Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клинико-биографический метод
Процедурапроведениябеседы:
Цель беседы — проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда неясных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств личности.
Исследование проводится строго индивидуально и занимает около 1 часа. Беседу рекомендуется проводить в специально организованном помещении (кабинете психолога) при хорошем освещении.
На беседу приглашаются, как правило, «идентифицированный пациент» и его родители, а при необходимости — и другие члены семьи
(например, братья и сестры). Чтобы раскрыть принципы проведения ин- тервью, предлагаем следующий алгоритм беседы. Контакт, общая информация, присоединение. Интервьюирующий представляется в первую очередь сам, узнает имена членов семьи, опрашивая при этом каждого, информирует о цели и продолжительности встречи и делает акцент на диагностических проблемах. Присоединение заключается в способности психотерапевта установить контакт с каждым членом семьи для дальнейшего успешного лечения.
Существуют три типа присоединения по Минухину: поддержка, сле- дование, отражение.
Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил. Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения. Вовлекать первым в интервью пациента не всегда рекомендуется, так как он может воспринять это как еще одну «родительскую» попытку
вторжения в его границы. Некоторые психотерапевты начинают опрос с менее вовлеченных членов семьи. Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме. Позиция психотерапевта нейтральна на первом этапе и заключается в минимизации комментариев на прямые и непрямые сообщения и невербальное поведение. Используются различные приемы для снижения уровня стресса в семье, поддержки обвиняемого члена семьи, возможных гипотез происхождения проблем. Для уменьшения уникальности симптоматики или в случае сопротивления изменениям часто используется прием «генерализации»: «В некоторых семьях типа вашей...», «В подобных ситуациях в других семьях происходили следующие события...».
Следованиеотносится к умению отражать содержание семейной коммуникации и особенности языка. Психотерапевт входит в семью как человек, поддерживающий ее правила, но заставляет правила работать в своих целях для семьи.
Отражениесостоит в адаптации семейного стиля, эмоций, соответствующих потребностям семьи. Если в семье принято шутить,
психотерапевт использует юмор. Если семья использует тактильные контакты, это может воспроизвести психотерапевт. Он также может присоединиться к изолированному отцу через выкуривание вместе сигареты или снимая галстук (если пациент пришел без него). Отражение часто происходит бессознательно. Изучение предшествующего опыта, путей решения проблемы и принятия решения об обращении за помощью к специалистам. Может быть предложен следующий перечень
вопросов: 1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? 2. Чем отличались отношения в семье перед возник- новением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту? 3. Почему семья обратилась сейчас? 4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер? Исследование индивидуальной проблематики пациента. Как можно объяснить эмоциональные и поведенческие отклонения у пациента? Переход к следующему пункту интервью подразумевает вопрос: какую функцию при стабилизации семьи выполняет симптом?
Сборинформации
Оценка пациентов с психосоматическим расстройствами требует тщательного сбора анамнеза. Предлагаемый оценочный алгоритм предназначен для тех специалистов и учреждений, которые нацелены на диагностику и психотерапию и в стационаре, и в амбулаторно.
Алгоритм представляет собой универсальную форму, которую можно использовать с некоторыми модификациями у детей, подростков и взрослых в качестве диагностического инструментария перед проведением индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
1)Семейныйанамнез.Легче всего осуществлять сбор информации пользуясь методом «интервью по генограмме».
Интервьюпогенограмме является ценным методическим приемом, помогающим быстро сориентироваться в семейной истории. Сбор
информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью
более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации — к исторической хронологии семейных событий; от легких вопросов — к трудным, провоцирующим тревогу; от очевидных фактов — к суждениям о взаимоотношениях и далее — к циркулярным гипотезам о семейном функционировании. Когда семья приходит с проблемой, она часто имеет собственную точку зрения на ее природу. Как правило, это ригидный, несистемный взгляд, основанный на вере, что только один человек, носитель симптомов, нуждается в изменении. Любые попытки двигаться не- посредственно в другие проблемные зоны семьи часто будут блокироваться яростным их отрицанием.
Вопросы по генограмме позволяют проникнуть в сердце семейного опыта (рождения, смерти, болезни и интенсивности взаимоотношений) относительно безопасным для семьи способом и разблокировать важные темы.
Сбор информации касается следующих областей: • состав семьи; • демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи); • настоящее состояние проблемы; • история развития проблемы; • анализ жизненного цикла семьи и линии времени (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.); • реакции семьи на важные события семейной истории; • родительские семьи каждого из супругов.
Целью является сбор информации, по крайней мере, о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного
пациента.
Системный подход предполагает изучение не только непосредствен- ного семейного окружения, но и всейэкосистемыпациента. Описание
микросоциального окружения (живущих рядом друзей, родственников и соседей) помогает нам узнать нюансы семейного жизненного пространства.
Кто еще вовлечен в жизнь пациента? Кто из соседей или дальних родственников может быть включен в обсуждение проблемы? Кого из значимых Других мы не учли в обсуждении? В каких условиях живет семья? (в квартире, или снимает квартиру, или живет в общежитии, где есть новорожденный ребенок, который постоянно кричит)?
Заполнен ли дом фотографиями и детскими рисунками или он увешан коврами и антиквариатом, что считается более важным для этой супружеской пары, имеющей маленького ребенка?
Важной информацией являются сведения о приемных детях, вы- кидышах, абортах, рано умерших детях; • другие значимые для семьи люди (друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.); • семейные взаимоотношения (есть ли в семье какие-либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом; есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте; какие члены семьи очень близки друг к другу; кто кому в семье доверяет больше всего; все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют — по каким темам чаще всего конфликты?). Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи. Задавая циркулярные вопросы, терапевт и члены семьи могут обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами