Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| для других, недостаток защищенности |
IX. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, получаемых от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим |
|
Сектор "Сверстники вне школы" | |
X. Предпочтение общения со старшими детьми и подростками |
|
Диагностические показатели беседы | Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков |
XI. Предпочтение общения с детьми и подростками более младшего возраста |
|
Графическая беседа "Радости и огорчения моей жизни"
Тематика этой беседы - жизненный путь - непосредственно реализует принцип биографичности, что соответствует выраженной актуальной потребности подростка, старшего школьника выделять и обсуждать близкие
и далекие перспективы своей жизни, их связи с прошлыми этапами. В зависимости от целей консультации, гипотезы, возникшей в ходе консультативного процесса, структурная рамка беседы позволяет специалисту свободно останавливаться на любом отрезке событий жизни клиента, что является очевидным достоинством беседы, так как делает ее гибкой и эвристичной. В ходе построения подростком прошлых и настоящих этапов "дороги жизни" появляется возможность обсудить те переживания, которые сопутствовали его возрастным кризисным этапам, например: поступление в школу, переход в средние классы, проживание периода подростничества. Сопоставление "сегодняшней" ситуации с прошлыми критическими периодами открывает возможности обсуждения различных путей преодоления возникших трудностей.
При графическом изображении жизненного пути ребенка у консультанта появляется возможность более подробно обсуждать периоды кризисного развития ребенка в рамках возрастной периодизации. Консультант может легко
сообщить ему необходимую информацию о типичной модели возрастного развития, личностных ресурсах, преодоления возрастного кризиса и др.
Беседа с ребенком выявляет субъективную значимость тех или иныхсобытий в его жизни. Проведение же данной процедуры в дополнение к беседе с родителями даетвозможностьувидетьситуациюразвитиястереоскопично- и глазами ребенка,и глазами взрослых.
Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и типичности переживаний ребенка, степень благополучия (в субъективной оценке мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни. Беседа с использованием графических приемов фиксации переживаний ребенка обеспечиваетдополнительнуюинформациюоразличныхсторонахеголичности:потребностях,интересах,ценностных ориентациях.
Оборудование и материалы. Стандартный лист бумаги, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе содержание и преобладающий характер переживаний по поводу построенного ребенком событийного ряда его жизни. Совместная работа психолога с ребенком строится в следующем направлении:
-
Изображается вдоль листа линия - "дорога жизни" ребенка от рождения до настоящего момента. На ней выделяются интервалы, связанные с пребыванием ребенка в яслях, в детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каждый следующий класс). -
Выделяются два пространства - над и под линией; предлагается вспомнить и прокомментировать те или иные жизненные события: сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным - периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветной штриховки (редкая/ сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.
Обработкаиинтерпретацияданных.Характер высказываний, сопровождающих выполнение совместного задания, позволяет увидеть значимость того или иного содержания событий жизни ребенка, определившего силу его переживаний.
Если у одних детей радостные события связаны с приобретением того или иного предмета (магнитофона, велосипеда и др.), с приобщением к новому статусу (поступление в школу, переход в новый класс), то у других - с появлением подруги, друга. Огорчения в жизни один ребенок связывает с потерей вещей, болезнью, другой - с появлением того или иного "нехорошего" человека в его жизни, с отчаянным поступком.
Различие в содержании событийного ряда жизни позволяет увидеть избирательные, ценностно-смысловые отношения ребенка ко многим сторонам его жизнедеятельности, уникальный опыт переживания успеха,
радости, личностные ресурсы, позволяющие преодолеть трудности, а также сложившиеся способы их преодоления. (1)