Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 3251
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика и особенности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
1.1. Нормативно-правовой статус системы жилищного обеспечения военнослужащих и ее содержание
1.2. Виды обеспечения жилыми помещениями военнослужащих РФ
2.1 Механизмы обеспечения прав военнослужащих на жилье (НИС)
2.2 Анализ судебной практики по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
истец не был поставлен в известность, а узнал только когда обратился в жилищный отдел Администрации г. Новошахтинска. Уволенный военнослужащий полагает, что его право ответчиком было нарушено.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г. Новошахтинска предоставить ему и членам его семьи жилье в соответствии с установленными нормами жилого помещения вне очереди.
Решением Новошахтинского городского суда в удовлетворении исковых требований гражданину было отказано со ссылкой на то, что право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Зачастую решение о предоставлении военнослужащим жилых помещений позднее оспаривается по различного рода основаниям. Одно из таких оснований – открытие факта о наличии у самих военнослужащих или членов их семей в собственности жилых помещений или долей в жилых помещениях.
Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Первомайского районного суда г. Омска.
Министерство обороны РФ обратилось с иском к военнослужащему о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, применения последствий недействительности
сделки. Между ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и ответчиком заключен договор социального найма. Но как выяснилось позднее, супруге ответчика принадлежала на праве собственности доля в праве на жилое помещение площадью менее нормы, установленной законодательством.
Учитывая размер площади, которая находилась в собственности у супруги ответчика следует отметить, что в соответствии с составом семьи из трех человек, семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий даже при наличии в собственности доли в жилом помещении одного из членов семьи. На этом основании ответчик поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Обосновывая свои требования, истец указывает, что фактически ответчикам предоставлено жилое помещение большей общей площадью, чем следовало, если бы учитывались имевшейся ранее доли на праве собственности у супруги ответчика. С данной позицией суд не согласился, поскольку уже на момент предоставления жилого помещения, ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям, жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска.
Следует отметить также, что не было препятствий своевременно, перед предоставлением жилого помещения, истребовать сведения о наличии у членов семьи в собственности жилых помещений и в соответствии с полученной информации разрешить поставленный вопрос С учетом изложенного, требования ФГКУ "Восточное региональное
управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения не были удовлетворены.
Кроме сложностей, возникающих в процессе приобретения военнослужащими жилья в собственность, остается открытым вопрос со служебным жильем. Некоторые граждане, намеренно ухудшая свои жилищные условия, впоследствии претендуют на служебные жилые помещения, что противоречит содержанию п.2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ.
По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что вопросы жилищного обеспечения такой категории граждан, как военнослужащие, по-прежнему остаются нерешенными. Одной из главных проблем на протяжении многих лет остается нехватка жилых помещений в собственности Министерства обороны для достаточного обеспечения военнослужащих жильем в натуре.
Если посмотреть на примеры судебных решений, то на разном уровне возможность обеспечения жильем после увольнения предоставляется по различными основаниям. Единообразной судебной практики как таковой не существует. Однако судам следует опираться на то, что гарантированное право военнослужащих на обеспечение жильем в форме предоставления жилищной субсидии, либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проведя исследование по данной теме курсовой работы, автор пришел к таким выводам как:
Так же, обнаружив некоторые проблемы при анализе данной темы, разработано несколько рекомендаций по устранению выявленных проблем:
Одной из проблем организационного характера внутренней службы является низкая информированность самих военнослужащих о возможностях получения жилья. Получить достоверную информацию из правовых источников очень проблематично, так как в основном вопрос предоставления жилья регулирует лишь одна ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Она описывает общие положения и дает лишь поверхностное представление по насущному вопросу.
В качестве решения данной проблемы предлагается проведение разъяснительной работы с военнослужащими с целью изучения их прав и возможностей получения жилья. На занятиях такого рода необходимо знакомить военнослужащих с конкретными формами получения жилья, разъяснять сроки и условия участия в той или иной программе. Такая работа по формированию правовой грамотности среди военнослужащих является отличным фундаментом для создания защищенной в социальном плане армии. Эти знания помогут военнослужащим более ответственно подходить к жилищной проблеме.
Второй важной и нерешенной проблемой является отсутствие укомплектованного жилищного фонда для обеспечения жильем военнослужащих. Сформированный в процессе передачи жилья из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, а затем и в муниципальную собственность жилищный сектор не позволяет в полной мере обеспечить эффективное использование жилого фонда в интересах военных и граждан, уволенных с военной службы, что приводит к низкой обеспеченности военнослужащих
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г. Новошахтинска предоставить ему и членам его семьи жилье в соответствии с установленными нормами жилого помещения вне очереди.
Решением Новошахтинского городского суда в удовлетворении исковых требований гражданину было отказано со ссылкой на то, что право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Зачастую решение о предоставлении военнослужащим жилых помещений позднее оспаривается по различного рода основаниям. Одно из таких оснований – открытие факта о наличии у самих военнослужащих или членов их семей в собственности жилых помещений или долей в жилых помещениях.
Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Первомайского районного суда г. Омска.
Министерство обороны РФ обратилось с иском к военнослужащему о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, применения последствий недействительности
сделки. Между ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и ответчиком заключен договор социального найма. Но как выяснилось позднее, супруге ответчика принадлежала на праве собственности доля в праве на жилое помещение площадью менее нормы, установленной законодательством.
