Файл: Кадровая стратегия современной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для реализации названной стратегии организации требуются молодые, активные менеджеры, обладающие гибким мышлением, желающие брать на себя ответственность за управленческие риски, способные долго и много работать, умеющие работать в группах [2, c.217].

Успех данной стратегии в значительной степени основан на потенциале персонала организации или подразделения, которое решило воплотить принципиально новую идею, и получило поддержку со стороны руководства организации.

Руководители персоналом такой организации должны обладать значительной гибкостью мышления и действий и обеспечивать развитие индивидов, высокую степень их участия в управлении проектами.

Прием на работу осуществляется преимущественно из числа молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом и компетенцией. Оценка деятельности производится преимущественно по индивидуальным результатам и мало формализована [5, c.34].

Вознаграждение осуществляется достаточно часто в виде привлечения сотрудников к непосредственному участию в реализации стратегии фирмы, в разработке управленческих решений. Организация создает высокий уровень мотивации сотрудников всеми формами участия в реализации стратегии фирмы, так как существует большая степень зависимости реализации этой стратегии от такого их участия в течение всего периода времени освоения новых изделий [19, c.4148].

Возможности роста и индивидуального развития достаточно важны, так как сама стратегия основана на высоких индивидуальных возможностях личности. Повышение квалификации приветствуется всеми способами.

В рамках стратегии динамичного роста предполагается изменение целей и структуры организации. Задача состоит в нахождении баланса между необходимыми изменениями и стабильностью. Для этой стратегии квалификация, преданность специалистов также являются факторами, определяющими успех. Кроме того, работники должны уметь адаптироваться к изменениям, быстро приобретать недостающую компетенцию в решении соответствующих задач [6, c.20].

Набор специалистов осуществляется из числа наиболее способных работников. Он мало формализован, главное — привлечь высококомпетентных специалистов, в которых фирма действительно нуждается.

Вознаграждение основано на оценке индивидуального труда и на эффективной работе в группе, на анализе группового поведения.

Процедуры оценки, применяемые при данной стратегии, более формализованы, но фактор преданности фирме является далеко не последним при рассмотрении деятельности отдельного специалиста [11. c.32].


Развитие компетенции сотрудников обеспечивается за счет постоянного повышения их квалификации. В связи с расширением сфер деятельности организации существует реальная возможность профессионального продвижения специалистов.

Практика повышения квалификации, продвижения работников достаточно четко структурирована и формализована для того, чтобы развитие персонала соответствовало целям развития фирмы.

Организации, применяющие стратегию прибыли, находятся на стадии зрелости и рассчитывают получать постоянную прибыль при помощи хорошо зарекомендовавшего изделия, освоенных технологий и при отлаженном производстве [8, c.46].

Основная задача организации в данной ситуации — производить больше продукции и минимизировать затраты.

Система управления такой сферой деятельности состоит из четких процедур, правил, ориентированных на регулярный и жесткий контроль, на устранение неуверенности, неопределенности. Преобладает бюрократический подход во всем.

Прием специалистов происходит с использованием стандартных процедур и правил. Отбираются только те специалисты, в компетенции которых заинтересована организация в данный момент [8, c.47].

Для осуществления данной стратегии важно набрать персонал, уже готовый к выполнению своих обязанностей. Участие в управлении не является необходимым и не особенно поощряется, но если происходит снижение прибыли, или ухудшение качества изделия, то возможно применение различных форм привлечения работников к решению возникшей проблемы.

Стратегию ликвидации выбирают организации, у которых все или основные направления деятельности находятся в упадке с точки зрения получения прибыли, положения на рынке, качества изделий [15, c.107].

Персонал фирмы крайне негативно относится к идее внедрения такой программы из-за предстоящих сокращений. При реализации стратегии ликвидации большое значение приобретают социальные меры защиты работников фирмы в виде поиска наиболее безболезненных способов сокращения занятых (переход на неполную рабочую неделю, сокращенный рабочий день, трудоустройство высвобождаемых работников на других фирмах за счет данной организации, внутренние перемещения). Участие персонала в разработке и реализации решений не предполагается.

В создавшихся условиях организация не производит набора специалистов. Вознаграждение работающих осуществляется исключительно в соответствии с должностными окладами, ни каких других форм стимулирования не применяется [15, c.108].


Оценка специалистов основана на критериях, выработанных с учетом необходимости сокращения целых направлений деятельности. Отбираются наиболее квалифицированные работники для поддержания выпуска остающейся продукции.

Стратегия изменения курса применима в организациях, которые ведут борьбу за быстрое увеличение объемов прибыли, за освоение нового или расширение уже имеющегося рынка [19, c.4148].

Признание данной стратегии означает для фирмы изменение всей системы управления и отношений в организации. Участие каждого сотрудника в поиске новых решений становится важным.

Набор в организацию не прекращается, как это характерно для предыдущей стратегии, ведется поиск грамотных специалистов на основные рабочие места.

Вместе с тем организация преимущественно ищет необходимых работников среди своих сотрудников, оценивая и развивая их потенциал. Практика внутреннего набора, в достаточной степени формализованного, позволяет всем желающим принять участие в развитии новых направлений деятельности [16, c.106].

