Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 5
Введение
Категория будущего - одна из ключевых категорий современности, важнейший ресурс общественного развития. Процессы, происходящие в мировой и российской экономике, политике требуют от общества ускоренной адаптации, определения приоритетов и эффективных мер по сохранению национальной идентичности; «преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [[1]].
Молодежь, выступая одновременно как объект и субъект реализации государственной политики, выполняет в обществе особые интегративные функции, является инструментом изменения социума в долгосрочной перспективе; поэтому задача современного общества –формирование людей-созидателей, чей «талант, энергия, креативные способности - в числе самых сильных конкурентных преимуществ России » [[2]].
Назрела необходимость преобразований в обществе и консолидации сил для развития системы взаимодействия, партнерства органов власти с молодежными организациями. В данном процессе участвуют не только государство, но и бизнес-структуры, общественные организации, заинтересованные в молодых инициативных работниках, политиках и предпринимателях.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью выявления реально существующих проблем интеграции органов государственной власти с молодежными организациями, молодежной политики в целом, с учетом ресурсов её обеспечения и потребностей молодежи. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные автором, могут использоваться в качестве основы для дальнейших исследований проблемы взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций Ростовской области. Необходимость научно-практического осмысления темы работы определили ее цель и задачи.
Целью курсовой работы является анализ механизма взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями, проведенный на примере Ростовской области. Достижение поставленной цели осуществляется решением исследовательских задач: теоретических (изучить, проанализировать исторический аспект развития молодежных организаций в России, рассмотреть правовой аспект их деятельности и взаимодействия с органами власти на федеральном и региональном уровне), а также практических задач (проанализировать формы взаимодействия местных органов власти и молодежных организаций, выявив проблемы, пути их решения).
Объект исследования: молодежные общественные организации Российской Федерации и Ростовской области. Предмет исследования: механизмы взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.
В работе используются методы системного, структурного, функционального, логического и интегративного анализа, статистические и социологические методы. В качестве основного метода автором использован анализ основных фактов деятельности органов власти РФ различных уровней, молодежных организаций России, регионов, в частности, Ростовской области.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды российских ученых, изучающих проблемы взаимодействия органов власти с молодежью. В работе использованы федеральные и региональные нормативно-правовые акты в сфере молодежной политики РФ и Ростовской области, нормативная база молодежных организаций (объединений), опубликованные итоги анкетных и экспертных опросов, научные, информационно-аналитические, отчетные материалы, материалы СМИ, сети Интернет.
Актуальность исследуемой проблемы, поставленные цель и задачи исследования определили структуру курсового проекта, который состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций
1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований
В ходе истории человечества активность молодежи являлась объектом изучения, благодатной темой исследований. Концепция человеческого потенциала (Институт философии РАН) исходит из того, что для молодежи реализация её жизненных интересов и прав, самореализация важна не меньше материальных ценностей [[3]]. В многообразии подходов к изучению теорий самоактуализации молодежи в обществе наблюдается единство: «от степени гармонизации отношений общества и молодежи зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие государства, его прогресс» [[4]].
В научном знании проблематика работ по изучению общественной самоактуализации молодежи слабо развита; исследователи рассматривают молодежные организации с точки зрения сравнительно-исторического анализа (В. М. Бокова, Н. И. Морозов), психолого-педагогического (С.С. Гиль, М.Г. Квитков), социально-политического как участников реализации государственной молодежной политики (Н.Т. Арефьева, И.Л. Савельев).
Многие годы отечественная наука рассматривала активность молодежи как любую социально-полезную (организационную, политическую) деятельность во включенности в различные организации, как инструмент воспитания с целью «быть полезным обществу» [[5]]. В педагогике - как социальный и личностно-интегрированный результат воспитания, направленный на социальное творчество, в психологии - как системообразующий фактор личности, характеризующий человека с позиций ценности социального «Я» для общества , в философии- как внутреннее качество или состояние индивида, личности, социальной группы, социального сообщества, нацеленное на трансформацию природной и социальной среды [[6]].
Изучение активности молодежи не отвергает и общих исследовательских теорий: социального функционирования (Э. Дюркгейм), мобильности и профессиональной социализации (A.C. Колесников, В.А. Мансуров), интериоризации и идентификации (3. Фрейд, С. Холл), социального научения (А. Бандура, Дж. Мид,), групповой динамики (К. Левин), ролевой теории (Р. Кули), единства поколений, трансляции опыта человечества новым поколениям молодежи (Ю.А. Левада, Д.Л. Константиновский, В.В. Павловский), структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), гуманистической психологии (А. Маслоу, Э. Фромм), стыка структурного функционализма и марксистской теории (Ручкин Б.А, Чупров В.И). Общетеоретическое обоснование роли молодежи в трансформирующемся обществе, выработка новых стратегий ее социального взаимодействия представлены в работах Ю.А. Зубок, Ю.Р. Хайруллиной, В.В. Гаврилюк.
