Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскные мероприятия: теоретический аспект
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий (общие положения)
1.2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Введение
Совершенствование оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное исследование всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Важнейшими структурными элементами оперативно-розыскной деятельности выступают оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
Термин «оперативно-розыскные мероприятия» многократно упоминается в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» других федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Однако законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других юридических терминов.
К сожалению, по рассматриваемому вопросу нет достаточной ясности и точности в юридической литературе. Это обстоятельство не может не отразиться на восприятии практиками сущности и содержания ОРМ. С учетом того, что ОРМ в Российской Федерации полномочны осуществлять различные правоохранительные органы и спецслужбы, проблема единообразного понимания и толкования ОРМ и, следовательно, законности оперативно-розыскной деятельности перестает быть сугубо научной. Она актуальна не только для конкретного оперативного работника, но также для каждого, кто вольно или невольно вовлечен в сферу функционирования оперативно-розыскных органов (ОРО), кто становится субъектом оперативно-розыскных правоотношений.
Выделение и изучение ОРМ как определенного комплекса действий в системе ОРД обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач ОРД.
Поэтому можно с уверенностью говорить о непосредственном и существенном влиянии на эффективность ОРД широкого и правильного применения разрабатываемых теорией ОРД рекомендаций по проведению ОРМ, а также необходимости использования в ходе их осуществления накопленного практического опыта и современных достижений науки и техники.
Настоящее исследование предпринято в целях оценки развития оперативно-розыскного законодательства которое является важным условием и насущной практической задачей, от успешности решения которой зависит эффективность ОРД, поддержание режима законности и правопорядка в стране.
Объектом работы являются нормы законодательной регламентации ОРД и, в частности, институт ОРМ, направленный на получение, фиксацию и проверку фактических данных, имеющих значение для решения задач ОРД, является одной из актуальных научных проблем.
В качестве предмета исследования выступает оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Основными задачами исследования, в соответствии с поставленной выше целью, являются описание и анализ норм, осуществляющих правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения цели исследования решались следующие вопросы:
- изучение действующего законодательства России, связанного с оперативно-розыскной деятельностью.
- анализ различных видов оперативно-розыскных мероприятий;
- выявление и анализ проблем, при применении различных видов оперативно-розыскных мероприятий, связанных с защитой интересов граждан и государства.
В процессе работы использованы современные положения теории познания общественных процессов и явлений.
Теоретико-нормативной основой курсовой работы послужили: Конституция Российской Федерации, Международные правовые акты, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017), «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) (устанавливает базовые положения осуществления ОРД), «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017), Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции», Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О Федеральной службе Безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017, иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных юристов: Бавсун М. В., Белкин А. Р., Винокуров А. Ю., Гриненко А. В., Дубоносов Е. С., Егоров Н. Н., Есина А. С., Жук О. Д., Иванов Н. Г., Лапин Е. С., Николаев П. М., Русанов Г. А. и других авторов. Учебники вышеперечисленных авторов имеют Гриф УМО, изданы Издательством Юрайт в 2018 годах. Ресурс электронной библиотеки представлен книгами издательства «Юрайт» в большинстве своем это учебники и учебные пособия от ведущих научных школ с соблюдением требований ФГОС. ЭБС «Юрайт» предоставляет доступ к учебникам по юриспруденции. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/
1. Оперативно-розыскные мероприятия: теоретический аспект
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий (общие положения)
Механизм осуществления ОРД реализуется посредством оперативно-розыскных действий. Одним из видов этих действий являются ОРМ.
Оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) — это закрепленные в оперативно- розыскном законе действия, в рамках осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач оперативно- розыскной деятельности (далее ОРД).
Приведенное определение имеет доктринальный характер, пишет А. В. Гриненко, [10 с. 216] поскольку общего определения понятия ОРМ в Закона об ОРД (равно как и конкретных ОРМ) не дано, что не способствует единообразному толкованию норм оперативно-розыскного закона. И это несмотря на то что их определения даны в ст. 1 Модельного закона от 16 ноября 2006 г. № 27-6 «Об оперативно-розыскной деятельности», принятого на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.
Так, Н. Н. Егоров, поддерживая позицию Е. П. Ищенко, пишет, что [15 с. 144] законодательное закрепление ОРМ обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых правонарушений.
Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ. Проведение повторного (в отношении одного и того же объекта) ОРМ должно быть обоснованно и мотивированно, в том числе новыми основаниями и целями [37].
ОРМ имеют ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, т.е. в ходе их проведения реализуются принципы конспирации, сочетание гласных (открытых), негласных и негласно-гласных (смешанных с зашифровкой) методов и средств; используются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; применяется преимущественно негласный режим работы оперативно-розыскных органов. Зашифрованными ОРМ являются те, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается до определенного момента под видом гласных действий иного, отвлекающего характера и содержания.
