Файл: Первый вопрос(Предмет, цели, задачи экономической науки. Этапы развития науки.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Первый вопрос(Предмет, цели, задачи экономической науки. Этапы развития науки.)
Второй вопрос(Потребности общества и их формы. Безграничность потребностей. Блага.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС(Экономические агенты. Экономический кругооборот.)
ПЯТЫЙ ВОПРОС(Типы экономических систем)
ШЕСТОЙ ВОПРОС(Модели смешанной экономики)
ВОСЬМОЙ ВОПРОС( Понятие, условия и виды конкуренции)
ДЕВЯТЫЙ ВОПРОС(Закон спроса, кривая спроса. Факторы спроса. Исключения из закона спроса)
ДЕСЯТЫЙ ВОПРОС(Закон предложения, кривая предложения. Факторы предложения.)
11 ВОПРОС(Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишек потребителя и производителя)
12 ВОПРОС(Равновесие по Маршаллу. Равновесие по Вальрасу)
13 ВОПРОС(Особые случаи равновесия. Паутинообразная модель равновесия)
фактор эластичности предложения
16 ВОПРОС Эластичность предложения по цене. Факторы эластичности
17 ВОПРОС(Перекрестная эластичность)
18 ВОПРОС(Практическое применение теории эластичности)
19 ВОПРОС (Потребности людей и полезность благ. Общая и предельная полезность.)
21 ВОПРОС(Ординалистская концепция: кривые безразличия и бюджетное ограничение.
22 ВОПРОС (Фирма как субъект рыночного хозяйства. Функции фирмы.)
23 ВОПРОС(Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.)
24 ВОПРОС(Производственная функция. Изокванты.)
25 ВОПРОС(Прибыль фирмы: экономический и бухгалтерский подход)
26.Понятие издержек и их классификация. Издержки в краткосрочном периоде.
Постоянные и переменные издержки
27 ВОПРОС(Издержки в длительном периоде. Эффект масштаба)
29 ВОПРОС(Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном
30 ВОПРОС (Монополия как рыночная структура. Типы монополий. Социально-
экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование)
31 ВОПРОС(Поведение монополии в краткосрочном периоде)
32 ВОПРОС(Основные черты монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта)
33.Равновесие фирмы монополистической конкуренции в краткосрочном и
34 ВОПРОС(Особенности олигополистического рынка)
35 ВОПРОС (Ценообразовние на олигополистическом рынке. Нескоординированная
Акционерные общества бывают публичными и непубличными.
Публичное акционерное общество.
-
Акции свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. -
АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. -
Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено.
Непубличное акционерное общество.
-
Его акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. -
Число акционеров не должно превышать 50. -
Производственный кооператив (артель):
Данная форма предпринимательства основана на личном трудовом участии членов и их паевых взносах. В нашей стране широко распространены сельскохозяйственные кооперативы.
Признаками производственного кооператива:
-
добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание услуг), -
основано на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. -
Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива. -
Число членов кооператива не должно быть менее 5. -
Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. -
Учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием его членов. -
Принципиальным отличием производственных кооперативов от хозяйственных обществ и товариществ является обязательное личное трудовое участие его членов в деятельности кооператива, в то время как в хозяйственном обществе и товариществе обязательным является лишь участие учредителей в уставном капитале (финансовое участие) предприятия.
Унитарное предприятие.
-
Унитарное предприятие — это такая форма предпринимательства, при которой предприятие не имеет права собственности на закреплённое за ним имущество, а имеет право управления.
Признаки унитарного предприятия:
-
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. -
Учредительными документами унитарного предприятия являются решение собственника и утвержденный собственником устав. -
Унитарные предприятия осуществляют лишь те виды деятельности, которые определены собственником в уставе. -
Органы управления унитарных предприятий носят единоличный характер. -
Имущество унитарного предприятия является неделимым (унитарным). -
унитарное предприятие выполняет только деятельность, указанную в Уставе.
Хозяйственное партнёрство.
Хозяйственное партнёрство — новый для России вид организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
-
Сочетает признаки ООО и хозяйственного товарищества. -
Его участниками могут быть граждане и юридические лица. -
Всего участников не должно быть более 50. -
Если участников хозяйственного партнёрства больше 50, оно должно быть реорганизовано в АО. -
Создаётся хозяйственное партнёрство двумя или более лицами, это отличает данную форму от ООО, учредителем которого может быть одно лицо. -
Права участников партнёрства схожи с правами участников ООО. -
Особенность партнёрства заключается в том, что оно не вправе осуществлять эмиссию ценных бумаг и размещать рекламу о своей деятельности.
При желании учредителей организационно-правовую форму можно сменить – реорганизовать.
Например, ООО может быть реорганизовано в АО или потребительский кооператив.
Для этого необходимо решение собрания учредителей и соблюдение некоторых законных требований, к примеру, увеличение минимального уставного капитала ООО от 10 тыс. руб. до 100 тыс. для создания публичного АО.
На практике не исключены случаи принудительной реорганизации, если того требует закон. Например, если численность учредителей ООО превысит 50 человек, оно обязано стать публичным АО или потребительским кооперативом.
Некоммерческие организации.
Некоммерческие организации – организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками:
-
потребительские кооперативы; -
общественные и религиозные организации; фонды; учреждения; -
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
24 ВОПРОС(Производственная функция. Изокванты.)