Учитывая размер площади, которая находилась в собственности у супруги ответчика следует отметить, что в соответствии с составом семьи из трех человек, семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий даже при наличии в собственности доли в жилом помещении одного из членов семьи. На этом основании ответчик поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Обосновывая свои требования, истец указывает, что фактически ответчикам предоставлено жилое помещение большей общей площадью, чем следовало, если бы учитывались имевшейся ранее доли на праве собственности у супруги ответчика. С данной позицией суд не согласился, поскольку уже на момент предоставления жилого помещения, ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям, жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска.
Следует отметить также, что не было препятствий своевременно, перед предоставлением жилого помещения, истребовать сведения о наличии у членов семьи в собственности жилых помещений и в соответствии с полученной информации разрешить поставленный вопрос С учетом изложенного, требования ФГКУ "Восточное региональное
управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения не были удовлетворены.
Кроме сложностей, возникающих в процессе приобретения военнослужащими жилья в собственность, остается открытым вопрос со служебным жильем. Некоторые граждане, намеренно ухудшая свои жилищные условия, впоследствии претендуют на служебные жилые помещения, что противоречит содержанию п.2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ.
По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что вопросы жилищного обеспечения такой категории граждан, как военнослужащие, по-прежнему остаются нерешенными. Одной из главных проблем на протяжении многих лет остается нехватка жилых помещений в собственности Министерства обороны для достаточного обеспечения военнослужащих жильем в натуре.
Если посмотреть на примеры судебных решений, то на разном уровне возможность обеспечения жильем после увольнения предоставляется по различными основаниям. Единообразной судебной практики как таковой не существует. Однако судам следует опираться на то, что гарантированное право военнослужащих на обеспечение жильем в форме предоставления жилищной субсидии, либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заключение
Проведя исследование по данной теме курсовой работы, автор пришел к таким выводам как:
-
получить жилое помещение в собственность могут только граждане, проходящие службу по контракту, члены их семей, а также лица, уволенные с военной службы по определенным законодательством обстоятельствам. Для граждан, проходящих срочную службу, не существует льгот и субсидий на приобретение жилья -
В результате исследования был получен материал, анализ которого позволил сделать вывод, что социальная политика направлена на поддержание достойного уровня жизни военнослужащих, но сам механизм не был идеально отработан. Несмотря на множество вариантов сохранения жилья в собственность или на время службы, вопрос предоставления жилья остается открытым. -
Предоставление жилья является привилегией, предоставляемой определенным категориям военнослужащих с учетом их особого правового статуса. Военнослужащие не могут добровольно добавлять такие категории без внесения соответствующих изменений в закон. Часть сложности представляет такая категория граждан, как «уволенные с военной службы». -
Важный моментом, рассматриваемым в ходе изучения правоприменительной практики, является намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащими, и, как следствие, не истечение пятилетнего срока со дня такого ухудшения. -
В судебной практике также часто встречается проблема того, что сами военнослужащие не ведут контроль за своим статусом при постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. -
Кроме сложностей, возникающих в процессе приобретения военнослужащими жилья в собственность, остается открытым вопрос со служебным жильем. Некоторые граждане, намеренно ухудшая свои жилищные условия, впоследствии претендуют на служебные жилые помещения, что противоречит содержанию п.2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ. -
Кроме вышеизложенного, существует проблема с выселением граждан, уволенных с военной службы. На законодательном уровне установлено, что при наличии конкретных обстоятельств, указанных в ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане могут претендовать на получение жилья после увольнения со службы. Проблема здесь заключена в том, что уволенные военнослужащие трактуют положения статьи 15 в свою пользу. -
По результатам анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что вопросы жилищного обеспечения такой категории граждан, как военнослужащие, по-прежнему остаются нерешенными. Одной из главных проблем на протяжении многих лет остается нехватка жилых помещений в собственности Министерства обороны для достаточного обеспечения военнослужащих жильем в натуре. Если посмотреть на примеры судебных решений, то на разном уровне возможность обеспечения жильем после увольнения предоставляется по различными основаниям. Единообразной судебной практики как таковой не существует. Однако судам следует опираться на то, что гарантированное право военнослужащих на обеспечение жильем в форме предоставления жилищной субсидии, либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так же, обнаружив некоторые проблемы при анализе данной темы, разработано несколько рекомендаций по устранению выявленных проблем:
Одной из проблем организационного характера внутренней службы является низкая информированность самих военнослужащих о возможностях получения жилья. Получить достоверную информацию из правовых источников очень проблематично, так как в основном вопрос предоставления жилья регулирует лишь одна ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Она описывает общие положения и дает лишь поверхностное представление по насущному вопросу.
В качестве решения данной проблемы предлагается проведение разъяснительной работы с военнослужащими с целью изучения их прав и возможностей получения жилья. На занятиях такого рода необходимо знакомить военнослужащих с конкретными формами получения жилья, разъяснять сроки и условия участия в той или иной программе. Такая работа по формированию правовой грамотности среди военнослужащих является отличным фундаментом для создания защищенной в социальном плане армии. Эти знания помогут военнослужащим более ответственно подходить к жилищной проблеме.
Второй важной и нерешенной проблемой является отсутствие укомплектованного жилищного фонда для обеспечения жильем военнослужащих. Сформированный в процессе передачи жилья из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, а затем и в муниципальную собственность жилищный сектор не позволяет в полной мере обеспечить эффективное использование жилого фонда в интересах военных и граждан, уволенных с военной службы, что приводит к низкой обеспеченности военнослужащих