Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 3266
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика и особенности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
1.1. Нормативно-правовой статус системы жилищного обеспечения военнослужащих и ее содержание
1.2. Виды обеспечения жилыми помещениями военнослужащих РФ
2.1 Механизмы обеспечения прав военнослужащих на жилье (НИС)
2.2 Анализ судебной практики по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
то основания для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отсутствуют.
Решением Смоленского гарнизонного военного суда истцу отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договору социального найма.
В суде установлено, что истец приказом руководителя федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, уволен в запас в соответствии с подп. «г» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с лишением допуска к государственной тайне. Общая продолжительность службы также составила менее 20 лет, что и явилось основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье Большую проблему также создает не только длительный процесс реализации права на жилище путем участия в накопительно-ипотечной системе, но и желание быть исключенным из нее.
Решением Тверского гарнизонного военного суда от 10.07.2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 24.09.2015г., истцу отказано в удовлетворении заявления. В нем он просил признать незаконными действия командира части, которые были связаны с отказом в оформлении документов для исключения его из числа участников накопительно-ипотечной системы
жилищного обеспечения.18
Истец обратился к командиру части с заявлением об исключении его из реестра участников НИС, изъявив желание реализовать право на получение жилого помещения иным способом, предусмотренным законом для его категории военнослужащий. В удовлетворении просьбы ему было отказано. Такое решение было обосновано тем, что законом не предусмотрен добровольный порядок исключения из реестра участников НИС.
Истец, будучи участником накопительно-ипотечной системы, по своему желанию не стал пользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете и жилищный заем ему также не предоставлялся. Условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили. Истец до возникновения таких обстоятельств сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Важным моментом, рассматриваемым в ходе изучения правоприменительной практики, является намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащими, и, как следствие, не истечение пятилетнего срока со дня такого ухудшения.
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 24.10.2017 г., удовлетворено административное исковое заявление Е.А., в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления от 14.04.2017 г., утвержденное
начальником Пограничного управления, о снятии административного истца вместе с сыном с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Владивостоке.19
Военнослужащая управления ФСБ России получила по договору мены квартиру, которую подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства. Позднее истец выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по поводу признания её и сына нуждающимися в жилье.
Решением жилищной комиссии истец сначала была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с не истечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части. При этом, в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилищного учета.
Суды признали незаконным снятие истца с жилищного учета, сославшись на наличие информации об этих обстоятельствах при принятии на учет. Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилищный учет на 5 лет1.
Кроме подобных ситуаций, частым явлением бывает желание военнослужащих воспользоваться сразу несколькими льготами по жилищному обеспечению. Законом данные попытки пресекаются.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда удовлетворено исковое заявление
Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) о взыскании с ответчика необоснованно полученных денежных средств в размере 238 500 руб. в качестве ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 4.09.2014 г. по 31.12.2015 г.20
Из материалов дела следует, что ответчик., подлежащий на весь период военной службы обеспечению служебным жилым помещением, в 2008 году был включен в число участников НИС, а в 2009 году признан нуждающимся в получении служебного жилья.
Таким образом, после получения ответчиком денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению ответчика. Следовательно, с этого момента ответчик являлся обеспеченным жильем по месту военной службы, но по-прежнему получал компенсацию за наем помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Поскольку ответчик с рапортом о прекращении ему выплаты ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не обратился, то вывод необоснованном получении денежных сумм, которые он в силу ст. 1102 ГК РФ обязан возвратить, является правильным1.
В судебной практике также часто встречается проблема того
, что сами военнослужащие не ведут контроль за своим статусом при постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Примером данной проблемы может послужить апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2017 по делу N 33- 10482/2015.21 Истец обратился в суд с требованием к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области о предоставлении жилого помещения.
Истец указал, что он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и выслугой более 10 лет. При увольнении им на имя командира части был подан рапорт о предоставлении жилья по избранному месту жительства. В соответствии с решением исполкома Совета народных он и члены его семьи (супруга и двое детей) был поставлен на учет в Администрацию г. Новошахтинска в качестве, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В нарушение требований ФЗ «О статусе военнослужащих» он не был обеспечен жилым помещением в трехмесячный срок.
