Файл: Мерчандайзинг как система активного продвижения товаров к покупателю в организации коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы мерчандайзинга
1.1 Сущность, понятие и значение мерчандайзинга
1.2 Планировка и зонирование торгового зала как стратегия выкладки товара
Глава 2. Оценка современного состояния магазина
2.1 Характеристика торговой организации (предприятия)
2.2 Организация мерчандайзинга в магазине
2.3 Эффективность мерчандайзинга на примере магазина
Глава 3. Совершенствование мерчандайзинга в магазине
3.1 Оптимизация товарного ассортимента и выкладки товара
4. «Закон переключения внимания»: если взгляд не фиксирует привлекательный для себя объект, то внимание переключается на другое пространство в поисках товара, поэтому нельзя располагать товар в строгую линеечку, так как человек просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого (за исключением тех, кто ищет конкретный товар).
5. «Закон группировки»: товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. Товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки и по цене. Это позволяет задержать внимание покупателя на товаре и, соответственно, стимулирует покупку (в магазинах часто товар располагается иначе).
6.Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше.
7.Закон наилучшей выкладки. У каждой продукции есть «удачные» и «неудачные» стороны, например, крышка NIVEA Creame, которая так хорошо известна покупателям. Выкладка «удачной» стороной ускоряет процесс распознавания покупателем продукции.
8.Закон оптимальной протяженности зрительного контакта. С помощью этого метода можно достигнуть внимания на продукцию (фейсинг, от английского "facing", - специальный термин "лицевая часть упаковки товара) составляет 30 см., если фейсинг слишком длинный, то внимание покупателя снижается.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
- Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
- Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть доступными для покупателей.
- Приемочные помещения нужно располагать рядом с помещением для хранения товаров.
- Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать наиболее короткий путь движения товаров в торговый зал.
- Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; служить для оптимального использования площадей, создания необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.
- Планировка должна обеспечить максимальное рассмотрение выложенного товара и способствовать лучшей видимости ассортимента, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все определенные товары.
Планируя технологическую планировку магазина, необходимо предусматривать, что по своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на следующие основные зоны:
- площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, включает, в себя установочную площадь оборудования, предназначенного непосредственного для размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.);
- площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца). Включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.
- площадь проходов для покупателей включает площадь для проходов покупателей между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.
Осуществлению технологической планировки должна следовать разработка плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования.
Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе.
1.3 Внешний вид магазина
Внешний вид магазина это его дизайн, то есть имидж. Чтобы увеличить продажи, розничный торговец должен полностью изучить свой магазин и сформировать имидж, который удовлетворит социальные нужды общества. Каждый день занятые покупатели пробегают мимо магазинов, кидая мимолетные взгляды на витрины и оценивая внешний облик, чтобы решить, в какой из них войти. Внешний облик магазина должен четко и быстро указывать на его сущность, иначе клиенты пройдут мимо в поисках другого места для покупок.
Для создания дизайна магазина важно учитывать следующее:
- характеристику целевой группы покупателей вашего магазина: пол, возраст, уровень дохода и т.д.;
- стиль жизни целевой группы: вкусы и интересы, манера одеваться и вести себя в обществе;
- ожидания целевой группы посещения магазинов вашего профиля.
Имея ответы на эти вопросы, уже намного легче определить, каким должен быть магазин внешне.
К составляющим внешнего образа магазина относятся следующее.
Название - нужно дать такое, чтобы оно легко запоминалось и произносилось для покупателей.
Дизайн и оформление витрин - хорошо, когда магазин обладает особым, несравнимым внешним видом, тогда его образ запомнится, и долго будет храниться в памяти покупателя.
Говоря о дизайне, следует особо выделить:
- фасад;
- вывеску;
- витрину.
Фасад. Существует два понятия дизайна «открытости» и «закрытости» магазина для покупателей: кого вы хотите привлечь, а кому вы не будете рады. Если магазин предназначен для покупателей с высоким уровнем дохода, дизайн магазина должен говорить о том, что магазин не для всех. Оформление витрин должно указывать на социальный статус покупателя и стоимость товара, а двери, скорее всего, нужно держать закрытыми. Независимо от того, какой дизайн фасада вы выбрали, существует единое правило для любого магазина: ремонт и покраска фасада должны проводиться регулярно.
Вывеска- это самое главное в оформление магазина. В большинстве случаев покупатель практически всегда читает вывеску, рассматривает ее, старается запомнить.
Витрина магазина-видим то, что нам хочется, то чего мы желаем ...
При оформлении витрин необходимо учитывать, на каком расстоянии от магазина будут перемещаться основные потоки покупателей. При расстоянии в несколько метров стоит использовать всю площадь витрины. А если покупатели проходят в непосредственной близости, то наибольшее внимание они будут обращать на нижнюю часть витрины.
Не рекомендуется перегружать витрину, так как простые, лаконичные образы без лишних деталей работают гораздо эффективнее, поскольку быстрее и лучше запоминаются. Не стоит размещать в витрине мелкие предметы, которые трудно разглядеть с нескольких метров. Лучше выбрать виниловые баннеры с крупным изображением мелкого товара.
