Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика«Самоописание».Детям предлагается написать (первоклассникам составить устный рассказ) на тему «Какой я и чем я отличаюсь от остальных».
Методика «Неоконченные предложения» включает в себя следующие фразы: Я мечтаю, чтобы я лучше…
В будущем я хочу… Когда я стану старше…
Мне бы хотелось, чтобы у меня улучшились… Я стараюсь, чтобы у меня чаще получалось…
Характеристики образа «Я» определяются на основе методики «Самоописание». Преобладание позитивных качеств будет свидетельствовать о позитивном образе «Я», преобладание негативных — о негативном.
Уровень развития рефлексии определяется количеством качеств, упоминаемых ребенком в методике «Самоописание».
Наличие стремления к развитию определяется с помощью методики
«Неоконченные предложения»: фиксируется количество видов деятельности, которые ребенок хочет улучшить.
Об адаптированности к школе будут свидетельствовать низкие результаты по методике «Школьнаятревожность».
Диагностика проводится с группой учащихся (с первоклассниками — индивидуально). (5)
Подростки. История развития ребенка при возникновении проблем в подростковом возрасте, с одной стороны, может иметь определенную спе- цифику, исходить из проблем развития в предшествующих возрастах и, таким образом, может быть отражена в предлагаемом психологическом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем подросткового возраста неотвратимо определяется спецификой социальной и семейной ситуации до начала
подросткового периода. Сбор диагностических сведений в этом отношении касается следующих областей: психиатрические и поведенческие проблемы, школа и работа, социальная компетенция и взаимоотношения с ровесниками, отдых и развлечения, исследование зависимостей (аддиктивное поведение и его аналоги). Обычно в подростковой фазе происходит переоценка значимости родителей и других членов семьи. В связи с этим в данном контексте особую роль играет диагностика нарушенных семейных взаимоотношений (семейный анамнез). Школа — первая работа у подростка. Регулярное ее посещение и положительные школьные оценки требуют наличия определенных социально-психологических навыков у ребенка, соответствующих возрасту, определенного уровня развития социальной компетентности и минимального уровня ориентации на достижения.
Социальная компетентность состоит в способности подростка адекватно общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Она включает в себя как минимум коммуникативные навыки, самоконтроль, умение расслаб- ляться, отдыхать и разрешать проблемы. Школьная дезадаптация способствует появлению эмоциональных и поведенческих расстройств, а резкое снижение успеваемости в школе и школьная дезадаптация могут быть
сигналом о злоупотреблении подростком наркотиками. Очень важна объективная информация (характеристика из школы, показатель интеллекта). Провалы в школьном образовании дают возможность вскрыть и семейный контекст консультируемого случая: каковы установки родителей на школьные достижения и поведение; разделяют ли родители ответ- ственность
за промахи ребенка или они ругают школу; хвалят ли ребенка родители за школьные достижения или «учатся за него». Отношения с ровесниками — также серьезный предиктор психосоматических расстройств у подростков. Специалисту следует расспросить, кто является близким приятелем данного подростка; чем они вместе занимаются; как подросток себя чувствует в неформальной группе. Предпочтение такой группы семье может навести на мысль о семейной дисфункции, а избегание социальных контактов — о тревожном расстройстве личности или слабом развитии социальных и коммуникативных навыков. У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень,
«ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетососудистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булимию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энурез, энкопрез, нейродермит, расстройства менструального цикла и др.(2)
В диагностической беседе с подростками следует придерживаться спокойного не заискивающего тона, по принципу работы со взрослым.
Вопросы касаются сначала общих тем, таких как: кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают
на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы. Далее, касающиеся его заболевания. Что он знает о нем, как проходит лечение, как он
относится к своему заболеванию, как оно влияет на его жизнь, самочувствие, общение. В какие моменты он чувствует себя лучше, а в какие хуже.
С подростком становится возможным применять ряд психологических стандартизированных тестов-опросников, которые будут предложены в следующей теме.
Существуют так же ряд специально разработанных алгоритмов диагностических бесед с подростками. Так, Т.Ю.Андрущенко предлагает, к примеру, следующие варианты:
Представляет собой консультативную беседу, опосредованную графическими приемами, что даетвозможностьвыявитьхарактерпереживании ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми идетьми, т.е. собственно субъективную составляющую социальной ситуацииразвития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить достаточность и необходимость сложившихся условий возрастного и личностного становления.
Диагностическая процедура построена на основе приема графического и цветового опосредствования. Целенаправленная перефокусировка сознания ребенка с "прямого" обсуждения содержания переживаний на "опосредствованное" (обсуждение графических средств их выражения) позволяет в формате консультативной беседы, во-первых, вывести и объективировать психологические проблемы ребенка в продуктах графической деятельности; во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознаваемые переживания с их предметами; в-третьих, провести обсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты.
В работе с подростками данный методический прием может использоваться и на психокоррекционном этапе консультирования.
