Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка результатов


Обработка результатов тестирования состоит из двух пос­ледовательных этапов:

  1. Качественная обработка, или кодирование ответов, в процессе которой осуществляется перевод речевых высказываний испытуемого в систему символов, характеризующих тип и направ­ление фрустрационных реакций.

  2. Количественная обработка, или подсчет процентного рас­пределения реакций по каждому направлению и по каждому типу, определение индивидуального «профиля», отражающего особен­ности поведения человека в ситуациях фрустрации.

Для качественной обработки ответов следует пользоваться таблицей из Приложения 1. Прежде всего необходимо опреде­лить, к какому типу реакции относится высказывание испытуе­мого. Трем типам реакций соответствуют три столбца таблицы.

Первый столбец соответствует типу О-D. Сюда попадают ответы, в которых дается какая-либо эмоциональная оценка событиям.

Второй столбец соответствует типу Е-D. Сюда попадают ответы, в которых оцениваются люди, попавшие в неприятную ситуацию.

Третий столбец соответствует типу N-Р. Сюда попадают ответы, в которых предлагается рациональное решение пробле­мы или конфликта, предпринимается попытка преобразовать ситуацию.

Необходимо отметить, что в ответах некоторых испытуемых может происходить смена типа реагирования. В этом случае от­вет разбивается на две части, и далее каждая часть кодируется самостоятельно. Если испытуемый отвечает очень пространно, длинно, с отступлениями и пояснениями, в результате чего тип го реакций многократно меняется, следует ограничиться пер­выми двумя типами, а остальные отбросить.

Например, по картинке №1 испытуемый дает следующий ответ: «Не очень-то Вы старались. Что мне теперь делать с грязным кос­тюмом? Ну, ладно. Может быть, высохнет - не видно будет». От­вет содержит четыре реакции. Оставляются только две первые, содержащие осуждение другого человека («Не очень-то Вы ста­рались» - тип Е-D, реакция Е) и попытку получить его совет для решения возникшей проблемы («Что мне теперь делать с гряз­ным костюмом?» - тип N-Р, реакция е). Две последние реакции не рассматриваются. В первых двух реакциях испытуемого отра­жается константный алгоритм его действий в стрессовых ситуа­циях («программное реагирование» и начальный этап «ситуаци­онного реагирования»). В данном примере «тактика» испытуемо­го состояла в том, что сначала он обругал человека, а потом у него же попросил совета.


После того, как определен тип реакции, следует уточнить ее направление и выбрать соответствующий символ для кодирова­ния ответа. В ответе, относящемся к одному типу реагирования, не может содержаться одновременно два разных направления реагирования.

Например, если человек говорит: «Как жалко! Ну ладно, ни­чего особенного не случилось», - то обе части ответа попадают в столбец О-D (оценка события). Однако этот ответ одновре­менно содержит два направления реагирования: экстрапунитивное («Как жалко!» - Е') и импунитивное («Ну ладно, ничего особен­ного не случилось» - М'). Вторую реакцию следует отбросить и выбрать для кодирования только символ Е'. Если ответ звучит: «Как жалко! А вы не знаете, где еще можно достать такую книж­ку?», - то в этом случае кодируются обе части ответа, так как они относятся к разным типам реагирования. Первая часть («Как жалко») - это экстрапунитивная реакция по типу О-D, кодируется Е', вторая часть («А вы не знаете, где еще можно достать такую книж­ку?») - экстрапунитивная реакция по типу N-Р, кодируется е.

Символом Е' обозначаются ответы, в которых все происхо­дящее на картинке оценивается как крайне неприятное. Отрица­тельное отношение к случившемуся, неприятные эмоциональные переживания могут выражаться как в форме восклицаний обще­го типа (например: «Ужасно!», «Жалко!», «Какжаль!», «Чертвозьми!», «О, господи!» и т. п.), так и в форме акцентирования внимания на каком-либо особенно фрустрирующем аспекте ситуации (напри­мер: «Но мне для работы нужны все книги!» (в ситуации №6), «Но на улице дождь!» (№9)). В детском варианте теста символом Е' кодируются ответы: «Не дам!», «Не отдам!» - в ситуациях №№2, 8, 16. Суть этих ответов состоит в закреплении создавше­гося положения, сопротивлении изменениям, что можно проин­терпретировать как застревание в ситуации фрустрации. Фор­мально эти ответы выглядят как принятие решения, однако, они не служат разрешению конфликта, а, напротив, углубляют его попыткой сохранить, закрепить создавшееся положение. Изме­нение положения нежелательно для ребенка, так как дальнейшее развитие событий оценивается им как крайне неприятное (не хо­чет оставаться без самоката и т. д.).

