Файл: Жилищное обеспечение военнослужащих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 3267

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению автора, вопрос регулирования накопительно-ипотечной системы для военнослужащих требует дополнения, так как содержит ряд противоречий, которые приведены ниже.

В Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2005 г. № 6664 говорится о том, что уполномоченным органом является Министерство обороны РФ, однако не все военнослужащие подчиняются ему. К примеру, руководство Федеральной службы безопасности РФ осуществляет Президент РФ в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ5, также и Федеральная служба охраны является отдельной силовой структурой, которая подчиняется Президенту РФ в соответствии с Указом Президента РФ №10131.

Согласно статье 16 Федерального закона №40-ФЗ2 и Указу Президента РФ №10133 сотрудники ФСБ и ФСО являются военнослужащими, а, следовательно, имеют право на участие в НИС. Но так как данные органы исполнительной власти не подчиняются Министерству обороны РФ, то должны регулироваться специальными нормативными актами в части НИС.

Также 29.12.2019 года в Федеральный закон №117-ФЗ4 были внесены изменения, согласно которым в состав членов семьи военнослужащего были включены его родители (усыновители). Отсюда вытекает еще одна сторона социальной функции. В случае отсутствия у военнослужащего супруга (супруги) или несовершеннолетних детей, но при этом имеются родители (усыновители), нуждающиеся в жилье, они имеют право использовать накопления.

Таким образом, можно сделать вывод, что накопительно-ипотечная система в Российской Федерации является инструментом для мотивации к поступлению граждан Российской Федерации на военную службу, а также эффективно работающим механизмом обеспечения обороноспособности, так как НИС является одним из главных преимуществ военной службы. По данным ФГКУ «Росвоенипотека» количество участников НИС с каждым годом возрастает. По состоянию на конец 2019 года участниками НИС являются более 529 тысяч военнослужащих и более 240 тысяч приобрели жилье по программе НИС. Число военнослужащих, которые участвуют в НИС с каждым годом только растет, что говорит об эффективности НИС с точки зрения привлечения граждан на военную службу. Однако система несовершенна и требует доработки в части уточнения категорий военнослужащих, имеющих право на участие в НИС, а именно уточнения вопроса подчиненности различных силовых структур.



2.2 Анализ судебной практики по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями военнослужащих



С помощью проведения анализа судебной практики по делам обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, мы можем выделить распространённые проблемы и попробовать найти те пути, которые решили бы данные проблемы в должной мере.

Для начала обратимся к некоторым делам и разберем их.

Предоставление жилья является привилегией, предоставляемой определенным категориям военнослужащих с учетом их особого правового статуса. Военнослужащие не могут добровольно добавлять такие категории без внесения соответствующих изменений в закон. Часть сложности представляет такая категория граждан, как «уволенные с военной службы».

Так например, Решением пятого гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северо- Кавказского окружного военного суда от 16.03.2016 г., удовлетворено заявление гражданина О., в котором он просил признать противозаконным решение жилищной комиссии военной части от 26.10.2015 г., утвержденное командиром части, о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москва.14

В кассационной жалобе представитель жилищной комиссии не оспаривает права истца, срок военной службы которого составляет более двадцати лет, но указывает на то, что правовых оснований на получение жилого помещения у него нет, т.к. со службы истец был уволен в связи с неисполнением служебного контракта.

Истец в период с 2008 года по 2014 год действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья. 5 декабря 2014 года по служебной необходимости истец был переведен на
новое место службы, но в назначенный срок не явился. Ввиду отсутствия на новом месте службы без уважительных причин истцу был объявлен строгий выговор, и он был уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта.

Согласно п. 1, п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»15 право на предоставление по выбранному месту проживания помещений определенным законом категориям военнослужащих (при общей продолжительности военной службы 10лет и более и признанных нуждающимися в жилых помещениях) по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, установлено лишь при их увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.

В связи с тем, что О. был уволен в связи с невыполнением им условий служебного контракта, то оснований для обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства не имелось.

Еще один достаточно показательный пример по данному вопросу - Решением Североморского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда, истцу отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным решение начальника отдела ФГКУ "ЗРУЖО" об отказе в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту проживания в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился
с отказом и обратился в суд.16

Определениями судей в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации истцу и его представителю отказано. Верховный суд опроверг выводы нижестоящих судов.

По месту жительства в истец вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кроме того, истец имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" 17обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жильем по выбранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

В данном правовом ключе хотелось бы рассмотреть вопрос, который часто рассматривается в судебной практике. В том случае, если на дату исключения военнослужащего из списков части общая продолжительность его военной службы составляла менее 20 лет, и он был уволен не по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,