По мнению А. Ю. Винокурова, Ю. Е. Винокурова [9 с. 144] ОРМ организуются и проводятся только теми специальными субъектами, которые являются должностными лицами органов, полномочных осуществлять ОРД. Поэтому, например, участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовых служб, дорожно-патрульных служб и других гласных служб МВД России, и кроме этого лица, осуществляющие частную детективную деятельность, не могут проводить ОРМ. При этом надо отметить, что вместе с лицами оперативно-розыскных органов, проводящих ОРМ, могут участвовать и сотрудники иных подразделений правоохранительного органа, не являющихся оперативными, а кроме того специалисты, иные лица, оказывающие содействие в реализации задач ОРД, участвующие в подготовке и (или) проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по поручению оперативных работников.
Данные об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну. Приемы, методы, способы и порядок осуществления ОРМ не подлежат оглашению.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что ОРМ следует строго отличать от следственных действий. «Основное отличие ОРМ состоит в том, что его результаты, т.е. оперативная информация, не имеют доказательственного значения, хотя, конечно, в результате ОРД нередко возможно установить (познать) обстоятельства расследуемого преступления. Однако преступление в результате ОРД не считается раскрытым, так как раскрытие преступления осуществляется только в ходе следственных действий (криминалистической деятельности как процесса познания и уголовно-процессуальной как процесса доказывания)».
1.2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
Конкретные виды ОРМ, допускаемые к проведению в процессе ОРД, даны исчерпывающим перечнем в ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. Содержание любого ОРМ составляют два взаимосвязанных компонента: нормативно правовой и организационно-тактический, а поскольку второй компонент является государственной тайной, то нами будет рассматриваться только юридическое содержание каждого из этих ОРМ.
Опрос — это ОРМ, представляющее собой специальную беседу с лицом, которое обладает или может обладать информацией, имеющей значение для решения задач ОРД.
С. Г. Кехлеров, О. С. Капинус, А. Ю. Винокуров утверждают, что [19 с. 311] опрос строится в форме непринужденной беседы: -»Не для протокола», — говорят собеседнику. В такой доверительной беседе удается получить сведения, которые заслуживают внимание с оперативно-розыскной точки зрения, как в отношении неизвестных правоохранительному органу преступных действий самого опрашиваемого, так и в отношении иных лиц.
Как в ходе подготовки, так и во время проведения опроса гласно или негласно (т.е. по смешанной форме оказания содействия оперативнорозыскному органу), может задействоваться лицо, владеющее определенными языками, знание которых необходимо для перевода либо понимающих знаки глухих и (или) немых (т.е. переводчик).
Сам факт пишет А. В. Гриненко, что [11 с. 229] лицом интересуется оперативно-розыскной орган, выставляет этого человека в неблаговидном свете, порочит его. Поэтому оперативникам и приходится представляться работником той или иной сферы, которая ничего общего с вопросами деятельности правоохранительного органа не имеет. Тактически строят беседу таким образом, чтобы опрашиваемый не догадался, что именно интересует опрашивающего и кому необходима соответствующая информация.
Запрещается проведение опроса обвиняемого, пишет Е. С. Дубоносов, [12 с. 316] находящегося под стражей (даже по поручению следователя) без разъяснения ему права на отказ от дачи показаний и на возможность участия в проводимом опросе адвоката. Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 211-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского Константина Олеговича на нарушение его конституционных нрав ч. 1 ст. 127 УПК РСФСР, п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»«. Заметим, что вопрос допуска адвоката к участию в ОРМ никак не урегулирован.
Однако в Определении Конституционного Суда РФ от 9 нюня 2005 г. № 327-0 сказано, что лицу, в отношении которого проводятся ОРМ в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления, должна предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, если таковая не исключается необходимостью обеспечения режима секретности, соблюдения требований оперативности и конспиративности [17 с. 356]. Отсюда следует, что сотрудники оперативно-розыскных органов не только обязаны разъяснить право на квалифицированную юридическую помощь лицу, в отношении которого проводится гласное ОРМ, но и, естественно, не могут отказывать в допуске адвоката, если такой прибыл на место проведения ОРМ. Опрос подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, не может подменять собой допроса этого лица следователем об обстоятельствах совершенного им преступления.
При осуществлении опроса сбор фактических данных, пишет Е. С. Дубоносов, [12 с. 315] имеющих значение для решения конкретной задачи ОРД, может происходить посредством выведывания — совокупности приемов сбора сведений с зашифровкой истинной цели от субъекта выведывания, при котором опрашивающий в процессе беседы оказывает на опрашиваемого целенаправленное психологическое воздействие, при этом не задавая прямых вопросов, побуждая субъекта выведывания сообщить данные, как правило скрываемые опрашиваемым от окружающих.