Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оперативно-розыскные мероприятия: теоретический аспект
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий (общие положения)
1.2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Контролируемая поставка может осуществляться как внутри одной страны, так и на территории нескольких государств на основании Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 года), вышеназванными Конвенцией ООН 2000 года и Планом совместных действий ЕС и России в борьбе с организованной преступностью 2000 года считает Е. С. Дубоносов [12 с. 355].
В Конвенции ООН 2000 года говорится, что контролируемая поставка наряду с электронным наблюдением и агентурными операциями относится к специальным методам расследования, которые осуществляются компетентными органами государств-участников Конвенции в пределах своих возможностей и на условиях, установленных внутренним законодательством, с целью ведения эффективной борьбы с организованной преступностью. В этой же Конвенции дано определение контролируемой поставки, как метода, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома или под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.
А. Г. Филиппова считает, что предметом контролируемой поставки, например, могут быть: наркотики, психотропные вещества, оружие, боеприпасы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, культурные ценности, драгоценные камни и металлы, стратегическое сырье, а также любые товары, составляющие предмет официального коммерческого договора [21 с. 388].
Контролируемая поставка проводится на основании мотивированного постановления, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД, в случае, если объектами ОРМ являются предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (ч. 7 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»). Не требуется вынесение постановления на проведение данного ОРМ применительно к другим объектам.
Е. С. Лапин считает рассматриваемое ОРМ, как правило, проводится по комплексному плану, утверждаемому руководителем органа, являющегося его инициатором, и согласованному с руководителями других органов исполнительной власти, привлекаемых к его реализации. В плане указываются: поставленные цели и задачи, используемые силы и средства, мероприятия по обеспечению легенды и конспирации участников, предполагаемые финансовые расходы, мероприятия по документированию преступных действий, порядок использования полученных результатов. При этом в планах и постановлениях на проведение этого ОРМ запрещается указывать сведения о личности привлекаемых к его осуществлению штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие [22 с. 231].
Результаты контролируемой поставки оформляются в зависимости от достигнутых целей и решенных задач, а также от того, кто проводил ОРМ: рапортом, справкой, доверенностями, приходно-расходными и другими документами, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, иными физическими носителями информации, которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.
По мнению Е. С. Лапина оперативный эксперимент - это ОРМ, заключающееся в конспиративном воссоздании отдельных обстоятельств (условий, обстановки) противоправного события и совершения опытных действий, необходимых в целях пресечения преступлений, выявления лиц, их готовящих или совершающих, а также проверки версий и полученной информации о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых фактических данных о противоправной деятельности [22 с. 234].
Конспиративность оперативного эксперимента означает маскировку его цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента очень узкого круга оперативников.
Например, бывает, что фигурант готовит то или иное преступление и оперативно-розыскному органу об этом стало известно, к примеру через агентов; в этом случае при определенных условиях, в том числе при обеспечении безопасности третьих лиц, этому фигуранту может быть оставлена возможность довести свое намерение до конца под фактическим контролем оперативников.
По мнению П.П. Дашкова [34 с. 33] рассматриваемое ОРМ заключается в непроцессуальном проведении специальных опытных действий, содержание которых может включать создание, воссоздание и использование условий для проявления криминальных намерений заподозренных лиц, обнаружения предмета преступления (установления негласного контроля за предметом преступления), обнаружения орудий и средств совершения преступления, а также для проверки оперативных данных. Например, к таким опытным действиям могут относиться контролируемое перемещение предмета взятки от участника ОРМ к лицу, вымогающему взятку; установление предметов преступления (природные драгоценные камни, радиоактивные материалы, ядовитые вещества, наркотические средства, поддельные деньги и т.д.), которые представляют интерес для посягающих, с последующим контролем за этими предметами.
Эксперимент может заключаться и в постановке опытных действий психологического характера, например, проверка реакции заподозренного лица на демонстрируемые предметы, видеозапись, фотографические снимки и т.д.
Е.В. Глухова, А.Б. Сергеев считают, что условия проведения эксперимента не должны провоцировать (подстрекать) лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей правомерным путем, лишении возможности избирательности поведения [33 с.24].
Если в ходе эксперимента заподозренное лицо совершает преступление, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по предусмотренной нарушенной этим лицом уголовно-правовой норме.
Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, - актом оперативного эксперимента, который по своей форме и содержанию в допустимых пределах должен соответствовать требованиям приложения 107 к ст. 476 УПК РФ, без указания сведений, составляющих государственную тайну. К акту приобщаются физические носители информации, полученные в результате видео-, аудиозаписи, фото-, киносъемки и т.д., которые могут использоваться в процессе доказывания [32 с. 673].
Результаты оперативного эксперимента могут быть использованы для возбуждения уголовного дела и доказывания по нему, для определения тактики проведения ОРМ, для определения тактики производства следственных действий.
2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
В Законе об ОРД одним и тем же термином названы «основания для осуществления ОРМ» и соответствующее формально определенные «поводы к осуществлению ОРМ».
Под основанием для проведения ОРМ понимают сведения о фактах (информация), достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может иметь характер версии, основанной на фактических данных [33].
Появления фактических данных (сведений о них), являющихся основанием для проведения ОРМ, могут быть различными. Так, в процессе ОРД происходит накопление так называемой попутной информации, которая изначально не имеет отношения к данным исследуемым событиям (т.е. накапливается информация, выходящая за пределы первоначальных целей проведения ОРМ), но в процессе ее сопоставления возможно получение качественно новой информации, которая требует проверки путем осуществления дополнительных ОРМ. В таких случаях проведение ОРМ будет всегда являться обоснованным [36].
Не исключают оснований (обстоятельств) для проведения ОРМ и следующие случаи:
1) если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст. 24 УНК РФ);
2) если ставшие известными оперативно-розыск- ному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных законом к делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего (дела часто-публичного обвинения);
3) если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственной или муниципальной, не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества и государства и потому дело возбуждено по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. Например, во втором случае оперативным путем могут устанавливаться обстоятельства, связанные с невозможностью потерпевшим защищать свои права и законные интересы, когда руководитель следственного органа, следователь или дознаватель с согласия прокурора возбудил дело частно-публичного обвинения из-за того, что в силу каких-либо причин не позволило самому потерпевшему сделать заявление о преступлении; в третьем случае ОРМ могут проводиться потому, что необходимо установить, имело ли место причинение вреда только данной организации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства [23 с. 231].
По своему происхождению информация (фактические данные), являющаяся основанием для проведения ОРМ, может быть получена в рамках уголовного процесса, в ходе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и неоперативно-розыскным путем [41].
В ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД перечислены общие основания, позволяющие оперативно-розыскным органам осуществлять любые из перечисленных ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД ОРМ.
Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ названо наличие возбужденного уголовного дела. При этом не имеет значения, кем (органом дознания, дознавателем или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Факт возбуждения уголовного дела свидетельствует о появлении таких сведений о фактах, которые достаточны для его возбуждения, что в равной степени свидетельствует о наличии обстоятельств, побуждающих к проведению ОРМ, и необходимости проверки для подтверждения (или опровержения) и реализации этих сведений в виде проведения ОРМ и следственных действий [22 с. 249].
Вторым общим основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения (поступившая к ним информация):
1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Под деянием, пишет Е. С. Дубоносов, [12 с. 326] как известно, понимают преступление. Под ставшими известными сведениями следует понимать известия, сообщения или иную информацию, в результате которых у оперативно-розыскного органа сформировалось знание, предположение или представление о событиях, фактах и (или) лицах, представляющий оперативный интерес. В этой ситуации нет достаточных данных для решения о возбуждении уголовного дела, но наличествует необходимость собрать дополнительные фактические данные путем проведения ОРМ для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 и от 22 апреля 2005 г. № 198-0, если в ходе ОРД обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, проведение ОРМ в силу ст. 2 и ч. 4 ст. 10 Закона об ОРД должно быть прекращено;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России.
Осуществление ОРМ применительно к обеспечению безопасности имеет превентивный, стратегический, глобальный характер;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания [35].
Розыск лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач ОРД (ст. 2 Закона об ОРД). Основанием для проведения ОРМ в целях решения этой задачи следует рассматривать, в первую очередь, поручение следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38, ст. 210 УПК РФ. При этом следует отметить, что об этом поручении известно органу дознания по месту совершения преступления данными разыскиваемыми лицами, поскольку в адрес этого органа направлено письменное поручение. Тем не менее все иные оперативно-розыскные органы могут и должны проводить ОРМ по выявлению названных лиц, исходя из информации, содержащейся в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других подразделений правоохранительных органов. Сведения о разыскиваемых лицах могут быть также получены из оперативно-розыскных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного лица по учетам будет установлен факт его объявления в розыск, то это будет являться основанием для проведения в отношении его ОРМ;