Символом I' обозначаются ответы, в которых события, изоб­раженные на картинке, воспринимаются положительно (например: «Посуда бьется к счастью!» (№2), «Шляпа Петрова гораздо лучше моей» (№12)). Акцент также может делаться на тех выгодах, кото­рые человек может извлечь из такого поворота событий (напри­мер: «Наконец-то я отнесу костюм в химчистку» - I', I (№1), «Зато я высплюсь» - I', i(№3)). Ситуация может представляться как нео­жиданный «подарок судьбы» (например: «Просто замечательно! Мне так не хотелось ехать в эту командировку!» (№4)).



Символом М' обозначаются ответы, в которых события, про­ходящие на картинке, оцениваются как не имеющие никакого значения. Часто для этого используются выражения: «Ничего страшного» «Ничего» и т. п. Возникшие осложнения и неприятности не замечаются или отрицаются (например: «Ничего, уеду на следу­ющем» - М, m (№4), «Хорошо, я подожду» - М', i (№9), «Ничего, мне видно» (№3)).

Символом Е обозначаются ответы, содержащие обвинения, угрозы, упреки, направленные на окружающих людей. Они могут иметь не только явно агрессивную форму, но и звучать как корректные за­мечания, пожелания, вежливая критика, поучения или саркастические восклицания. Например: «В следующий раз будьте внимательнее» (№1), «Я Вас уже целый час жду!» (№7), «Ох уж этот Петров!» (№12), «Свои обещания следует выполнять» (№13), «Вечно она опаздыва­ет!» (№14), «Вам надо было быстрее ехать» (№16) и т. п.

Символом Е (Е с подчеркиванием) кодируются ответы, в которых испытуемый активно отрицает свою вину, причастность к произошедшему событию. Например: «Я к ней не прикасался» (№2), «Нет, я нормально разговариваю» (№7), «Я тут не при чем» (№21) и т. п. В таких ответах подразумевается, что обвиняющий человек не прав в своих претензиях.

Символом I обозначаются ответы, в которых испытуемый признает свою вину, просит прощения. Ответ может начинаться со слов «извините», «простите». Например: «Извините, я такой неуклюжий» (№2). К этой же категории относятся ответы, в кото­рых человек признает, что сам создал себе неприятности. Напри­мер: «Мне не надо было так близко подходить к проезжей части» (№1), «Надо было сдать плащ в другую химчистку» (№9).

Символом I (I с подчеркиванием) кодируются ответы, в которых испытуемый также признает свою вину, но оправдыва­ется и пытается привлечь на помощь смягчающие обстоятельства. Например: «Я нечаянно» (№2), «Я опаздываю на совеща­ние» (№19). Такие ответы могут встречаться не только в ситуа­циях обвинения. Человек может стараться объяснить, почему он вынужден поступать так, что невольно причиняет другим непри­ятности или нарушает установленные правила (например: «Из­вините, я не знала» (№6)).

Символом М обозначаются ответы, в которых подтвержда­ется невиновность человека, принимаются приносимые им изви­нения или ситуация интерпретируется таким образом, что обви­нение с человека снимается. Например: «Да, Вы в этом не вино­ваты» (№4), «Ладно, прощаю» (№11), «Наверное, опять что-то с транспортом» (№14), «У нее, видимо, важная встреча» (№20). Подразумевается, что человек либо не может управлять ситуаци­ей в силу не зависящих от него объективных причин, либо имеет право поступать соответствующим образом. (Эти ответы надо от­личать от ответов 1 (с подчеркиванием), в которых человек при­знает свою вину, хотя и старается оправдаться.) Символом М обозначаются ответы, снимающие обвинение с человека по той причине, что такое может случиться с каждым. Происшествие от­носят к категории неприятностей, от которых никто не застрахо­ван. Например: «Ну, такое с каждым может случиться» (№17)


Символом е кодируются ответы, в которых содержатся по­пытки разрешить ситуацию с помощью других людей. Предпола­гается, что чьи-то решения, советы, помощь, действия послужат преобразованию ситуации, смогут изменить ее к лучшему. Эти ответы можно условно подразделить на несколько типов:

• «Безадресное» взывание о помощи (например: «И что мне теперь делать?» (№4), «А как мне быть?» (№15)). Человек хочет справиться с ситуацией, ищет помощи, но не знает, к кому и как обратиться. Он готов воспринять помощь, но не умеет ее полу­чать, добиваться.

