Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
2) НАПИШИТЕ ПИСЬМО СВОЕМУ ТЕЛУ
4) ПРОСТИТЕ СЕБЕ НЕИДЕАЛЬНОСТЬ
1)Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)
2) Упражнение «Круги опущений»
3) Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции»
4) Упражнение «Телесный диалог с подсознанием»
1)Упражнение «Расслабляющее дыхание»
используютсядлясистематической работы над собой. Эту работу целесообразно проводить по методу Э.Куэ, то естьиспользоватьвыбранныефразы как формулысамовнушения, многократнопроговариваемыевпереходныхсостоянияхмеждусномибодрствованием,когдаподсознаниечеловеканаиболеевосприимчивоксамовнушению.Нопроговаривайтеэтифразы не механически, монотонно, а с чувством, с выражением, вкладывая в них внутреннийпосыл, желание настроитьсебянасоответствующуюэмоциональнуюволну.
Критериемправильностивыполненияупражненияслужиттелесныйоткликподсознания,оживлениеранее«привитых» ощущений тела.
Примечание: для восстановления исторической справедливости необходимо отметить, что приоритет открытия подобного метода психокоррекции, по-видимому, принадлежит известному философу-утописту Сен-Симону, который, как известно, заставлял слугу каждое утро будить себя со словами: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела»3.
Аффирмации или позитивные, оптимистические, конструктивные утверждения являются традиционным инструментом психокоррекции, и особенно методов личностного роста. По сути, это не что иное, как жизнеутверждающие формулы самовнушения. И внушение это оказывается действенным, так как опирается на программирующую функцию внутренней речи (А.Р. Лурия). Как подчеркивает В.В. Козлов (1997), работа с аффирмациями замечательна тем, что дает возможность вывести имеющуюся проблему с подсознательного уровня на сознательный, оценить ее на уровне рассудка и перевести негативный контекст проблемы в положительный. Аффирмации также строятся на основе базового психокоррекционного принципа полярности: вначале выявляется негативный
«полюс» психологической проблемы, а затем логически выстраивается уравновешивающий его позитивный «полюс». Среди альтернативных вариантов позитивной формулировки отбирается наиболее удачный, который в дальнейшем и используется для саморегуляции (самопрограммирования).
Наряду с «банком поглаживаний», аффирмации служат еще одним словесно- опосредованным способом убедить в чем-либо подсознание, погасить внутрипсихический конфликт. Однако, в отличие от «поглаживаний», этот способ психокоррекции является скорее узконаправленным, проблемно-специфическим. Конкретные формулировки аффирмации определяются содержанием прорабатываемых психологических проблем, будь то самообвинительные навязчивые мысли, тревожное ожидание неудачи и т.д. Использование аффирмации позволяет человеку самостоятельно
гармонизировать отношения сознания и подсознания и таким способом получить доступ к своим скрытым, подсознательным ресурсам для разрешения стоящих перед ним проблем. В системе Ретри используются телесно-ориентированные аффирмации, дающие возможность диалога с подсознанием. Данная вариация методики близка к фокусировке по Ю. Джендлину, но является более стандартизованной и потому более доступной для работы над собой.
Рассмотрим формулирование аффирмации на конкретном примере. Молодой человек находится в стрессовой ситуации предэкзаменационной лихорадки, обычной для каждого студента. То, что он пишет на «негативной» половине листа, кажется очевидным:
«Я волнуюсь из-за предстоящего экзамена». На правой, соответственно, – утверждение – аффирмация, нейтрализующая эту негативную мысль. При этом важно, чтобы аффирмация не была простым пассивным отрицанием, наподобие «Я не буду волноваться из-за экзамена». Напротив, она должна ориентировать человека на активные действия и предлагать ему определенную перспективу, движение в направлении искомого результата, ориентированное на собственные силы. Желательно также обойтись без употребления частицы «не» и сложных речевых оборотов – сложные грамматические конструкции непонятны для подсознания, которому адресуется жизнеутверждающее послание. Кроме того, формулировки должны относиться к настоящему времени. Правильная формулировка в данном случае такова: «Я спокоен сейчас, я спокоен и перед экзаменом, и во время него».