В соответствии с постановлением Главы Администрации г. Новошахтинска истец был исключен из списков граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на квартирном учете в связи с отсутствием документов, а именно: справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания, ходатайства командира воинской части о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако о данном факте
Решением Смоленского гарнизонного военного суда истцу отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, предоставляемом по договору социального найма.
В суде установлено, что истец приказом руководителя федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, уволен в запас в соответствии с подп. «г» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с лишением допуска к государственной тайне. Общая продолжительность службы также составила менее 20 лет, что и явилось основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье Большую проблему также создает не только длительный процесс реализации права на жилище путем участия в накопительно-ипотечной системе, но и желание быть исключенным из нее.
Решением Тверского гарнизонного военного суда от 10.07.2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 24.09.2015г., истцу отказано в удовлетворении заявления. В нем он просил признать незаконными действия командира части, которые были связаны с отказом в оформлении документов для исключения его из числа участников накопительно-ипотечной системы
жилищного обеспечения.18
Истец обратился к командиру части с заявлением об исключении его из реестра участников НИС, изъявив желание реализовать право на получение жилого помещения иным способом, предусмотренным законом для его категории военнослужащий. В удовлетворении просьбы ему было отказано. Такое решение было обосновано тем, что законом не предусмотрен добровольный порядок исключения из реестра участников НИС.
Истец, будучи участником накопительно-ипотечной системы, по своему желанию не стал пользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете и жилищный заем ему также не предоставлялся. Условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили. Истец до возникновения таких обстоятельств сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Важным моментом, рассматриваемым в ходе изучения правоприменительной практики, является намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащими, и, как следствие, не истечение пятилетнего срока со дня такого ухудшения.
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 24.10.2017 г., удовлетворено административное исковое заявление Е.А., в котором она просила признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления от 14.04.2017 г., утвержденное
начальником Пограничного управления, о снятии административного истца вместе с сыном с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Владивостоке.19
Военнослужащая управления ФСБ России получила по договору мены квартиру, которую подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства. Позднее истец выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по поводу признания её и сына нуждающимися в жилье.
Решением жилищной комиссии истец сначала была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с не истечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части. При этом, в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилищного учета.
Суды признали незаконным снятие истца с жилищного учета, сославшись на наличие информации об этих обстоятельствах при принятии на учет. Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилищный учет на 5 лет1.
Кроме подобных ситуаций, частым явлением бывает желание военнослужащих воспользоваться сразу несколькими льготами по жилищному обеспечению. Законом данные попытки пресекаются.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда удовлетворено исковое заявление
Управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) о взыскании с ответчика необоснованно полученных денежных средств в размере 238 500 руб. в качестве ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 4.09.2014 г. по 31.12.2015 г.20
Из материалов дела следует, что ответчик., подлежащий на весь период военной службы обеспечению служебным жилым помещением, в 2008 году был включен в число участников НИС, а в 2009 году признан нуждающимся в получении служебного жилья.
Таким образом, после получения ответчиком денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению ответчика. Следовательно, с этого момента ответчик являлся обеспеченным жильем по месту военной службы, но по-прежнему получал компенсацию за наем помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Поскольку ответчик с рапортом о прекращении ему выплаты ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не обратился, то вывод необоснованном получении денежных сумм, которые он в силу ст. 1102 ГК РФ обязан возвратить, является правильным1.
В судебной практике также часто встречается проблема того
, что сами военнослужащие не ведут контроль за своим статусом при постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Примером данной проблемы может послужить апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2017 по делу N 33- 10482/2015.21 Истец обратился в суд с требованием к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области о предоставлении жилого помещения.
Истец указал, что он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и выслугой более 10 лет. При увольнении им на имя командира части был подан рапорт о предоставлении жилья по избранному месту жительства. В соответствии с решением исполкома Совета народных он и члены его семьи (супруга и двое детей) был поставлен на учет в Администрацию г. Новошахтинска в качестве, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В нарушение требований ФЗ «О статусе военнослужащих» он не был обеспечен жилым помещением в трехмесячный срок.
В соответствии с постановлением Главы Администрации г. Новошахтинска истец был исключен из списков граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на квартирном учете в связи с отсутствием документов, а именно: справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания, ходатайства командира воинской части о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако о данном факте