Файл: Особенности инновационного маркетинга. Инновация как средство развития общества. Оценка инновационного бизнеса. (Понятие маркетинга в проектной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности инновационного маркетинга.
1.3. Особенности маркетинга в России.
Глава 2. Ведение инновационного проекта. Основные теоретические понятия.
2.1. Современный проектно-ориентированный менеджмент.
2.2. Управление инновационным проектом.
2.3. Планирование и контроль проектной деятельности.
2.4. Виды анализа проектной деятельности.
Глава 3. Разработка инновационного проекта на примере курсов для тренеров по единоборствам.
3.1. Анализ рынка, формирование целевой аудитории, разработка обоснований инвестиций.
3.2. Составление концептуального и стратегического плана. Сетевое представление проекта.
Введение
Данная работа призвана охарактеризовать ведение инновационных проектов на территории Российской федерации. Ключевая особенность работы углубление в маркетинговую структуру развития проекта. При этом для следования практическому применению данной работы и не допущения потери актуальности – целью работы является описание и составление концептуального и стратегического плана по запуску проекта на действующем рынке. Проект будет состоять в разработке и внедрению на рынок программы профессиональной переподготовки «Коммерческий тренер» на базе Университета Университет.
Цели данной работы:
- Структурирование теоретической базы по изучаемой сфере проектной деятельности.
- Поиск и сбор информации для анализа рынка.
- Составление концептуального и стратегического плана проекта.
Задачи данной работы:
- Введение необходимой теоретической базы
- Изучение характеристик рынка
- Замеры потенциальных возможностей рынка
- Анализ сбыта
- Изучение тенденций деловой активности
- Изучение товаров конкурентов
- Краткосрочное прогнозирование
- Долгосрочное прогнозирование
- Изучение политики цен
- Составление сметы по запуску курса.
- Составление бюджета проекта.
- Составление сетевой модели проекта.
- Составление плана по продвижению курса.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг.
Предметом исследования является рынок программ переподготовок для тренеров и спортсменов, его особенности и составляющие, как-то:
- Спрос
- Предложение
- Ценовая политика
- Сезонность
- Сбыт
Основные источники для проведения исследования данные федеральной службы государственной статистики; а также различные опытные методы, как анкетирование и интервьюирование федерации ММА, федерации тайского боя, клуба Варяг, школы фехтования Wild Cards; статистические данные поисковых систем по запросам пользователей; ранее составленные программы переподготовки университета Университет, в частности программа «Подготовки тренеров и преподавателей по физической культуре».
Глава 1. Особенности инновационного маркетинга.
Понятие маркетинга в проектной деятельности.
Для начала дадим определение маркетингу. Различными специалистами маркетинг трактуется по-разному, при этом наиболее полное определение маркетингу дал, профессор Высшей школы менеджмента Дж. Л. Келлога, Филип Котлер[1].
Маркетинг[2] — вид человеческой деятельности, направленное на удовлетворение потребностей и нужд посредством обмена. Также важно понимать, что маркетинг представляет собой совокупность действий, предпринимаемых для получения от целевой аудитории желаемой реакции на товар, услугу, идею или какой-либо другой объект.
Отсюда следует, что при ведении любой маркетинговой деятельности мы обязательно осуществляем её при участии людей и целенаправленно на людей, что обуславливает постоянное получение реакций от всех субъектов, задействованных в данной деятельности. При это важно получать реакции в мгновении, что характерно для современной экономики.
Цель маркетинга – сделать сбыт лишним[3]. Мы должны настолько хорошо знать наших потребителей, чтобы не было необходимости в продаже.
Так как современная экономика основана на разделении труда, то она состоит из множества рынков. Рынок[4] — совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. Производитель обращается к рынку ресурсов (рынок сырья, рынок труда, валютный рынок), приобретает ресурсы, превращает их в товары и услуги, продает посреднику, а тот продает их потребителю.