Необходимо упомянуть и о модифицированных способах «выстраивания» позитивных утверждений или формул самовнушения, использующих речевые шаблоны внушения по
М. Эриксону (так называемая Милтон-модель речи, грамматически напоминающая детскую речь). Чаще всего это могут быть такие приемы, как ложный выбор; искусственное соединение не связанных друг с другом событий как причины и следствия; пресуппозиция или «забегание вперед», когда желаемое представляется как действительное; и наконец, полярное противопоставление (амбивалентность). Приведем в качестве примера модификацию формул самовнушения для избавления от негативных привычек по Р. Коуплан (2000): «Когда бы я ни подумал о том, что мне хочется (формулировка старой привычки), желание станет мне сигналом для (формулировка новой привычки).
Для усиления действия аффирмации целесообразно использовать образное представление, чтобы активизировать подсознание и заставить его работать на желаемый результат (если произвольное представление заданных зрительных образов затруднено, необходимо предварительно проработать навык визуализации с помощью соответствующих упражнений). Для этого, например, к предыдущей аффирмации можно добавить: «невозмутим и спокоен, как холодный айсберг» – и постараться зрительно представить соответствующий образ – синевато-искрящуюся ледяную глыбу. Если картина, которую вы видите своим внутренним взором, будет яркой и проработанной в деталях, вы сможете войти в этот образ настолько, что его мысленное представление будет сопровождаться соответствующими телесными ощущениями. Например, бодрящей свежести, помогающей «встряхнуть» нервную систему, сосредоточить внимание и повысить работоспособность. Или прохлады, успокаивающей разгоряченное тело и охлаждающей эмоциональный
пыл.
Итак,сконцентрируйтевнимание,сосредоточивегонасвоихфизических,телесныхощущениях. Вначале настройтесь на проблему, постарайтесь найти в своем теле ощущения,предположительно связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрицательнымиэмоциями (то есть дискомфортные ощущения, появляющиеся или усиливающиеся, когда выдумаете о данной проблеме – например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущеечувствопустоты «подложечкой»ит.п.Именноэтиощущенияслужатматериаломдлядальнейшейработы.Ихнужноиспользоватькакчувствительныйиндикатор,своегородалакмусовую бумажку тех психолого-коррекционных изменений, которые должны произойти наподсознательномуровне).
Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. Налевой, «темной» половине напишите ту негативную мысль - возможно, самообвинительную, –котораяпервойприходитвголову,когдавыдумаетеорассматриваемойпроблеме.Произнесите ее вслух или мысленно. Понаблюдайте, как при этом меняются дискомфортныетелесныеощущения–какправило,ониусиливаются.Повторитепредыдущийшаг–поработайте с разными вариантами формулировки проблемы, с различными подсказанными еюнегативнымимыслями.Постарайтесьвыбратьизнесколькихвариантовтот,которыйвнаибольшей степени приближается к источнику проблемы - тот, который вызывает самыеяркиедискомфортныеощущения.Теперь
Критериемправильностивыполненияупражненияслужиттелесныйоткликподсознания,оживлениеранее«привитых» ощущений тела.
Примечание: для восстановления исторической справедливости необходимо отметить, что приоритет открытия подобного метода психокоррекции, по-видимому, принадлежит известному философу-утописту Сен-Симону, который, как известно, заставлял слугу каждое утро будить себя со словами: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела»3.
2) Упражнение«Телесно-ориентированныеаффирмации»
Аффирмации или позитивные, оптимистические, конструктивные утверждения являются традиционным инструментом психокоррекции, и особенно методов личностного роста. По сути, это не что иное, как жизнеутверждающие формулы самовнушения. И внушение это оказывается действенным, так как опирается на программирующую функцию внутренней речи (А.Р. Лурия). Как подчеркивает В.В. Козлов (1997), работа с аффирмациями замечательна тем, что дает возможность вывести имеющуюся проблему с подсознательного уровня на сознательный, оценить ее на уровне рассудка и перевести негативный контекст проблемы в положительный. Аффирмации также строятся на основе базового психокоррекционного принципа полярности: вначале выявляется негативный
«полюс» психологической проблемы, а затем логически выстраивается уравновешивающий его позитивный «полюс». Среди альтернативных вариантов позитивной формулировки отбирается наиболее удачный, который в дальнейшем и используется для саморегуляции (самопрограммирования).
