больших размеров или более дешевый.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Например, магазины,где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую - творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
Горизонтальный способ выкладки. Этот способ предусматривает расположение однородных товаров вдоль по всей длине оборудования, на одной- двух полках.
Имеет два варианта:
1) По виду товара:
- полка - томатные соусы;
- полка - прочие соусы;
- полка - майонезы;
2) По торговой марке:
- полка - соусы торговой марки - 1;
- полка - соусы торговой марки - 2;
- полка – соус торговой марки – 3;
Палетная выкладка - выкладка одного наименования товара в большом количестве на поддоне, иногда прямо в прозрачной упаковке, с обязательной крупной табличкой с указанием цены и названия товара.
Палетная выкладка очень эффективна, позволяет быстро распродать товар, даже не очень ходовой. Этот вид выкладки используют в качестве дополнительной точки продажи. Широко используется в супермаркетах.
Многотоварная выкладка - одноместное размещение различных товаров и изделий, обычно связанных между собой (например, сумки, кошельки и платки)
Выкладка товаров «навалом»- осуществляется с помощью различного типа емкостей или базовых стендов. Для этого, используют магазинные тележки, проволочные контейнеры, корзины, бачки, столы. В основном этот метод используется при распродажах. Например, праздничные наборы к Новому году. Требуется применение вывески с указанием названия товара и цены.
Работа по размещению товаров на прилавках и других средствах выкладки, а также способы их презентации, должны все время совершенствоваться и улучшаться.
4 основных способа расстановки моделей обуви в торговом зале
- По маркам
- По размерам
- По коллекциям
- По категориям
Расстановка обуви по маркам
Этот метод используют в обувных магазинах средней ценовой категории, так как покупатель весьма слабо ориентируется в брендах обуви экономкласса. Широкую известность приобрели очень не многие марки обуви, например, Salamandra, Gabor, Ecco, Timberland, Monarch и многие другие. Часто эти бренды можно купить в монобрендовых магазинах (название марки обуви совпадает с названием магазина). Большинство же обувных брендов известны только оптовым покупателям и менеджерам обувных компаний-ритейлеров. Поэтому выкладка обуви по маркам не будет эффективна.
Если в магазине присутствует какой-либо узнаваемый бренд, то можно акцентировать на нём внимание покупателя с помощью POS-материалов, так как оформительные элементы для марочного корнера, как правило, отличаются от общего оформления магазина, вы создадите shop-in-shop («магазин в магазине»).
Выкладка обуви по размерам
Для такой расстановки требуется торговое помещение большой площади. Выкладка обуви по размерам применяется в дисконт-магазинах, когда остаются нераспроданные пары. Такая выкладка удобна для потребителя: ему не требуется помощь продавца в подборе обуви необходимого размера. При данной выкладке важно, чтобы разбивка обуви по размерам была хорошо заметна при входе в помещение.
Минус такого способа выкладки товара состоит в том, что если покупатель точно не знает, обувь какого размера ему будет впору (например, размер «плавает»), то он будет переходить от одной стойке к другой, а модели нужного фасона в данном размере может не оказаться. Также к недостаткам можно причислить то, что большая площадь торгового зала означает высокую арендную плату.
Расстановка обуви по коллекциям
В обувном магазине коллекцией считается обувь, объединённая по дизайну, цветовой гамме (например, обувь My Little Pony, Transformers, Cars, Monster High, Winx). Такой метод раскладки поможет клиенту выбрать обувь лишь по цвету, но не по фасону. Обувь может быть дополнена сумками, перчатками, шарфами, шляпами, ремнями и т. п. При этом обувь и аксессуары должны быть идентичными как по цвету, так и по стилистике. Не следует подбирать к одной паре обуви несколько сумок, шарфов или любых других аксессуаров, так как обувь в этом случае будет оттеснена на второй план.
Выкладка по коллекциям оправдана, когда аксессуары составляют существенную часть товаров в магазине. Часто товар выкладывают по коллекциям в магазинах, где цены чуть выше среднего в расчёте на покупателя, который может позволить себе купить к паре обуви сумку или перчатки.
Выкладка обуви по категориям
Покупатель, как правило, приходит в обувной магазин с конкретной целью. Ваша задача как продавца - помочь клиенту эту цель реализовать, решить его проблему. Например, юная покупательница собирается на выпускной бал и ищет вечерние туфли на высоком каблуке. Мать подыскивает сыну, младшему школьнику, обувь на предстоящий учебный год. Модница мечтает о ботильонах - последнем писке моды. Кому-то нужны демисезонные сапоги, потому что старые изрядно истрепались. Примеров можно привести множество.
Итак, чтобы понять, по какому принципу раскладывать обувь, нужно, прежде всего, понять проблему покупателя, его потребность в настоящий момент. Таким образом, обувь в магазине может быть разложены по следующим критериям: вечерние туфли на «шпильке», туфли из замши и нубука, туфли и ботинки на низком каблуке, резиновые сапоги и т. д. Категории, пользующиеся более высоким спросом, лучше расположить в более заметных местах. Новинки рекомендуется поместить на виду и понаблюдать за реакцией покупателей. Не лишним при этом будет использовать кросс- мерчандайзинг, то есть гармонично дополнить новинку каким-либо интересным аксессуаром. Например, к паре элегантных вечерних туфель на высоких «шпильках» приложить такого же цвета и оформления клатч/театральную сумочку.
Таким образом, правильная выкладка и расстановка товара влияет на восприятие человека и побуждает его к не запланированной покупке, так и на увеличение продаж.
Существую законы восприятия:
1.Закон «Фигуры и фона»: один объект ярко выделен на фоне других. Этот закон применяют, если хотят привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание.
2. «Уровень глаз»: наибольшая сосредоточенность внимания приходится на уровень глаз, поэтому продвигаемый товар нужно расположить именно там, чтобы человек его не искал и в любом случае его увидел.
3. «Мертвая зона»: это нижний левый угол, поэтому нижние полки должны занимать либо редко покупаемые позиции, либо крупные упаковки, либо товар целенаправленного спроса.