  • «Адресные» обращения (например: «А может, Вы сделаете исключение?» (№6), «Ты не знаешь телефон Петрова?» (№12), «А ты попробуй, может быть, получится» (№3, детский вариант)). Человек умеет получать помощь от окружающих людей, знает, к кому и как надо обратиться, кто может помочь в каждом конкрет­ном случае.

  • Ожидание указаний, стремление получить руководство к действию (например: «А когда Вы сможете меня принять?» (№13), «Как я могу возместить Вам ущерб?» (№2)). Человек считает, что решение проблемы зависит от других, а не от него. Кто-то должен принять решение, а он уже в соответствии с этим будет действовать.

  • Управление действиями других людей (например: «Довезите меня до химчистки» (№1), «Снимите, пожалуйста, шляпу» (№3), «Тогда купи мне мячик» (№5, детский вариант), «А ты погрей» (№23, детский вариант)). Человек видит, как можно разрешить ситуа­цию, и организует соответствующим образом деятельность ок­ружающих людей, отдавая распоряжения. Фактически он предлагает решение проблемы, только его реализация зависит от других.

  • Перекладывание ответственности на других (например: «А где твои ключи?» (№17), «Скажи ей что-нибудь, мы опаздываем» (№23) - Е', е). Человек считает, что не он, а кто-то другой должен разрешить возникшую проблему.

  • Самоустранение (например: «Попробуйте их обменять» (№5), «Ну, ему придется долго искать меня, чтобы обменяться шляпа­ ми» (№12)). Человек считает, что это вообще не его проблемы, то, что случилось, его не касается, кто-то другой должен беспокоиться и исправлять ситуацию.

Все приведенные выше варианты ответов кодируются одним и тем же символом е. Очевидно, что поведенческие установки людей будут несколько различаться в зависимости от того, какой из перечисленных вариантов ответов будет преобладать. Поэтому в процессе индивидуальной работы интерпретацию результатов следует строить на основе более глубокого качественного анализа. Необходимо выяснить, действительно ли человек не знает, как получить помощь, или он придерживается тактики самоустранения. В соответствии с этим строится последующая консультатационно-коррекционная работа. Проблемы могут заключаться в общей пассивно-исполнительской позиции человека, его неумении действовать самостоятельно и ориентации на выполнении указаний. Если же человек умеет использовать
окружающих людей для решения возникающих проблем, то, скорее всего, он вообще не будет нуждаться в консультационной помощи. При массовых обследованиях, естественно, все эти нюансы проследить не удается.

Символом i кодируются ответы, в которых испытуемый сам предлагает решение проблемы и берет на себя ответственность за его реализацию. Предлагаемое решение должно приводить к снятию проблемы. Решение должно быть конкретным, легко реализуемым, то есть содержать в себе точное указание, что надо сделать или что будет сделано. Например: «Я уплачу Вам стоимость вазы» (№2), «Тогда я возьму эти две книги» (№6), «Позвоню завтра Петрову, и мы обменяемся» (№12), «Ждем еще 5 минут и уходим» (№14), «Сейчас вызову слесаря» (№17).

Символом m обозначаются ответы, в которых действия, предлагаемые испытуемым, менее определенны (например: «Подождем еще немного» (№14)) или их исход неизвестен (например: «Сейчас поищу» (№17), «Уеду на следующем» (№4)), В этих случаях есть только надежда на изменение ситуации к лучшему (например: «Высохнет, пятен не будет видно» (№1)), но вполне возможно, что эта надежда не оправдается и придется еще раз при нимать какое-то решение. В ответах типа m может звучать мысль о том, что стоит только подождать, и все само собой образуется (например: «Потом поменяемся» (№12)). Может звучать предложение совместно обсудить ситуацию и поискать какой-нибудь выход (например: «Давайте что-нибудь придумаем» (№2)). Может предлагаться подождать «третейского судью», который внесет ясность, разрешит проблему (например: «Приедет ГАИ — разберется» (№16)). Все описанные варианты ответов содержат надежду на то, что со временем все прояснится, образуется, проблема исчезнет как бы сама собой.

После того, как будет произведено кодирование ответов на все 24 ситуации, символы, которыми Вы обозначили ответы испытуемого, неоюходимо занести в таблицу «Оценки ответов испытуемого» на бланке фиксации результатов. Таблица содержит 24 строчки, соответствующие 24 ситуациям теста, и три столбца, соответствующие трем типам реагирования (О-D, Е-D, N-Р). Символ, выбранный для обозначения ответа, проставляется на пересечении строчки, соответствующей номеру данной ситуации, и столбца, соответствующего типу данной реакции. Следует помнить, что в каждой клетке таблицы может быть только один символ, а в каждой строчке - не более двух символов.