Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способов изменения конфликтных взаимоотношений.
Оборудование и материалы. Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя - горизонтальной и вертикальной - линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Построение и содержание беседы представлены в таблице.
Построение и содержание беседы
Обработка и интерпретация данных
Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы - заполненный круг общения) предполагает:
Диагностическими показателями итога беседы ("заселенный" ребенком круг общения) могут рассматриваться:
количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели - "сверхзаселенность", "малозаселенность", "незаселенность"
того или иного сектора, всего круга;
преобладающаямодальностьотношений(положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
меравзаимностиотношений(односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;
гомогенность/гетерогенностькруга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).
Полученные результаты в зависимости от конкретных задач консультирования могут быть интерпретированы по следующим категориям: сензитивностьребенка к тем или иным сферам взаимодействия, связанная с решением задач возрастного развития: значимость общения с учителем в младшем школьном возрасте, со сверстниками - в подростковом возрасте (М.Э.Боцманова, Т. В.Драгунова, А.В.Захарова, Н.С.Лейтес,
Д.Б.Эльконин и др.);
ведущийвиддеятельностимладшего школьника и подростка (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
возрастные новообразования в развитии межличностных отношений: чувство взрослости подростка (Д. Б.Эльконин, Т. В.Драгунова), типичные поведенческие реакции подростка (А.Е.Личко);
индивидуальныйстильобщения и поведения, обусловленный психофизиологическими особенностями и личностными образованиями ребенка (Е. А. Климов и др.);
событийностьжизни ребенка (В. И. Слободчиков);
защитныемеханизмыличности
и формы поведения, типичные в детском и подростковом возрасте (Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л.С.Славина и др.);
групповая и личностная идентичность(Э.Эриксон).
Диагностические показатели графической беседы и содержание интерпретации ее результатов
Оборудование и материалы. Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя - горизонтальной и вертикальной - линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Построение и содержание беседы представлены в таблице.
Построение и содержание беседы
Этап беседы | Высказывания- побуждения психолога | Действия психолога |
| "Я знаю, что любой | |
| человек не любит | |
| отвечать на вопросы | Организация сотрудничества |
Установление | незнакомого. Давай | с ребенком, снятие |
контакта | лучше мы вместе | настороженности, присущей |
| попытаемся изобразить | началу общения |
| твою жизнь, а потом | |
| обсудим некоторые | |
| интересные и важные ее моменты" | |
Построение круга ("дома") общения | "Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место ("дом") в этом круге твоего общения | Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы: "школа" и "вне школы"; горизонтальная - выделяет секторы "сверстники" и "взрослые" |
| "Теперь надо заселить | |
| каждый "дом" людьми, с | "Вводит" в круг общения всех |
| которыми тебе | названных ребенком детей и |
| приходится сталкиваться | взрослых с помощью |
| более близко. Это могут | условного обозначения |
"Заселение" круга общения | быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), но среди них могут | (прямоугольника на окружности). Выясняет возраст детей, |
| оказаться и неприятные; | обстоятельства |
| ты бы с ними и не хотел | взаимодействия. |
| общаться, но приходится | Высказывания ребенка |
| это делать по самым | фиксируются в протоколе |
| разным причинам" | |
| "Давай обозначим в твоем | В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
| круге людей, с которыми | |
| у тебя сложились добрые | |
| отношения, и тех, | |
Выявление круга | общение с которыми тебя | |
симпатий - | огорчает. Давай будем | |
антипатий | использовать два | |
| карандаша: темный - | |
| недоброжелательный" и | |
| светлый - "радостный", | |
| "приветливый" | |
Выявление меры | "Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один - в середине и еще один маленький - в центре; здесь поместим тебя, напишем твое имя. | С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия, антипатия) между участниками круга общения. |
взаимопринятия | ||
участников | ||
общения с точки | ||
зрения ребенка |
| С помощью двух | С помощью стрелки |
карандашей давай | обозначаются направление и | |
покажем, кто как к кому | мера выраженности | |
относится, кто больше | отношений (до внутренней | |
друг другу доставляет | или внешней окружности и | |
радость, кто и насколько | др.) | |
друг другу неприятен" | |
Обработка и интерпретация данных
Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы - заполненный круг общения) предполагает:
-
сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения; -
сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития; -
выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.); -
выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
Диагностическими показателями итога беседы ("заселенный" ребенком круг общения) могут рассматриваться:
количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели - "сверхзаселенность", "малозаселенность", "незаселенность"
того или иного сектора, всего круга;
преобладающаямодальностьотношений(положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
меравзаимностиотношений(односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;
гомогенность/гетерогенностькруга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).
Полученные результаты в зависимости от конкретных задач консультирования могут быть интерпретированы по следующим категориям: сензитивностьребенка к тем или иным сферам взаимодействия, связанная с решением задач возрастного развития: значимость общения с учителем в младшем школьном возрасте, со сверстниками - в подростковом возрасте (М.Э.Боцманова, Т. В.Драгунова, А.В.Захарова, Н.С.Лейтес,
Д.Б.Эльконин и др.);
ведущийвиддеятельностимладшего школьника и подростка (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
возрастные новообразования в развитии межличностных отношений: чувство взрослости подростка (Д. Б.Эльконин, Т. В.Драгунова), типичные поведенческие реакции подростка (А.Е.Личко);
индивидуальныйстильобщения и поведения, обусловленный психофизиологическими особенностями и личностными образованиями ребенка (Е. А. Климов и др.);
событийностьжизни ребенка (В. И. Слободчиков);
защитныемеханизмыличности
и формы поведения, типичные в детском и подростковом возрасте (Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л.С.Славина и др.);
групповая и личностная идентичность(Э.Эриксон).
Диагностические показатели графической беседы и содержание интерпретации ее результатов
Диагностические | Перечень | возможных | гипотез | о |
показатели беседы | личностном и возрастном развитии детей и подростков |
"Заселенность" круга общения | |
I. "Сверхзаселенный" круг общения (много людей в каждом секторе) |
|
II. "Малозаселенный" круг общения |
|
Диагностические показатели беседы | Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков |
Сектор "Взрослые вне школы" | |
III. Сектор не заполнен (или "забывают", или отказываются кого-либо включать) |
|
IV. Отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно |
|
| содержанию и форме взросления подростка |
V. Подмена общения с близкими взрослыми общением с "внешними" взрослыми, с которыми у ребенка устанавливаются либо деловые (тренер и др.), либо доверительные отношения (сосед и др.) |
|
Сектор "Взрослые в школе" | |
VI. Сектор не заполнен, или отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно |
|
Диагностические показатели беседы | Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков |
Сектор "Сверстники в школе" | |
VII. Круг этого общения отсутствует (сужен), или отношения окрашены негативно |
|
VIII. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресованных другим, превышают те, которые ребенок получает от других |
|