Наряду с «банком поглаживаний», аффирмации служат еще одним словесно- опосредованным способом убедить в чем-либо подсознание, погасить внутрипсихический конфликт. Однако, в отличие от «поглаживаний», этот способ психокоррекции является скорее узконаправленным, проблемно-специфическим. Конкретные формулировки аффирмации определяются содержанием прорабатываемых психологических проблем, будь то самообвинительные навязчивые мысли, тревожное ожидание неудачи и т.д. Использование аффирмации позволяет человеку самостоятельно
гармонизировать отношения сознания и подсознания и таким способом получить доступ к своим скрытым, подсознательным ресурсам для разрешения стоящих перед ним проблем. В системе Ретри используются телесно-ориентированные аффирмации, дающие возможность диалога с подсознанием. Данная вариация методики близка к фокусировке по Ю. Джендлину, но является более стандартизованной и потому более доступной для работы над собой.
Рассмотрим формулирование аффирмации на конкретном примере. Молодой человек находится в стрессовой ситуации предэкзаменационной лихорадки, обычной для каждого студента. То, что он пишет на «негативной» половине листа, кажется очевидным:
«Я волнуюсь из-за предстоящего экзамена». На правой, соответственно, – утверждение – аффирмация, нейтрализующая эту негативную мысль. При этом важно, чтобы аффирмация не была простым пассивным отрицанием, наподобие «Я не буду волноваться из-за экзамена». Напротив, она должна ориентировать человека на активные действия и предлагать ему определенную перспективу, движение в направлении искомого результата, ориентированное на собственные силы. Желательно также обойтись без употребления частицы «не» и сложных речевых оборотов – сложные грамматические конструкции непонятны для подсознания, которому адресуется жизнеутверждающее послание. Кроме того, формулировки должны относиться к настоящему времени. Правильная формулировка в данном случае такова: «Я спокоен сейчас, я спокоен и перед экзаменом, и во время него».
Необходимо упомянуть и о модифицированных способах «выстраивания» позитивных утверждений или формул самовнушения, использующих речевые шаблоны внушения по
М. Эриксону (так называемая Милтон-модель речи, грамматически напоминающая детскую речь). Чаще всего это могут быть такие приемы, как ложный выбор; искусственное соединение не связанных друг с другом событий как причины и следствия; пресуппозиция или «забегание вперед», когда желаемое представляется как действительное; и наконец, полярное противопоставление (амбивалентность). Приведем в качестве примера модификацию формул самовнушения для избавления от негативных привычек по Р. Коуплан (2000): «Когда бы я ни подумал о том, что мне хочется (формулировка старой привычки), желание станет мне сигналом для (формулировка новой привычки).
Для усиления действия аффирмации целесообразно использовать образное представление, чтобы активизировать подсознание и заставить его работать на желаемый результат (если произвольное представление заданных зрительных образов затруднено, необходимо предварительно проработать навык визуализации с помощью соответствующих упражнений). Для этого, например, к предыдущей аффирмации можно добавить: «невозмутим и спокоен, как холодный айсберг» – и постараться зрительно представить соответствующий образ – синевато-искрящуюся ледяную глыбу. Если картина, которую вы видите своим внутренним взором, будет яркой и проработанной в деталях, вы сможете войти в этот образ настолько, что его мысленное представление будет сопровождаться соответствующими телесными ощущениями. Например, бодрящей свежести, помогающей «встряхнуть» нервную систему, сосредоточить внимание и повысить работоспособность. Или прохлады, успокаивающей разгоряченное тело и охлаждающей эмоциональный
пыл.
Итак,сконцентрируйтевнимание,сосредоточивегонасвоихфизических,телесныхощущениях. Вначале настройтесь на проблему, постарайтесь найти в своем теле ощущения,предположительно связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрицательнымиэмоциями (то есть дискомфортные ощущения, появляющиеся или усиливающиеся, когда выдумаете о данной проблеме – например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущеечувствопустоты «подложечкой»ит.п.Именноэтиощущенияслужатматериаломдлядальнейшейработы.Ихнужноиспользоватькакчувствительныйиндикатор,своегородалакмусовую бумажку тех психолого-коррекционных изменений, которые должны произойти наподсознательномуровне).
Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. Налевой, «темной» половине напишите ту негативную мысль - возможно, самообвинительную, –котораяпервойприходитвголову,когдавыдумаетеорассматриваемойпроблеме.Произнесите ее вслух или мысленно. Понаблюдайте, как при этом меняются дискомфортныетелесныеощущения–какправило,ониусиливаются.Повторитепредыдущийшаг–поработайте с разными вариантами формулировки проблемы, с различными подсказанными еюнегативнымимыслями.Постарайтесьвыбратьизнесколькихвариантовтот,которыйвнаибольшей степени приближается к источнику проблемы - тот, который вызывает самыеяркиедискомфортныеощущения.Теперь