Для того чтобы корректно вести маркетинговую деятельность необходимости перед развёртыванием маркетинговой стратегии провести маркетинговое исследование рынка.
Маркетинговые исследования — это анализ рынка во всем его многообразии (покупатели и потребители, конкуренты, окружающая среда) и оценка результатов предпринятых действий[5].
Функцией маркетинговых исследований является установление связи потребителей, клиентов и общества с маркетологом посредством информации, которая используется для установления и определения маркетинговых возможностей и проблем[6].
Маркетинговое исследование рынка проводится в 6 этапов[7]:
- Этап 1. Определение проблемы исследования
- Этап 2. Разработка подхода к решению проблемы
- Этап 3. Формулирование плана исследования
- Этап 4. Проведение полевых работ
- Этап 5. Подготовка и анализ данных
- Этап 6. Предоставление отчёта
Систематические маркетинговые исследования позволяют получать информацию о контролируемых и неконтролируемых факторах среды, и интересах различных групп; что повышает эффективность решений, принимаемых директорами по маркетингу[8].
В зависимости от целей, маркетинговые исследования по этапам организации и проведения можно разделить на три большие группы:
· поисковые (разведочные) – Exploratory;
· описательные – Descriptive;
· причинно-следственные – Causal.[9]
Данное разделение возникло давно и является уже традиционным для маркетинга, поэтому в следующем разделе, мы определим, что нового появилось при ведении маркетинга проекта.
Основные направления развития маркетинга в XXI веке.
С течением времени меняются нравы, порядки, моральные и материальные ценности, жизненные устои, отношения. Не обходят стороной временные изменения и такую отрасль рынка, как маркетинг. Времена меняются, информационные технологии пододвигают на пьедестале телевизионную рекламу, рекламу на радио. И вслед за изменением основных средств подачи информации, претерпевают метаморфозу многие инструменты маркетинга. В целом в маркетинге сейчас происходят изменения по двум основным тенденциям:
- Индивидуальность. Почти весь минувший XX век торговля держалась на массовом производстве — особенно красноречиво об этом говорят однотипные советские ботинки и идентичная одежда. Сейчас же, в XXI веке, согласно авторитетному мнению ведущих маркетологов современности, многие производители стремятся дать потребителю частичку века XIX, когда и одежда, и обувь – все делалось на заказ, со знанием дела, и, что более важно, знанием четких пожеланий покупателя.
- Инновации. Наряду с этим, в наше время происходит вытеснение функциональной продукции инновационной. Инновационная же продукция получает все больше и больше спроса среди потенциальных покупателей, прежде всего потому, что вслед за наукой и техникой, человечество тянется к чему-то более продвинутому, модному, высокотехнологичному и качественному (пусть даже с меньшим сроком потребления)[10].
Дополнительно в 21 веке возникла абсолютно новая площадка для маркетинга – это интернет-маркетинг.
Интернет-маркетинг появился в начале 1990-х годов, когда текстовые сайты начали размещать информацию о товарах. Сейчас интернет-маркетинг - это нечто большее, чем продажа информационных продуктов, сейчас идет торговля информационным пространством, программными продуктами, бизнес-моделями и многими другими товарами и услугами. Такие компании, как Google, Yahoo, и MSN подняли на новый уровень и сегментировали рынок интернет-рекламы, предлагая малому и среднему бизнесу услуги по локальной рекламе. Рентабельность инвестиций возросла, а расходы удалось снизить. Этот тип маркетинга стал основой современного капитализма, которая позволяет любому, у кого есть идея, товар или услуга достичь максимально широкой аудитории[11].
Интернет-маркетинг (internet marketing) рассматривается в качестве направления маркетинга. При его реализации применяются все компоненты традиционного маркетинга, но в интернет-среде[12].