Благодаря более открытой инструкции в ходе совместной работы психолога
с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отношений, рассмотрение путей и
Методика «Неоконченные предложения» включает в себя следующие фразы: Я мечтаю, чтобы я лучше…
В будущем я хочу… Когда я стану старше…
Мне бы хотелось, чтобы у меня улучшились… Я стараюсь, чтобы у меня чаще получалось…
Характеристики образа «Я» определяются на основе методики «Самоописание». Преобладание позитивных качеств будет свидетельствовать о позитивном образе «Я», преобладание негативных — о негативном.
Уровень развития рефлексии определяется количеством качеств, упоминаемых ребенком в методике «Самоописание».
Наличие стремления к развитию определяется с помощью методики
«Неоконченные предложения»: фиксируется количество видов деятельности, которые ребенок хочет улучшить.
Об адаптированности к школе будут свидетельствовать низкие результаты по методике «Школьнаятревожность».
Диагностика проводится с группой учащихся (с первоклассниками — индивидуально). (5)
Подростки. История развития ребенка при возникновении проблем в подростковом возрасте, с одной стороны, может иметь определенную спе- цифику, исходить из проблем развития в предшествующих возрастах и, таким образом, может быть отражена в предлагаемом психологическом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем подросткового возраста неотвратимо определяется спецификой социальной и семейной ситуации до начала
подросткового периода. Сбор диагностических сведений в этом отношении касается следующих областей: психиатрические и поведенческие проблемы, школа и работа, социальная компетенция и взаимоотношения с ровесниками, отдых и развлечения, исследование зависимостей (аддиктивное поведение и его аналоги). Обычно в подростковой фазе происходит переоценка значимости родителей и других членов семьи. В связи с этим в данном контексте особую роль играет диагностика нарушенных семейных взаимоотношений (семейный анамнез). Школа — первая работа у подростка. Регулярное ее посещение и положительные школьные оценки требуют наличия определенных социально-психологических навыков у ребенка, соответствующих возрасту, определенного уровня развития социальной компетентности и минимального уровня ориентации на достижения.
Социальная компетентность состоит в способности подростка адекватно общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Она включает в себя как минимум коммуникативные навыки, самоконтроль, умение расслаб- ляться, отдыхать и разрешать проблемы. Школьная дезадаптация способствует появлению эмоциональных и поведенческих расстройств, а резкое снижение успеваемости в школе и школьная дезадаптация могут быть
сигналом о злоупотреблении подростком наркотиками. Очень важна объективная информация (характеристика из школы, показатель интеллекта). Провалы в школьном образовании дают возможность вскрыть и семейный контекст консультируемого случая: каковы установки родителей на школьные достижения и поведение; разделяют ли родители ответ- ственность
за промахи ребенка или они ругают школу; хвалят ли ребенка родители за школьные достижения или «учатся за него». Отношения с ровесниками — также серьезный предиктор психосоматических расстройств у подростков. Специалисту следует расспросить, кто является близким приятелем данного подростка; чем они вместе занимаются; как подросток себя чувствует в неформальной группе. Предпочтение такой группы семье может навести на мысль о семейной дисфункции, а избегание социальных контактов — о тревожном расстройстве личности или слабом развитии социальных и коммуникативных навыков. У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень,
«ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетососудистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булимию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энурез, энкопрез, нейродермит, расстройства менструального цикла и др.(2)
В диагностической беседе с подростками следует придерживаться спокойного не заискивающего тона, по принципу работы со взрослым.
Вопросы касаются сначала общих тем, таких как: кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают
на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы. Далее, касающиеся его заболевания. Что он знает о нем, как проходит лечение, как он
относится к своему заболеванию, как оно влияет на его жизнь, самочувствие, общение. В какие моменты он чувствует себя лучше, а в какие хуже.
С подростком становится возможным применять ряд психологических стандартизированных тестов-опросников, которые будут предложены в следующей теме.
Существуют так же ряд специально разработанных алгоритмов диагностических бесед с подростками. Так, Т.Ю.Андрущенко предлагает, к примеру, следующие варианты:
-
Графическая беседа "Мой круг общения" -
Графическая беседа "Радости и огорчения моей жизни"
Графическая беседа "Мой круг общения"
Представляет собой консультативную беседу, опосредованную графическими приемами, что даетвозможностьвыявитьхарактерпереживании ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми идетьми, т.е. собственно субъективную составляющую социальной ситуацииразвития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить достаточность и необходимость сложившихся условий возрастного и личностного становления.
Диагностическая процедура построена на основе приема графического и цветового опосредствования. Целенаправленная перефокусировка сознания ребенка с "прямого" обсуждения содержания переживаний на "опосредствованное" (обсуждение графических средств их выражения) позволяет в формате консультативной беседы, во-первых, вывести и объективировать психологические проблемы ребенка в продуктах графической деятельности; во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознаваемые переживания с их предметами; в-третьих, провести обсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты.
В работе с подростками данный методический прием может использоваться и на психокоррекционном этапе консультирования.
Благодаря более открытой инструкции в ходе совместной работы психолога
с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отношений, рассмотрение путей и