Файл: Первый вопрос(Предмет, цели, задачи экономической науки. Этапы развития науки.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Первый вопрос(Предмет, цели, задачи экономической науки. Этапы развития науки.)
Второй вопрос(Потребности общества и их формы. Безграничность потребностей. Блага.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС(Экономические агенты. Экономический кругооборот.)
ПЯТЫЙ ВОПРОС(Типы экономических систем)
ШЕСТОЙ ВОПРОС(Модели смешанной экономики)
ВОСЬМОЙ ВОПРОС( Понятие, условия и виды конкуренции)
ДЕВЯТЫЙ ВОПРОС(Закон спроса, кривая спроса. Факторы спроса. Исключения из закона спроса)
ДЕСЯТЫЙ ВОПРОС(Закон предложения, кривая предложения. Факторы предложения.)
11 ВОПРОС(Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишек потребителя и производителя)
12 ВОПРОС(Равновесие по Маршаллу. Равновесие по Вальрасу)
13 ВОПРОС(Особые случаи равновесия. Паутинообразная модель равновесия)
фактор эластичности предложения
16 ВОПРОС Эластичность предложения по цене. Факторы эластичности
17 ВОПРОС(Перекрестная эластичность)
18 ВОПРОС(Практическое применение теории эластичности)
19 ВОПРОС (Потребности людей и полезность благ. Общая и предельная полезность.)
21 ВОПРОС(Ординалистская концепция: кривые безразличия и бюджетное ограничение.
22 ВОПРОС (Фирма как субъект рыночного хозяйства. Функции фирмы.)
23 ВОПРОС(Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.)
24 ВОПРОС(Производственная функция. Изокванты.)
25 ВОПРОС(Прибыль фирмы: экономический и бухгалтерский подход)
26.Понятие издержек и их классификация. Издержки в краткосрочном периоде.
Постоянные и переменные издержки
27 ВОПРОС(Издержки в длительном периоде. Эффект масштаба)
29 ВОПРОС(Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном
30 ВОПРОС (Монополия как рыночная структура. Типы монополий. Социально-
экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование)
31 ВОПРОС(Поведение монополии в краткосрочном периоде)
32 ВОПРОС(Основные черты монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта)
33.Равновесие фирмы монополистической конкуренции в краткосрочном и
34 ВОПРОС(Особенности олигополистического рынка)
35 ВОПРОС (Ценообразовние на олигополистическом рынке. Нескоординированная
Первый вопрос(Предмет, цели, задачи экономической науки. Этапы развития науки.)
Экономическая теория-наука об удовлетворении неограниченных потребностей в условии ограниченных ресурсов
Потребности-это стимул производства экономических благ
Ресурсы-то что используется при производстве благ( пять групп земля капитал и так далее)
Предмет- это то что изучается (прошел три этапа развития)
-
ПЕРВЫЙ ЭТАП- экономия наука о правильном ведении домашнего хозяйства
-
(рубеж 16-го 17-го века (школа меркантилизма кене и тюрго))основы экономики-развитие торговли -
Физиократы(сельхоз.производство-основа экономики)
-
ВТОРОЙ ЭТАП-Политическая экономия-наука о богатстве нации (Адам смит, Девид Реккар)разделения труда
Трудовая теория стоимости (Жан батист сей) школа маржинализма Карл Менгер,Бем-Баберг активно внедрили в мат анализ расчёт предельных величин неоклассическая школа (Альфред маршал)
киньсеанская экономическая школа
-
ТРЕТИЙ ЭТАП-экономикс
Второй вопрос(Потребности общества и их формы. Безграничность потребностей. Блага.)
Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.
Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке.
При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнообразны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются.
Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребн
= ТРЕТИЙ ВОПРОС(Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производственные возможности.)
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.
Существуют следующие виды экономических ресурсов:
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.
Все экономические ресурсы обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Ограниченность ресурсов в эк-ке(абсалютн. и относ-ная) пораждает проблему выбора в эк-ке, кот-рая отражается в 3-х фундамент. вопросах эк-кого развития общества:
- Что должно производиться?( какие блага, в каком кол-ве)
- Как производить, т.е. с помощью каких ограниченных ресурсов и способов их соединения, производить нужные людям блага
- Для кого производить эти экономические блага, т.е. кто будет потреблять продукцию.
Кривая произв-ных возможностей общества (кривая трансф-ции):
данные о производстве станков (средств производства) на вертикальной оси, а данные о производстве конфет (потребительских товаров) на горизонтальной оси. Все сочетания конфет и станков на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
Хар-ка кривой трансф-ции: 1)каждая точка кривой характеризует max возможности объемов производства. 2)если точка располагается внутри кривой, то ресурсы используются неэффективно(не полно). 3)достижение точки за кривой невозможно при заданных условиях(но такие точки недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Расширение границы производственных возможностей (переход в точку вне кривой) возможно при внедрении новых технологий, увеличении производ-сти труда) 4)возрастание временных издержек предопределяет вогнутость кривой.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС(Экономические агенты. Экономический кругооборот.)
К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.
ПЯТЫЙ ВОПРОС(Типы экономических систем)
ШЕСТОЙ ВОПРОС(Модели смешанной экономики)
СЕДЬМОЙ ВОПРОС(Сущность, основные черты современного рыночного хозяйства и условия возникновения рынка. Виды рынков и их структура. Функции рынка.)
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
-
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг. -
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить. -
Цена, которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
-
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт. -
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора. -
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг. -
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом. -
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики. -
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
ВОСЬМОЙ ВОПРОС( Понятие, условия и виды конкуренции)
Экономическая конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
-
Основные условия конкуренции выглядят следующим образом:
экономическая обособленность производителя
зависимость производителей товаров от конъюнктуры рынка
противостояние другим участникам рынка
наличие большого количества равноправных субъектов
ДЕВЯТЫЙ ВОПРОС(Закон спроса, кривая спроса. Факторы спроса. Исключения из закона спроса)
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товараНа величину спроса оказывает влияние два вида факторов:– цена на товар; – неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.
1. Товары Гиффена. Он заключается в том, что при понижении цен не всегда повышается спрос. Это малоценные или низкокачественные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении цен на них, а не снижается, как следовало бы ожидать. Это могут быть товары, занимающие, например, большое место в бюджете малоимущих потребителей.
2.Эффект цена – показатель качества. С повышением цены на товар покупатели считают, что товар более качественен. Здесь цена принимается за показатель качества, однако, убеждаясь в том, что качество товара не соответствует цене, потребитель отказывается от него. Данный эффект носит непродолжительный характер.