В интернете ключевая роль на рынке спроса и предложения перешла от товаропроизводителей к потребителям: отдельная компания способна быстро привлекать внимание пользователей, но такая же возможность имеется у ее конкурентов, поэтому компании вынуждены соперничать за внимание потребителей в интернет-среде, налаживая и улучшая взаимодействие с ними[13].
Другая особенность интернет-маркетинга состоит в отсутствии обязательной пространственной локализации, т. е. возможно осуществлять деятельность без привязки к определенной территории либо локальному рынку. Кроме того, происходит глобализация деятельности[14].
Интернет-маркетинг состоит из[15]:
- платной рекламы (контекстная, таргетированная, медийная),
- SMM (social media marketing),
- SEO-продвижения,
- email-маркетинга,
- веб-аналитики,
- контент-маркетинга.
Важной составляющей интернет-маркетинга является создание посадочных страниц – landing page.
Лендинг (от англ. landing page – посадочная страница) – это еще один важный инструмент интернет-маркетинга. Его смысл состоит в том, что посетители вашего сайта, приходящие из поисковых систем, из контекстной или медийной рекламы и других площадок, перенаправляются на специальную целевую страницу – лендинг. Она сделана так, чтобы максимально привлекательно рассказать о продукте и эффективно вовлечь пользователя в процесс его покупки[16].
1.3. Особенности маркетинга в России.
В развитых рыночных странах потребность в маркетинге обычно возникала по мере того, как отрасль за отраслью подходила к «точке маркетинга» - ситуации, когда предложение товаров и услуг впервые начинало превышать уже сформированный спрос, т.е. по мере достижения рынком состояния «сытости».
Наше общество подошло к необходимости маркетинга с другой, очень необычной стороны - со стороны пустых кошельков, перешедших за черту бедности людей и поставленных «на картотеку» предприятий-должников; эта ситуация, когда скорость падения платежеспособного спроса была существенно выше, чем скорость падения объемов производства.
Для России начала 90-х годов характерно личное участие многих миллионов граждан в процессах закупки, транспортировки и продаж товаров индивидуального потребления[17]. Это стало формой самозащиты населения от безработицы, роста цен и упадка производства. Любой «челнок» оказался вынужден на себе самом осваивать определенные аксиомы и элементарные приемы формирования товарного ассортимента, ценообразования, рекламы, сервиса. В этом смысле Россия по иронии судьбы снова оказалась «впереди планеты всей»: населению маркетинг стал ближе и роднее, чем многим производителям, но население при этом стало играть роли производителей и посредников, а уже в последнюю очередь - покупателей[18].
В зависимости от степени вовлеченности организаций в маркетинг можно выделить три уровня использования данной концепции[19]:
- деятельность организации в целом переориентирована на маркетинг как концепцию рыночного управления, что предопределяет не просто создание служб маркетинга, но и изменение всей философии управления, когда каждый руководитель и специалист ведущих подразделений организации (маркетинга, НИОКР, производственного, снабжения, сбыта, планово-экономического и др.) планирует и оценивает свою деятельность через призму рыночной ситуации и запросов потребителей;
- в организации используются отдельные комплексы (группы взаимосвязанных методов и средств) маркетинговой деятельности (разработка и производство продукции исходя из изучения спроса и конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и др.);
- в организации изолированно реализуются отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование продаж, ценообразование с учетом спроса и др.).
В системном виде классический маркетинг в России появился первоначально на локальных рынках:
- высокотехнологичных товаров и грамотной дистрибуции (например, на рынке программных продуктов);
- потребительских товаров изначально широкого ассортимента (например, на рынке канцелярских товаров);
- товаров массового спроса на фоне активной политики импортирования и иностранного присутствия, в т.ч. импорта маркетинговых технологий (например, продукты питания, полуфабрикаты)[20].
Представляется, что в нашей стране в настоящее время применение маркетинга как цельной концепции рыночного управления скорее исключение, нежели правило. Более реальным для нашей страны в существующих условиях является использование групп взаимосвязанных методов и средств[21].