Производственная функция
Производственная функция — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количества продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий. Может выражаться как множество изоквант. Агрегированная производственная функция может описывать объёмы выпуска народного хозяйства в целом
Изокванта – кривая, подчеркивающая разнообразные варианты сочетаний производства, которые выпускаются для предоставленного объема продукта. По-другому называют кривыми равносильных продуктов, или равными линиями
25 ВОПРОС(Прибыль фирмы: экономический и бухгалтерский подход)
Бухгалтерские (явные) издержки – стоимость ресурсов, оцененная в фактических ценах их приобретения. Основные статьи бухгалтерского учета.
1. Материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты).
2. Затраты на оплату труда (заработная плата наемных работников и другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами).
3. Отчисления на социальные нужды (в фонд социального страхования, пенсионный фонд и т. д.).
4. Амортизационные отчисления.
5. Расходы на маркетинг, рекламу, юридическое обеспечение сделок и т. д.
6. Прочие расходы (платежи банку, проценты за кредит, арендные платежи и т. д.).
Неявные издержки – стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику, включая нормальную прибыль как отдачу на предпринимательский талант.
Неявные издержки имеют отношение к экономическому подходу – концепции альтернативных издержек, или издержек упущенных возможностей.
Например, если фирма занимает здание, которое является ее собственностью, она отказывается от возможности сдачи его в аренду.
Таким образом, неявные затраты представляют собой потерю дохода, который мог бы быть получен при сдаче внаем (или продаже) ресурсов фирмы
26.Понятие издержек и их классификация. Издержки в краткосрочном периоде.
Альтернативные издержки
Данная группа объединяет в себе ряд показателей.
Бухгалтерские и экономические издержки
Бухгалтерские издержки (БИ) – затраты на применяемые предприятием ресурсы. При расчетах фигурируют фактические цены, по которым были куплены ресурсы. БИ равны явным издержкам.
Экономические издержки (ЭИ) – это стоимость продуктов и услуг, сформированная при наиболее оптимальном альтернативном применении ресурсов. ЭИ равны сумме явных и неявных издержек. БИ и ЭИ могут быть как равными, так и разными.
Явные и неявные издержки
Явные издержки (ЯИ) рассчитываются на основании суммы трат компании на внешние ресурсы. Под внешними ресурсами понимаются резервы, не принадлежащие предприятию. К примеру, фирме приходится закупать сырье у стороннего поставщика. К перечню ЯИ относится:
-
Зарплата сотрудникам. -
Приобретение или аренда оборудования, помещения. -
Транспортные траты. -
Коммунальные платежи. -
Приобретение ресурсов. -
Внесение средств в банковские учреждения, страховые компании.
Неявные издержки (НИ) – это затраты, при которых принимается во внимание стоимость внутренних ресурсов. По сути, это альтернативные траты. К ним могут относиться:
-
Прибыль, которую получало бы предприятие при более эффективном использовании внутренних ресурсов. -
Прибыль, которая появилась бы при вложении капитала в иную сферу.
Фактор НИ не менее важен, чем фактор ЯИ
Постоянные и переменные издержки
На протяжении краткосрочного времени одна часть ресурсов будет неизменной, а другая – корректируется с целью уменьшения или увеличения совокупного выпуска. Траты краткосрочного периода могут быть постоянными и переменными. Постоянные издержки – это те траты, на которые не влияют объемы производимых предприятием товаров. Это издержки постоянных факторов изготовления продукции. Они включают в себя следующие затраты:
-
Плату по процентам, начисленным в рамках кредитования в банковском учреждении. -
Начисления по амортизации. -
Плату по процентам облигаций. -
Оклад руководителя предприятия. -
Оплату аренды помещения и оборудования. -
Страховые начисления.
Переменные издержки – это траты, находящиеся в зависимости от объема производимого товара. Считаются издержками переменных факторов. Включают в себя следующие затраты:
-
Зарплату сотрудникам. -
Расходы на транспорт. -
Траты на электричество, нужное для обеспечения функционирования предприятия. -
Затраты на сырье и материалы.
Рекомендуется отслеживать динамику переменных издержек, так как они отображают эффективность работы предприятия. К примеру, при увеличении оптимальных масштабов деятельности компании повышаются транспортные издержки. Требуется нанимать больше перевозчиков для возросшего количества продукции. Сырье необходимо оперативно переправлять на штаб. Все это увеличивает расходы на транспорт, что моментально сказывается на показателе переменных издержек.
Общие издержки
Общие (они же валовые) издержки (ОИ) – это траты на текущий период, которые нужны для изготовления основного продукта предприятия. Они включают в себя расходы на все производственные факторы. Размер ОИ будет зависеть от следующих факторов:
-
Количества выпускаемой продукции. -
Рыночной стоимости применяемых ресурсов.
К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п.
К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.
27 ВОПРОС(Издержки в длительном периоде. Эффект масштаба)
В долгосрочном периоде все издержки выступают в качестве переменных, поскольку в течение долгосрочного временного интервала могут изменяться объемы не только постоянных, но и переменных затрат. Анализ долгосрочного временного интервала осуществляется на основе долгосрочных средних и предельных издержек.
Эффект масштаба — это преимущества в виде снижения затрат на единицу произведенных товаров или услуг, которые являются результатом крупномасштабного производства.
Когда в течение заданного промежутка времени производится все больше и больше единиц продукции, процентное увеличение общих затрат оказывается меньше процентного увеличения общих единиц продукции. Но только до определенного предела.
Эффект масштаба иногда подразделяется на (1) внутренний и (2) внешний. Внутренний эффект возникает из факторов внутри фирмы, в то время как внешний эффект масштаба обычно вызван факторами в окружающей среде, в которой работает фирма.