Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способов изменения конфликтных взаимоотношений.

Оборудование и материалы. Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя - горизонтальной и вертикальной - линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).



Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Построение и содержание беседы представлены в таблице.

Построение и содержание беседы


Этап беседы

Высказывания- побуждения психолога

Действия психолога




"Я знаю, что любой







человек не любит







отвечать на вопросы

Организация сотрудничества

Установление

незнакомого. Давай

с ребенком, снятие

контакта

лучше мы вместе

настороженности, присущей




попытаемся изобразить

началу общения




твою жизнь, а потом







обсудим некоторые







интересные и важные ее моменты"





Построение круга ("дома") общения


"Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место ("дом") в этом круге твоего общения

Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы: "школа" и "вне школы"; горизонтальная - выделяет секторы "сверстники" и "взрослые"




"Теперь надо заселить







каждый "дом" людьми, с

"Вводит" в круг общения всех




которыми тебе

названных ребенком детей и




приходится сталкиваться

взрослых с помощью




более близко. Это могут

условного обозначения

"Заселение" круга общения

быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели),

но среди них могут

(прямоугольника на окружности).

Выясняет возраст детей,




оказаться и неприятные;

обстоятельства




ты бы с ними и не хотел

взаимодействия.




общаться, но приходится

Высказывания ребенка




это делать по самым

фиксируются в протоколе




разным причинам"







"Давай обозначим в твоем

В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе




круге людей, с которыми




у тебя сложились добрые




отношения, и тех,

Выявление круга

общение с которыми тебя

симпатий -

огорчает. Давай будем

антипатий

использовать два




карандаша: темный -




недоброжелательный" и




светлый - "радостный",




"приветливый"

Выявление меры

"Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один - в середине и еще один маленький - в центре; здесь поместим тебя, напишем твое имя.

С помощью линии

соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия, антипатия) между участниками круга общения.

взаимопринятия

участников

общения с точки

зрения ребенка








С помощью двух

С помощью стрелки

карандашей давай

обозначаются направление и

покажем, кто как к кому

мера выраженности

относится, кто больше

отношений (до внутренней

друг другу доставляет

или внешней окружности и

радость, кто и насколько

др.)

друг другу неприятен"





Обработка и интерпретация данных

Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы - заполненный круг общения) предполагает:

  1. сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;

  2. сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;

  3. выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);

  4. выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

Диагностическими показателями итога беседы ("заселенный" ребенком круг общения) могут рассматриваться:

количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели - "сверхзаселенность", "малозаселенность", "незаселенность"

того или иного сектора, всего круга;

преобладающаямодальностьотношений(положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;

меравзаимностиотношений(односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;

гомогенность/гетерогенностькруга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).

Полученные результаты в зависимости от конкретных задач консультирования могут быть интерпретированы по следующим категориям: сензитивностьребенка к тем или иным сферам взаимодействия, связанная с решением задач возрастного развития: значимость общения с учителем в младшем школьном возрасте, со сверстниками - в подростковом возрасте (М.Э.Боцманова, Т. В.Драгунова, А.В.Захарова, Н.С.Лейтес,

Д.Б.Эльконин и др.);

ведущийвиддеятельностимладшего школьника и подростка (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);

возрастные новообразования в развитии межличностных отношений: чувство взрослости подростка (Д. Б.Эльконин, Т. В.Драгунова), типичные поведенческие реакции подростка (А.Е.Личко);

индивидуальныйстильобщения и поведения, обусловленный психофизиологическими особенностями и личностными образованиями ребенка (Е. А. Климов и др.);

событийностьжизни ребенка (В. И. Слободчиков);

защитныемеханизмыличности
и формы поведения, типичные в детском и подростковом возрасте (Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л.С.Славина и др.);

групповая и личностная идентичность(Э.Эриксон).

Диагностические показатели графической беседы и содержание интерпретации ее результатов

Диагностические

Перечень

возможных

гипотез

о

показатели беседы

личностном и возрастном развитии детей и подростков

"Заселенность" круга общения



I. "Сверхзаселенный" круг общения (много людей в каждом секторе)

  1. Благополучная ситуация развития ребенка в целом, которая рассматривается как индивидуальный стиль общения; выражен экстравертированный тип отношения.

  2. Стремление выделиться, демонстративный тип общения.

  3. Социально одобряемый ответ при наличии конфликтного общения


II. "Малозаселенный" круг общения

  1. Индивидуальный стиль общения ребенка связан с интровертированным типом отношения.

  2. Недостаточная со-бытийность (по В.И.Слободчикову) жизни подростка с другими людьми.

  3. Неблагоприятный предшествующий опыт общения, "уход" от людей; трудная жизненная ситуация в настоящий период.

  4. Трудности становления групповой идентичности.

  5. Чувство одиночества, заброшенности

Диагностические показатели беседы

Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков

Сектор "Взрослые вне школы"


III. Сектор не заполнен (или "забывают", или отказываются кого-либо включать)

  1. Вытеснение отношений со взрослыми в силу авторитарного, жесткого стиля их воспитания.

  2. Реакция эмансипации подростка как стремление освободиться от опеки, контроля, покровительства родителей, потребность самоутвердиться



IV. Отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно

  1. Связано с потерей взрослыми авторитета у подростка.

  2. Показатель интенсивного роста самосознания подростка, способности критической оценки отношений.

  3. Конфликт в семье как следствие отвержения и нетерпимости взрослых к








содержанию и форме взросления подростка



V. Подмена общения с близкими взрослыми общением с "внешними" взрослыми, с которыми у ребенка устанавливаются либо деловые (тренер и др.), либо доверительные отношения (сосед и др.)

  1. Возможны причины, перечисленные в показателях III и IV.

  2. Выражены интересы, занятие собственным делом, хобби-реакции (по А.Е.Личко).

  3. Поиск идентичности (групповой), идеала для подражания, выражена поведенческая реакция имитации (по А.Е.Личко).

  4. Поиск самоидентичности, потребность в признании и одобрении среди взрослых.

  5. Общение со взрослыми как компенсация возможных трудностей в общении со сверстниками

Сектор "Взрослые в школе"



VI. Сектор не заполнен, или отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно

  1. Трудности в обучении и как следствие отвержение учителей.

  2. Конфликт с учителем или учителями: смысловые барьеры (по М.С.Неймарк) и др.

  3. Поведенческая реакция эмансипации подростков.

  4. Потеря значимости школьной жизни и общения с учителями, интерес к другим отношениям со взрослыми

Диагностические показатели беседы

Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков

Сектор "Сверстники в школе"


VII. Круг этого общения отсутствует (сужен), или отношения окрашены негативно

  1. Зона конфликта связана с отвержением ребенка группой или значимым сверстником.

  2. Неудовлетворенность имеющимися отношениями в классе, поиск новых.

  3. Неудовлетворенность своим местом, ролью в группе

VIII. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресованных другим, превышают те, которые ребенок получает от других

  1. Возможны причины, перечисленные в показателе VII.

  2. Выражено стремление "войти" в новую группу, поиск своего места в группе.

  3. Потребность подростка в группировании (по А.Е.Личко), зависимость от группы.

  4. Неуверенность в своей привлекательности