Развитие новых компетенций и повышение квалификации приобретают большое значение для реализации данной стратегии в связи с тем, что организация планирует принципиальное изменение курса, исходя из внутренних ресурсов. Создание новых направлений деятельности позволяет организации предложить своим сотрудникам новые продвижения, новые должности, развитие карьеры [13, c.53].

Главное при внедрении стратегии изменения курса состоит в организации привлечения персонала к управленческой деятельности. Без энтузиазма, активного участия большинства сотрудников быстро реализовать на практике данную стратегию не представляется возможным. При этом необходимо учесть, что значительное материальное вознаграждение сотрудников в ближайшей перспективе не реально.

Таким образом, практика функционирования многих фирм свидетельствует о четкой взаимосвязи стратегических решений по управлению организацией и системой управления персоналом.

2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Сбербанк» и пути ее совершенствования


2.1. Характеристика системы управления персоналом ПАО «Сбербанк

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО «Сбербанк России», Сбербанк) является самым крупным российским банком, имеющим дочерние компании в СНГ и Европе.

Приоритетные направления работы банка – расчетно-кассовое обслуживание и кредитование физических и юридических лиц, привлечение во вклады средств населения.

Кредитная организация обладает Генеральной лицензией ПАО Сбербанк России № 1481, лицензией на работу с драгоценными металлами, лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг. Сбербанк является участником системы обязательного страхования вкладов. Банк является членом в ряде профессиональных организаций и ассоциаций.

Учитывая постоянный рост активов и объемов деятельности, делаем вывод о наличии в организации в качестве стратегии развития - стратегии динамичного роста. Исходя из выбранной стратегии, в ПАО «Сбербанк России» реализуются соответствующие кадровые мероприятия - действия, направленные на отбор квалифицированного персонала, который умеет работать в команде, его развитию, и повышению квалификации.

Эффективность реализации кадровой политики и кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России» обобщаются в показателях движения персонала, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Показатели движения персонала ПАО «Сбербанк России» в 2017-2018 гг.

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

Отклонение, +/-

Среднесписочная численность работников, чел.

319200

310300

-8900

Численность работников со стажем работы в организации более 1 года, чел.

238123

203557

-34566

Уволено сотрудников по причине текучести кадров, чел.

95441

103330

7889

Коэффициент текучести кадров, %

29,9

33,3

3,4

Коэффициент стабильности, %

74,6

65,6

-8,9

Источник: составлено автором

По данным табл. 1 можем утверждать, что в ПАО «Сбербанк России» в 2018 году по сравнению с прошлым периодом возросла текучесть кадров (на 3,4%), и сам ее показатель очень высок - 33,3%. В основном такая тенденция связана с высокой текучестью персонала на должностях кредитных инспекторов точек продаж кредитов, кассиров и другого младшего персонала. Как следствие, коэффициент стабильности в организации в 2018 году составлял 65,6%, то есть треть работников банка не проработали в организации и года, кроме того в течение периода этот показатель снизился на 8,9%.


Во многом текучесть персонала обусловлена его низким квалификационным уровнем. Так, на постоянной основе в ПАО «Сбербанк России» является осуществление оценки и аттестации работников банка, которая позволяет определить уровень профессионального развития работников и сформировать предложения по возможному их росту. Работа по аттестации включает следующие этапы:

а) подготовка к проведению аттестации;

б) проведение аттестации;

в) принятие решений по результатам аттестации.

График проведения аттестации доводится до лиц, аттестуемых не позднее чем за месяц до начала аттестации, а необходимые документы на них подаются в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы на работника, который проходит аттестацию, заслушивает данные о его работе, достигнутых успехах и недостатках и на основе этих данных и с учетом обсуждения, путем голосования дает одну из следующих оценок: соответствует данной должности; соответствует данной должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии с повторной аттестацией через месяц; рекомендуется перевод на более высокую должность; не соответствует данной должности.

По итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются мероприятия, изменения в расстановке кадров, зачисление перспективных работников в резерв на руководящую должность. Аттестация в ПАО «Сбербанк России» проводится ежегодно по схеме: а) главный офис - 40% работников; б) базовые (крупные региональные) отделения - 40% работников; в) малые отделения - 20% работников.

Для тех, кто соответствует занимаемой должности, основным направлением развития персонала является планирование трудовой карьеры. Этот участок кадровой работы осуществляется HR-менеджерами банка и предусматривает следующие мероприятия:

- организация проведения мероприятий по развитию персонала, в том числе руководителей;

- разработка системы (сроков, форм, технологий) профессионально-квалификационного развития и обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) персонала;

- оценка эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

- развитие наставничества, организация практики студентов и учащихся;

- разработка и внедрение системы продвижения по службе.

Развитие карьеры работников банка находится в прямой зависимости от результатов тестирования персонала, трудового стажа и имеющихся вакансий. Служебное перемещение и повышение в должности работников осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками служебных должностей, а также с планом развития деловой карьеры и приобретенным образовательно-квалификационным уровнем работника.