В российской науке представлены три основных подхода к исследованию проблемы молодежной активности и её роли в обществе: социологический, институциональный, институционально-правовой [[7]].
Социологический подход основан на общем социальном и групповом эффекте. Авторы этого подхода обращали внимание на специфику форм общественной жизни молодежи, средств приобретения социального опыта, формирования политико-правовой позиции ( добровольчество как способ реализации ценностной ориентации [[8]], досуговая деятельность как способ творческой самореализации [[9]], гражданская [[10]],образовательная [[11]] и протестная активность [[12]]) как сфера самовыражения, самореализации. Подход обозначен в работах И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова и др.
Изучение различных форм общественной деятельности и самоорганизации всегда привлекали внимание ученых. Представление о молодежных объединениях, как о социальном институте, существующем в определенное время и в определенной форме отличает институциональный подход (В.Ф. Анурин, З.Г. Голенкова, Ю.З. Гридина, Н.В. Новичкова, А.И. Черных).
С позиций институционально-правового подхода в изучении деятельность молодежных организаций уделяется внимание юридическим формам институционализации (В.В. Добрынина, С.Е. Заславский, Ю.А. Юдин). В связи с трансформацией российского общества молодежные организации переживают новый этап институции, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования.
Проблема политико-правовой институционализации молодежных общественных объединений в современной России, роль государственной молодежной правовой политики в этом процессе изучены недостаточно, поскольку комплексных исследований на эту тему еще не проводилось.
Понять любое социальное явление, дать ему оценку возможно при условии поэтапного системного анализа (возникновение - развитие - переход в иное качество или состояние), обратившись к истории развития молодежных организаций, опыту взаимодействия с ними государственной власти [[13]] на разных этапах становления отечественного гражданского общества.
1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект
Еще в XIX веке «молодежный вопрос» привлекал внимание учёных: рассматривалось законодательство действующих молодежных обществ (И.Е. Андреевский, Л.М.Роговин, Н.П. Ануфриев), их характеристика, классификация и систематизация - правовое положение [[14]], материальное обеспечение, социальный состав, органы управления (А.Д.Степанский).
Историю развития молодежного движения в России условно можно разделить на пять основных периодов (см. Рисунок 1).
Рисунок 1
Этапы развития и становления молодежного движения в России
На начало ХХ в. молодёжь составляла 65% населения, его средний возраст (по данным переписи 1897 г.) - около 25 лет [[15]]. В отечественной науке и практике внимание к молодежи со стороны государства было впервые проявлено в начале прошлого века в связи с эскалацией революционных настроений среди молодых людей, преимущественно студенчества [[16]]. До этого политика в отношении молодежи, была направлена на минимизацию угрозы царскому режиму, выполнение установки на подавление социальной, политической активности молодежи, использование ее потенциала в своих целях.
После 1917 г. молодежные организации охватывали уже до 6% молодежи. Революции, Гражданская война и новая гражданская идеология показали огромный потенциал молодёжи, для которой важнейшей идеологической установкой была политическая активность, отражавшаяся и на субъектах политических процессов; в 1920-е гг. динамично развивались существующие и создавались международные молодежные организации. Оттуда заимствован демократический стиль в деятельности. Идеология советского периода изменила эту позицию, началась борьба власти с ним и с его проявлениями [[17]].
ВЛКСМ (ранее РКСМ, РЛКСМ) стал мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодежи; он тесно взаимодействовал с органами государственной власти, политическим руководством и профсоюзами. Будучи резервом кадрового государственного и партийного аппарата, являлся общественно-государственной системой, проводившей политику в отношении молодежи. Органы государственной власти решали вопросы воспитания, труда и быта, проводили патерналистскую политику [[18]], направленную на бесплатное образование и здравоохранение, развитие сетей молодёжных учреждений различного профиля. Они проводили коммунистическое воспитание, профессиональную подготовку, способствуя продвижению карьеры членов ВЛКСМ (рекомендации для учёбы в ВУЗах, работы в государственных учреждениях). Государство, расширяя возможности участия молодёжи в управлении своими структурами, всё же стремилось к сохранению тотального контроля: проекты документов, инициированные ЦК ВЛКСМ (1967 г. и 1977 г.) о роли молодежных организаций, не были приняты из-за угрозы, что «вместо системы, основанной на руководящей роли КПСС, возникла бы система, где в отношении целого возрастного слоя общества действует принцип руководства правовой нормой, а не указанием партии» [[19]]. Комсомол, постепенно терял демократическую направленность, превращался в бюрократическую структуру (1/3 депутатского корпуса - члены ВЛКСМ) [[20]].