Витрины могут подразделяться на «моновитрины» (выставляется один вид товара) и «стереовитрины» (выставляется несколько групп товаров).
К основным подходам к оформлению витрин относят:
1. Текстово-цветовой. Располагается не сам товар, а только текстовые элементы рекламы, цветовое оформление, различные фигуры цветов, выполненные из различных материалов;
2. Композиционный подход. Композиция состоит из объемных декоративных элементов, иногда из муляжей или увеличенных изображений товаров, но не сами товары;
3. Цветочный подход, это декоративная зелень, светильники, цветы;
4.Товарный подход, означает размещение самого товара с декоративными элементами.
Желательно использовать сочетание различных видов витрин, но таким образом, чтобы полученный результат не был безвкусным.
К коммуникационным средствам выкладки товара относят:
1. воб - леры (ярлыки)- рекламные изображения, которые крепятся к полке, для выделения акций; (Приложение3)
2. шелф-токеры - картонные или пластиковые панели, прикрепляемые к прилавкам, полкам, предназначены для выделения торгового ряда товаров одного бренда, ценники с логотипом товара; (Приложение4)
3.ценники - они несут определенную информацию (цена или какие-либо свойства товара). (Приложение 5). Ценники привлекают к себе внимание, если выполнены в яркой цветовой гамме. Так, многие точки продаж используют желтый цвет для товаров со скидкой или участвующих в акции и специальных предложениях, красный для новинок и т.д. Покупатели реагируют на данное различие в цвете, при этом используется принцип «заметят ценник - заметят и товар».
Очевидно, что внешний дизайн играет важную роль в создании образа и имиджа магазина в глазах покупателей, но немаловажную роль при этом играет внутренний дизайн.
Внутренний дизайн магазина должен отвечать следующим требованиям:
- простота;
- целостность;
- максимально эффективная демонстрация товара;
- обеспечение комфортного движения покупателя от одной группы товаров к другой.
Разрабатывая дизайн магазина необходимо создать у покупателей предрасположенность к покупкам, поэтому необходимо учитывать факторы, которые будут влиять на покупателя в магазине.
Факторы, воздействующие на покупателя в магазине:
- освещение;
- использование цветов и цветовых сочетаний при оформлении интерьера магазина;
- звуки и музыку;
- запахи.
Безусловно, если дизайну интерьера не уделяется внимания, то дизайн оборудования - единственное, что будет отличать ваш магазин от других. Но при этом необходимо также учитывать, что промышленный дизайн оборудования делает очень похожим друг на друга витрины, и, таким образом, у вас появляется еще один обычный магазин, - такой же, как у ваших конкурентов.
Для этого, нужно вкладывать большие средства в дизайн магазина и это поможет сделать его единственным, неповторимым и запоминающимся, а также позволят сэкономить средства при подборе наиболее экономичного холодильного и торгового оборудования.
Глава 2. Оценка современного состояния магазина
2.1 Характеристика торговой организации (предприятия)
Магазин, специализирующийся на продаже обуви и аксессуаров для женщин. Постоянными покупателями магазина являются девушки и женщины в возрасте от 18 и до 60 лет.
Магазин предлагает своим покупателям:
- обувь от европейских производителей
- обувь фирменных торговых марок, таких как«AllaPugacheva», «RiaRosa», «RiaRosaClassic», «DeMarche»;(Приложение 6)
- Выгодные условия для покупок;
Коллекции модной обуви, сумок и аксессуаров которые представлены в магазине, производятся в Италии, Бразилии, Китае. Широкий ассортимент товара позволяет выбрать обувь как модную, так и повседневную. Каждый сезон модельный ряд обновляется в зависимости от тенденций моды и востребованности на рынке.
В магазине также можно купить ортопедическую обувь и все сопутствующие товары к ней. Свой наряд можно дополнить не только обувью, но и модной сумкой из разных коллекций.
Также в магазине можно купить товары по уходу за обувью, различные водоотталкивающие спреи, стельки, шнурки для обуви.
В магазине работают продавцы-консультанты, имеющие большой опыт работы в розничной торговле. Они всегда найдут индивидуальный подход к каждому клиенту, окажут помощь и проведут консультации в оптимальном выборе обуви.
2.2 Организация мерчандайзинга в магазине
Организацией составления планограмм и расстановки товара в магазине, занимаются, ведущие специалисты, мерчандайзеры.
Каждые две недели в магазин в электронном виде поступают планограммы, в соответствии с которыми должен быть предоставлен товар покупателям.(Приложение 7)
С помощью мерчандайзинга обувь следует показать так, чтобы продемонстрировать все преимущества товара через дизайн магазина, бренда или места продаж, через дизайн и идею торгового оборудования для обувного магазина, и грамотного размещения товара. Уровень эффектной «подачи» обуви через правильный расстановку оборудования и выкладку позволит покупателю легко принять решение о покупке высокой стоимости,
Каждый покупатель желает купить лучший товар. А лучший товар - всегда хорошо заметен. Он не просто занимает место в магазине, он выделен светом, цветом, расположением, наличием свободного пространства вокруг, уникальными особенностями торгового оборудования и т.д.